В рекламных оковах
Сегодня и новосибирцы, и гости нашего города с трудом могут оценить то немногое историческое и культурное наследие, что есть в Новосибирске, которому недавно исполнилось 120 лет.
Яркая наружная реклама, киоски и летние кафе — такой винегрет в начале XXI века продолжает во многом формировать облик сибирской столицы.
Последние годы специалисты управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области боролись с засильем рекламы на центральных магистралях города, где в основном сконцентрированы памятники архитектуры и истории как регионального, так и федерального значения. Несмотря на то что часть билбордов исчезла, в целом решить проблему рекламных оков, сковавших город за последние два десятилетия, пока не удалось. Главным препятствием стало федеральное законодательство, в котором долгое время достаточно размыто были прописаны нормы и правила размещения рекламных конструкций и временных объектов в охранной зоне памятников старины. Однако не так давно в данном вопросе произошли серьёзные перемены: внесены изменения в федеральный закон о рекламе, установившие чёткие требования по размещению «наружки» и на фасадах зданий.
— Ещё в 2010 году было принято постановление правительства Новосибирской области, определившее границы зоны охраны памятников архитектуры: в документе чётко и ясно сформулированы требования к размещению рекламных конструкций и временных объектов (киосков, летних кафе, остановочных павильонов), — рассказывает начальник управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области Александр Кошелев. — Что касается наружных рекламных конструкций, то сейчас, с внесением изменений в закон о рекламе, появилась возможность системно запретить их размещение перед фасадами исторических зданий. В городе уже давно много рекламы, загораживающей памятники старины. По моему мнению, перекос в данном вопросе серьёзный. Правда, стоит признать, что это беда не только Новосибирска. Томск также показателен в данном отношении. В Москве и Санкт-Петербурге сейчас успешно ведётся работа по борьбе с наружной рекламой.
— Александр Владимирович, вы уже давно поднимаете вопрос о размещении рекламы, загораживающей памятники архитектуры. Почему же ничего не менялось?
— Беда в том, что в своё время в отношении большинства рекламных конструкций были выданы разрешения и заключены договоры в соответствии с тем законодательством, которое действовало раньше: де-юре эти щиты и билборды были, в основном, размещены законно. Но не стоит забывать и того, что в городе есть много рекламы, установленной без соответствующих разрешений. Желая разобраться в данном вопросе, три года назад Совет депутатов города Новосибирска создал специальную комиссию, в работе которой мы приняли активное участие. Правда, тогда было оговорено, что столь строгий подход к вопросам размещения рекламы и временных объектов ущемляет права бизнеса — как рекламного, так и малого бизнеса в сфере услуг. Было принято соломоново решение: существующие временные объекты и рекламные конструкции останутся на прежних местах до истечения срока договоров аренды, которые, как правило, краткосрочные. Сегодня эти сроки истекли, и данные объекты должны быть демонтированы. Параллельно начала проводиться работа по поручению губернатора Новосибирской области, который распорядился демонтировать рекламные конструкции с целью обеспечения безопасности дорожного движения. В том числе и на Красном проспекте.
Недавно мы провели контрольные мероприятия в центральной части города (по Красному проспекту, на улицах Ленина, Советской и Горького), что позволило определить число рекламных объектов, нарушающих охранную зону памятников архитектуры. Теперь, согласно закону, все временные объекты и рекламные конструкции, не соответствующие режиму содержания памятников архитектуры, должны быть демонтированы. По результатам проверки из центра города должно быть убрано 75 временных объектов и 161 рекламная конструкция, которые загораживают фасады зданий, входящих в перечень исторического наследия. Их главная беда — внушительные габариты, не позволяющие насладиться красотами исторического Новосибирска.
— Приведите примеры таких конструкций.
— Так, встал вопрос по киоску быстрого питания, расположенному за краеведческим музеем, где сейчас идёт благоустройство. Дальнейшие работы не возможны, пока не будет убран этот злополучный киоск и ряд других объектов. На это обратил внимание и губернатор в ходе осмотра работ по реконструкции музея. Уже дано поручение мэрии Новосибирска принять меры по приведению территории, прилегающей к музею, в соответствие с режимом, предписанным законом, что сейчас и делается. Думаю, что в ближайшее время вопросы по данному участку будут сняты.
