27.09.13

Машина его мечты

Николай Николаевич — известный человек в Тогучинском районе: отработал в сельском хозяйстве 39 лет — инженером и главным инженером хозяйства, семь лет был председателем колхоза «Гигант», сейчас живёт в селе Березиково. На пенсию вышел три года назад, как только исполнилось 60. Может, и потому, чтобы уже ничто не отвлекало от восстановления машины. «21-ю “Волгу” мне нашли дети в Новосибирске, у меня два сына и дочь. Её хотели на свалку тащить, выбрасывать, — вспоминает инженер Райш. — Я приехал, поглядел, кузов оказался прекрасным: у “Волги” первых выпусков его покрывали оловом, лудили, плюс металл утолщённый и защищён от коррозии. Сейчас эту технологию уже забросили. Ну, забрали мы машину за недорого, притащили домой волоком. И я её всю до болта разобрал и восстановил. Деталей 20, которых нельзя было найти, сделал сам. Реставрировал всё максимально приближенно к оригиналу. Машина получилась прекрасная! Покрасили её сыновья: начинал старший, завершил младший — у него своё дело, занимается ремонтом машин. Видите, какая получилась красавица, прелесть, а не машина».

Николай Николаевич с удовольствием показывает просторный салон возрождённой машины: «Смотрите, диваны спереди и сзади. Всё раскладывается, здесь спать одно удовольствие. Помните фильм “Три плюс два”? Там “Волга” была такая же, 21-я». Хозяин машины рассказывает, что уже полтора года ездит на этой машине. Бывает и в Новосибирске. Скорость всегда любил, поэтому разгоняется и до 100—120 км в час, его не каждый обгонит. На «Волгу» уже не раз находились покупатели, предлагали за неё 500 тысяч рублей, но он ни за какие деньги её не продаст. «Это машина моей мечты, я в неё душу вложил, — улыбается Николай Райш, ласково поглаживая свою красавицу. — Моя душа здесь вот, в этом железе, да-да… Что характерно для этой машины? Она очень устойчивая, у неё прекрасная проходимость, в том числе по снегу. Ей цены нет, этой машине. Кому что, а мне вот нравится ретро».

Реставратор «Волги», поистине поэт в душе, Николай Райш демонстрирует, что у его машины родной руль, родные сигналы. «Наверное, во мне жилка конструкторская есть, — шутит опытный инженер и кивает на стоящий рядом “уазик”: — Он ещё старше, 1956 года выпуска, а посмотрите, какой у него вид изумительный, хотя я на нём уже 20 лет езжу». Потом снова переключается на «Волгу»: «Это машина экстра-класса. Когда её выпустили, она была лучшей в мире. Слышите, как часики тикают, я их восстановил, идут точно. Радиоприёмник тоже реанимировал, одну лампу кое-как нашёл, он же ламповый. На этой машине ехать не устаёшь, понимаете? Она идёт мягонько, при этом она же тяжёлая, без малого тонну 700 кг весит».

Николаю Николаевичу украшают жизнь не только машины. Он работает музыкальным руководителем в детском саду, играет на баяне, учит ребятишек петь и танцевать. Вспоминает, что его мама «изумительно пела», любил песни и отец. В девять лет мать подарила сыну тульскую гармошку-хромку, на которой он быстро научился играть. А потом уже подарила баян. Играл Николай Райш в ансамбле баянистов, был «первым баяном», объездил в своё время с концертами пол-России. Сегодня у Николая Николаевича весь компьютер «забит» музыкой: уважает джаз, слушает и любит классику, Бетховена, Моцарта, Чайковского, Глинку. И раскрывает музыкальные способности своих учеников. «С полутора лет приходят, ничего не умеют, только вякать да плакать, а потом, смотришь, запели, заплясали, музыка воспитывает ребёнка», — уверен музыкальный руководитель.

«Значит, не скучно на пенсии?» — «Ой, дня не хватает. Встаю в шесть утра, быстренько позавтракал, и начинается. У меня очень много увлечений и дел. Сегодня, кстати, 37 лет, как мы живём душа в душу с женой Валей. Я уже поздравил её, но ежегодно в день нашей свадьбы собирается вся семья, а нас с тремя внуками уже 11 человек. Ждём гостей», — радуется Николай Райш.


Зоя ЛАВРОВА

 

«21-ю “Волгу” мне нашли дети в Новосибирске. Её хотели на свалку тащить, выбрасывать. Реставрировал всё максимально приближенно к оригиналу. Получилось прекрасно!
Это машина моей мечты, я в неё душу вложил...»

back

Новости  [Архив новостей]

up