15.11.13

Руда, которая дороже золота

 

— В декабре прошлого года президент России подписал государственную программу развития промышленности и повышения её конкурентоспособности на период до 2020 года. Программа предполагает создание серии производств по работе над устройствами пятого и шестого технологических укладов. Это касается очень широкого спектра направлений, они связаны с электроникой, современной энергетикой, машиностроением, скоростным транспортом, полупроводниковой и лазерной техникой, оптоэлектронной системой — этот список можно продолжать очень долго.
Но все эти производства немыслимы без материалов, которых в нашей стране явно не достаточно, а то и вовсе нет.

Чтобы они появились, для начала нужно создать минерально-сырьевую базу. Раньше для производства что требовалось? Железо, к примеру, алюминий, медь, никель, тантал. Этого, в общем-то, небольшого набора материалов было достаточно для того, чтобы делать какие-то сплавы, электродвигатели. Новые производства требуют куда более длинный список материалов. Кроме сырья, нужно иметь и перерабатывающие комбинаты, которые из руды должны производить требуемый конечный продукт — чистые металлы либо чистые оксиды металлов.

В России есть месторождения, которые смогут полностью обеспечить необходимую нам сырьевую базу.
А между тем главным игроком на производстве новых материалов является сегодня Китай. Он закупает месторождения во многих странах мира: Бразилии, Австралии, Латинской Америке, Африке, Канаде — проводит жёсткую политику экспансии.

Раньше руда перерабатывалась в материалы, о которых я говорю, на трёх предприятиях Советского Союза. Крупный Усть-Каменогорский комбинат сейчас является собственностью Казахстана. Ошское предприятие осталось в Киргизии, и 90 процентов его продукции продаётся теперь как металлолом. Соликамский комбинат в Пермской области делает сейчас лишь полуфабрикат и отправляет его в Эстонию, которая изготавливает готовый продукт и доставляет его, в свою очередь, в США.

Восстанавливать утраченные Россией позиции в этой отрасли нужно очень срочно, и не без помощи, разумеется, учёных.

Семь лет назад я впервые поднял этот вопрос в Роснедра, федеральном агентстве по недропользованию. Но тогда к проблеме восстановления месторождений и переработки руды в металлы подошли весьма скептически. Аргументировали такой скептицизм отсутствием финансовых средств: для этого ведь нужны миллиарды, объясняли мне. Но сейчас наша страна подошла к такой черте, переступать которую уже нельзя. В любой момент поставщики сырья нам могут «перекрыть кислород»: взвинтить цены или вообще прекратить поставки. Какой тогда может быть разговор о новых материалах и производствах?!

Между тем у нас, в Сибири, имеются такие месторождения, каких нет нигде в мире. Они такого качества, что уникальны в планетарном масштабе. На северо-западе Якутии, например, есть Томторское месторождение. Оно находится очень далеко, на 71-м градусе северной широты, но запасы его колоссальны, содержание руд уникальное, а их залегание не глубокое: близкое к поверхности. Приведу такой пример. Руда, в которой содержится пять граммов золота, считается очень богатой.
Эти пять граммов оцениваются
в 160 долларов. Цена полезных компонентов в тонне томторской руды составляет 11 тысяч долларов. И содержится в них 18 самых различных металлов. Самые востребованные из них — средние и тяжёлые лантоноиды.

Наш институт уже несколько лет занимается проблемами разработки новых месторождений. Чуть больше года назад я из Якутии пригласил специалиста, знакомого с Томторским месторождением. О результатах, которые имеем сегодня, я и буду рассказывать участникам международного технологического форума «ТЕХНОПРОМ».

Татьяна КИРШИНА
Фото Виталия МИХАЙЛОВА

 

back
up