Результаты проведённого мониторинга уже направлены в мэрию, чтобы были приняты меры по демонтажу объектов, нарушающих законодательство. Кроме того, с учётом изменений в закон о рекламе, до 1 января 2014 года мэрия должна утвердить схему размещения рекламных конструкций в Новосибирске. Сейчас её разрабатывают: фиксируются все рекламные конструкции и рассматриваются предложения по их демонтажу и переносу. Отдельное внимание уделено Красному проспекту: разрабатывается единый регламент размещения рекламных конструкций на всём его протяжении. Такой опыт есть во многих городах страны. За пример мы взяли опыт Санкт-Петербурга, где уже создан регламент по Невскому проспекту, в котором мы видим развёрстку всех зданий и обозначение всех мест, где могут быть размещены рекламные конструкции, оговорена форма подачи наружной рекламы, её объём, площади и так далее.
— Александр Владимирович, многие могут не разделить ваш оптимизм. Зачастую бывает так: закон есть, но он не соблюдается — примеров тому множество.
— Дело в том, что ещё два года назад законодательство чётко не прописывало данные нормы, поэтому они и не соблюдались. Сегодня большим подспорьем в нашей работе, например, является усиление меры ответственности за подобные нарушения. Если в прежние годы штрафы за незаконную рекламу и временные объекты измерялись несколькими десятками тысяч рублей, то сейчас они могут доходить до пяти миллионов. Раньше можно было разместить летнее кафе в неразрешённом месте, заплатив штраф от 10 до 30 тысяч рублей, — всё равно доход от бизнеса в разы превысит данную сумму. Сегодня так уже не сделаешь.
В прежние годы мы могли воздействовать на предпринимателей-нарушителей только через суд, что всегда требовало много времени и усилий. Причём подобные процессы не могли гарантировать положительного исхода дела, опять-таки в силу нечёткости законодательства в данном вопросе. Например, мы проиграли судебный процесс по вопросу размещения большого экрана перед театром оперы и балета. Сейчас ситуация изменилась: будет разработана схема, согласно которой подобные мониторы и билборды никогда не смогут появиться на этом месте.
Ещё одна проблема связана с размещением рекламы непосредственно на фасадах зданий, попадающих в перечень памятников архитектуры. Билбордов в городе неоправданно много, но они напрямую не завешивают то или иное здание. В основном это касается многоквартирных жилых домов, являющихся памятниками архитектуры (большинство опять же на Красном проспекте): сегодня многие из них скрыты за целой палитрой рекламной продукции, сделанной в различных стилях, без соблюдения цветовой гаммы, без учёта особенностей архитектурного решения фасадов. Причём зачастую не всегда можно выяснить, кто является владельцем данных конструкций, кто давал разрешение на их размещение и так далее.
— И каким образом можно очистить фасады памятников архитектуры от рекламы?
— Для того чтобы таких вопросов в дальнейшем не возникало, мы постарались более чётко регламентировать их на уровне нормативных актов. Во-первых, согласно постановлению правительства области, теперь запрещено размещать рекламные конструкции, превышающие один квадратный метр, на памятниках архитектуры. Сейчас в городе много рекламы, масштабы которой не соразмерны элементам зданий, на которых она расположена. Можно выйти на Красный проспект и насчитать десятки таких примеров. Во-вторых, в соответствии с правилами сохранения объектов культурного наследия, теперь специалисты нашего управления будут просматривать всю проектную документацию по размещению наружной рекламы в охранной зоне памятников архитектуры. Нам будут показывать проекты, в которых должно быть видно, как та или иная рекламная конструкция будет смотреться не только на каком-то отдельном участке здания, а на его фасаде полностью. В отношении каждого здания решение будет приниматься индивидуально. Причём последнее слово должно быть не за чиновником управления, а за специалистом-проектировщиком, имеющим лицензию министерства культуры. Именно этот специалист будет предлагать окончательный вариант с учётом всех особенностей фасада того или иного здания. С прошлого года уже было разработано шесть проектов по размещению наружной рекламы на памятниках архитектуры Новосибирска.
— Проблема незаконного размещения рекламы касается в основном центральной части города?
— Такая работа проводится специалистами нашего управления на всех улицах, где есть памятники архитектуры. Уже сегодня можно констатировать то, что есть положительная динамика, обусловленная пониманием важности данного вопроса различными ветвями власти и представителями рекламного бизнеса. Десятки объектов наружной рекламы уже убраны с улиц Новосибирска.
Максим СИДОРЕНКО
Фото Валерия ПАНОВА