08.08.14

Красные казармы: с комфортом на войну

Одновременно с началом строительства железнодорожного моста через Обь появилась и станция Обь на месте нынешнего вок­зала Новосибирск-Главный. Для железнодорожников и строителей возводились дома за вокзалом, и первая улица в посёлке железнодорожников — Владимировская. Вскоре выяснилось, что для проезжающих военных частей нужен остановочный пункт. Впервые эта мысль появилась при переброске войск в Китай для поддержки международного экспедиционного корпуса при подавлении восстания «боксёров» в 1900 году, когда предстоящая война России с Японией уже угадывалась. Хотя срок транспортировки войск от Москвы до Дальнего Востока благодаря железной дороге сократился до двух недель (на лошадях ехали три-четыре месяца), людям трудно было выдержать такой срок, почти не выходя из вагонов. Приходилось высаживать солдат по дороге на какой-то станции на несколько дней, чтобы они могли отдохнуть, помыться, поесть горячего и при необходимости — подлечиться. На станциях сначала просто ставились палатки, но зимой в них было холодно. Тогда-то и решили по всей линии строить военно-остановочные пункты. Первым из них стал Новониколаевский на новой улице Владимировской сразу за железнодорожными путями.

Строился он с 1902-го по 1904 год по проекту барона фон Дершау — петербуржца из русских немцев. Его знали как архитектора, участвовавшего в реконструкции Аничкова и других мостов в Питере. В нашем городе он построил Военно-сухарный завод, долгое время снабжавший русских солдат на войне сухарями из алтайской пшеницы.

Военно-остановочный пункт представлял собой самодостаточный военный городок в виде комплекса кирпичных зданий и складов с запасами продовольствия. Имелись лазарет, баня, прачечная, кухня, две столовые, пекарня, амбары и конюшни. В столовых можно было приготовить еду на две тысячи человек. Была и возможность «прожарки» солдатской одежды  — в те времена солдаты боролись со вшами, помещая одежду в раскалённую печь.

Для строительства использовались типовые проекты, разработанные военным ведомством. Стиль — «рационалистический модерн»: в меру ажурная кирпичная кладка и никакой штукатурки для  удешевления строительства. Строительные материалы — местные. Кстати, на строительстве казарм в Новониколаевске появилось первое собственное производство кирпича.

Для нижних чинов было выстроено восемь казарм коридорного типа без подвалов в двух- и трёхэтажном исполнении. В каждой казарме можно было разместить до 500 человек. Следовательно, во всём «пункте» — четыре тысячи солдат. Девятое здание предназначалось для офицеров и представляло собой гостиничные меблированные номера с буфетом. Сейчас в нём расположено управ­ление ГИБДД по НСО.

К началу Русско-японской войны остановочный пункт в Новониколаевске оказался очень кстати. Первые месяцы все войска Сибирского военного округа, в том числе резервные, были направлены для формирования частей, отправляемых в Китай. Именно здесь, в казармах, шла основная мобилизация; за 1904 год было призвано 160 тысяч запасных солдат. Других округов мобилизация коснулась в меньшей степени. Через Новониколаевск на Дальний Восток за войну было перевезено 1 270 000 солдат, в основном — сибиряков. А поскольку пропускная способность железной дороги была ещё не велика, запасных путей — мало, проезжавшие полки днями оставались в Красных казармах. Многие солдаты и офицеры удивлялись такому комфорту в местах, ещё недавно бывших глухой тайгой. В архивах остались благодарности от проезжавших офицеров 51-го драгунского Черниговского полка и 52-го драгунского Нежинского полка, восхищённых условиями быта в нашем военном городке.

После окончания войны с 1905-го по 1913 год в военно-остановочном пункте фактически располагался городской гарнизон. А с 1914-го всё повторилось вновь. Только войска ехали не на Восток, а на Запад — в Германию и Польшу, где проходили бои Первой мировой войны. Одно время здесь располагались Енисейский и Иркутский полки, казачья сотня, конвойная команда. Количество солдат достигало 14 тысяч. Чтобы накормить их, построили пекарню, в которой ежедневно производилось до восьми тонн хлеба.

С декабря 1917-го здесь располагался Интернациональный отряд Совдепа, состоявший из китайцев, пленных немцев, мадьяр и других. В мае 1918-го белочехи, устроившие в городе мятеж, с боем взяли и Красные казармы. Воспользовавшись численным перевесом, к 26 мая чехи вытеснили интернационалистов из военного городка и сами поселились в нём. Сохранилась фотография, на которой их командир, капитан Радола Гайда, будущий генерал Колчаковских войск, принимает парад своего воинства на территории Красных казарм. Вскоре чехов отправили на фронт воевать с большевиками, и городок стал казармой для колчаковских полков.

Так продолжалось до лета 1919 года. В переполненном беженцами и военными частями городе разгорались инфекционные болезни. Эпидемия сыпного тифа выкашивала горожан десятками тысяч! Военный городок стал тифозным бараком. Бежавший в декабре 1919 года из Новониколаевска «Верховный правитель» Колчак оставил в городе около 30 тысяч военнослужащих, большая часть которых была больна тифом. Лишь к 1921 году эпидемия пошла на спад, благодаря жёстким действиям вернувшейся в город советской власти, а именно Чрезвычайной комиссии по борьбе с тифом (ЧЕКАТИФ). Красные казармы заняли военные.

С 1941 года в корпусах находился частично эвакуированный из Ленинграда приборостроительный завод, после войны до начала 50-х — воинская часть внутренних войск МВД. И вот уже более 60 лет основную площадь занимает психиатрическая больница.

Время не щадит Красные казармы. Появились проблемы с перекрытиями, осыпается старый кирпич. Несмотря на то что каждый очередной хозяин казарм перестраивал здания, изменяя их первоначальный облик, в 2010 году восемь солдатских корпусов и один офицерский были признаны памятниками истории регионального значения.

С 2008 года звучат предложения выселить из зданий больницу, провести реконструкцию казарм и создать на их базе гостиничный комплекс с соответствующим историческим антуражем. Эта идея студентов НГАХА остаётся пока лишь идеей.

Подготовлено по материалам
Музея Железнодорожного района

back
up