27.09.13

И спелые гроздья сорву…

Супруги вместе 40 лет, и любовь к винограду у обоих с детства. Сергей Николаевич родился в Краснодаре, у семьи был виноградник, и отец учил сына ухаживать за ним. «Мы никогда ягоды не продавали, раздавали родне, зато делали виноградное вино, при этом никто в семье не курил и пьяницей не был. И сейчас так же живём», — рассказывает хозяин редкого виноградника. Татьяна Васильевна согласна с мужем. В их семье три дочери, три зятя, четыре внучки и внук. Особенно любят помогать дедушке с бабушкой на винограднике внуки. «Мы иногда продаём саженцы по 300—600 рублей, а сами выписываем по Интернету за 1000—1500 рублей, так что можно ли считать это семейным бизнесом? Просто любим виноград, я ведь тоже с ним выросла, в Сочи», — говорит Татьяна Васильевна.

Хозяйка — технолог, хозяин — бывший военный и железнодорожник, сейчас супруги на пенсии, живут в Новосибирске, но с ранней весны и до поздней осени на винограднике, в прошлом году закрыли сезон 18 ноября. Оба 15 лет ходят на курсы виноградарей в ДК «Металлург». «Вам уже других надо учить. Говорят, вы хотите сделать Коченёвский район краем виноградарей?» — «Таких амбиций нет, — смеётся Сергей Николаевич, — но в этом году я уже сам веду занятия в библиотеке на Юго-Западном жилмассиве. А здесь мой виноград растёт в Шагалово, Поварёнке, очень много его в Коченёво, по дачам. Одна девушка увезла саженцы в Магадан, через год позвонила: прижился!» Своим учителем они считают Александра Григорьевича Кудрявцева, придумавшего траншейный метод выращивания винограда, его сейчас используют и Титовские. «Виноград на поверхности земли через год-три всё равно пропадёт, — говорит Сергей Николаевич. — Если лоза семь-восемь градусов мороза выдержит, то корни нет, поэтому виноград надо высаживать в траншею и укрывать в ней на зиму. У нас здесь 19 траншей».

Виноград занимает большую часть участка в 18 соток. Траншеи, примерно по колено высокому хозяину, расположены друг от друга в трёх метрах. Между ними внуки весной раскидывают солому, она греется и защищает лозу от болезней. Лозу, слышу я, нельзя загущать, она должна продуваться и больше получать солнца, так меньше болеет, и быстрее ягода зреет. «В прошлом году эту беседку закрывал один куст, из шести рукавов, лоза у нас — рукав, — показывает хозяин. — С куста сняли 80 кг ягод». — «Выбрали для Сибири сорта?» — «Близки, но нам всё нравится, поэтому продолжаем испытания».

Виноградари показывают сорта, рассказывая о каждом, угощая ягодой из разных кистей. Одни сладкие, другие ещё дозреют на лозе, часть сортов развешивают кисточками на леске или укрывают лозу в траншее рамами. Есть кисточки на килограмм-полтора, кусты, дающие по 30—40 кг. «Сколько же это требует сил!» — поражаюсь я. «Самое трудное — вырыть траншею и выбрать сорт по вашим силам, — “успокаивает” Сергей Николаевич. — Вот сорт для ленивых — “Загадка Шарова”». Поспевает рано, массы много, до ноября кисть висит и становится всё вкуснее, приобретая цветочный запах. Не зря алтайский виноградарь Шаров назвал его загадкой. Народным сортом считают “Алёшенькин”, распространён у нас, обильный, вкусный, крупный. Жена и внучка больше всего любят “Каринку русскую”, изюмный сорт, без косточек, мелкая, но очень сладкая ягода». Татьяна Васильевна возражает: её любимый сорт — «Шахиня Ирана», красивый жёлто-розовый виноград. «А вот “Преображение”, ягода до 20 граммов бывает, как южная слива», — показывает хозяин свою «любимицу».

Они выращивают виноград и из косточек, недавно получили их с Дальнего Востока. Надо 5—6 лет, чтобы понять его свойства. Гордятся, что завели сорта, которых нет у других: американские киш-мишные, венгерские. Сейчас ещё 12 новых выписали. «По виноградарству нет специалистов даже в СО РАСХН, только любители испытывают», — отмечает Сергей Николаевич. «В сибирских условиях сахара в винограде даже больше, чем на юге, — сравнивает южанка Татьяна Васильевна. — Здесь длиннее световой день, и лето обычно жаркое». — «Очень удачно, что мы работаем вместе, — считает Сергей Николаевич. — Я что-то упустил, жена обязательно вспомнит. Она лучше сорта запоминает и сама их выписывает. А на мне в основном весь уход». — «Прополоть добросовестно — тоже женское дело», — поправляет мужа жена. Спрашиваю супругов, как к ним относятся соседи: участок Титовских расположен в одном из садовых обществ под Коченёво, шпалеры, увитые лозой, видны издалека. «Смотрят и сами сажают, — доволен Сергей Николаевич. — Я по всему Коченёво езжу и обрезаю виноград тем, кто брал у меня саженцы». — «Зимой никто ничего не трогает», — благодарна жителям Татьяна Васильевна. Они встречают всех любителей солнечной ягоды. Только после экскурсии и дегустации, если гость «загорится», согласятся подготовить саженец.

Зоя ЛАВРОВА

 

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика