27.09.13

У каждого своя Родинка

Фотографии сибирской глубинки стали настоящим  открытием на ярмарке фотоиндустрии в австралийском Мельбурне в середине сентября. О тех, «на ком держится земля», и как создавать имидж территории, говорим с автором проекта и координатором блог-сообщества «Родинки на карте» Валерием КЛАММОМ.

 

 

 

Валерий Кламм — фотограф-фрилансер, фотопродюсер, преподаватель фотографии. В 2002—2005 годах — руководитель международных фотоэкспедиций «Люди на границах», «Навстречу Нансену» (Енисей и притоки — от Красноярска до Карского моря), «Иртыш Чёрный и Белый» (Восточный Казахстан). С 2006 года, — член фотоагентства OnAsia (Бангкок). Эксперт Новосибирского отделения Русского географического общества.

 

 

Простые истории

«Родинки на карте» (http://rodinkinakarte.ru) — фотоблог, посвящённый будням «малых местожительств», рассказывает простые истории простых героев, живущих вне больших городов. Будни российской провинции, бесчисленных малых родин, с которых и начинается великая страна. История новосибирского проекта началась почти четыре года назад, а сегодня в сообществе «Родинки на карте» — четыреста постов, более пятидесяти авторов из разных регионов России, география историй и сюжетов — от Курил до Белого моря. В 2012 году «Родинки…» были приглашены к участию в австралийском фотофестивале Head On (Сидней). Выставка тогда вошла в топ-дюжину событий фестиваля и получила тёплые отклики публики и признание профессионалов. На прошедшей в сентябре 2013 года презентации фестиваля Head On в рамках ярмарки Photo Marketing Association в Мельбурне «Родинки на карте» увидели более 20 тысяч человек.

— Валерий, как пришла идея снимать «нестоличную Россию»?

— Всё начиналось в 2009-м как имиджевый проект территории. По заданию партнёра — Агентства регионального маркетинга Новосибирской области (АРМ) — я приехал в Сузунский район, чтобы фотографировать власть, бизнес, инвестиционные объекты… такая инвентаризация. Была ещё одна строчка в задании: «поснимать людей на улице». С этой строчки всё и началось. Лица, судьбы, повседневность — когда вроде ничего не происходит, но случается главное.

— Как вы находите своих героев?

— Чаще всего моими советчиками становятся сотрудники местных газет, музеев, школ. Задаю вопрос: «На ком тут у вас земля держится?». Люди обычно сначала задумываются над этими словами, а потом начинают давать советы. Или — герой одной съёмки рекомендует мне следующего. Скажем, приехал я в Баган договариваться о выставке, помогал мне в её организации местный музей. На вопрос: «Кто герой?» — рассказывают мне о супружеской паре инвалидов. Светлана, внешне здоровый человек, ведёт кукольную студию в ДК, Сергей — зарабатывает как фотограф… на одной ноге. Говорят, когда Светлана только устроилась на работу, была у них какая-то первая вечеринка с коллегами. Все сидят за столами, заиграла музыка — и первым мужчиной, который встал и пригласил свою даму на танец, был Сергей. Как я мог не снять эту историю?

— А если просто на улице встретили героя, что вас в нём должно «зацепить»?

— Есть какие-то неслучайные случайности. Скажем, существует поверье: фотограф намагничивает ситуации. Вот ничего не происходило, но появился человек с фотоаппаратом, и закрутилось: люди стали себя как-то проявлять, взаимодействовать, картинка заиграла. А дальше нужно просто взять эту реальность в кадр… И что даст ключ к решению съёмочной задачи — заранее неясно, такая вечная игра. Как-то ещё до «Родинок» я поехал на съёмку для журнала «Русский репортёр» в посёлок Колывань Новосибирской области. По заданию редакции мне нужно было небанально снять главный архитектурный объект — собор. Приехав на место, я стал искать точку, но всё казалось мне как-то неубедительно. Забрёл я на площадь перед автовокзалом, и увидел деда, который продавал всякие нужные вещи — мётлы, топоры, ещё какой-то инструмент. Я подошёл как бы прицениться и поговорить, он оказался активным местным «диссидентом», выступающим против сноса рынка. Видя мой интерес, пригласил меня в гости в его «офис» (он так назвал свою мастерскую в бывшей стайке для поросят). Поехали, входим во двор, он ведёт меня на чердак сарайчика, где хранятся те самые мётлы, и вот когда мы туда забрались, я понял, зачем всё это было. Я увидел у него за огородом во всей красе этот собор. Такая вот неожиданная панорама. И этот дед, в треухе, нечаянно встал в кадр так, как нужно. И именно этот кадр был после напечатан в журнале. Одним словом, никогда не знаешь, где найдёшь…

Градус любви

Уже в 2010 году проект «Родинки на карте» вышел за пределы Сети, была напечатана первая выставка, которая поехала путешествовать по Новосибирской области. «Родинки» экспонировались в маленьких музеях, иногда — в выставочных залах размером с жилую комнату, а затем и в Новосибирске. Ещё через год, в 2011-м, в международном конкурсе блогов и блог-сообществ, который проводит Deutshe Welle («Немецкая волна»), «Родинки на карте» вошли в тор-10 среди русскоязычных ресурсов. Наконец, в 2012 году прошёл первый показ выставки в Австралии, мультимедиа — в Казахстане и Камбодже.

— Со съёмками вы уже всю Новосибирскую область проехали?

— Пока я побывал в семнадцати районах, и понятно, что многое ещё впереди. Хотя можно и в одном районе, в одном селе снимать годами, сюжеты будут неисчерпаемы. Всё зависит от подхода. Этим летом я ездил в Северный район с этнографами из СО РАН (постоянные партнёры «Родинок») — снимали праздник Троицы, отвозил выставку в Болотнинский район и снимал там сюжет о приёмной семье, это одна из моих любимых тем.

— Почему вам это близко?

— Так получилось, ещё до «Родинок», областной Центр устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пригласил меня как фотографа в Маслянинский район. Снимать нужно было, с одной стороны, приёмные семьи, с другой — воспитанников детских домов, которые ещё ждут устройства. Пять суток я пробыл в районе, был снят хороший материал. По итогам поездки мы организовали выставку, которую показали сначала в нашей «Меге», а потом в Общественной палате в Москве. До этого момента я не сталкивался с этой темой, и для меня некоторые вещи стали полной неожиданностью. К примеру, градус любви, который есть в приёмных семьях. Хотя понятно, что там всё по-разному складывается, бывает, что и возвращают детей обратно в детский дом. И знаете, в мейнстрим-журналистике есть немало шаблонов: если речь идёт о детском доме — значит, нужно снять так, чтобы слёзы потекли. Мне же всё, что я увидел, показалось абсолютно позитивным. Я видел, что дети даже с колоссальными душевными ранами восстановимы, им только нужно, чтобы их почаще гладили по голове и держали за руку. С той поры, как мы начали сотрудничать с Центром, я побывал с ними уже в нескольких районах.

Другая планета

— Есть подобные «Родинкам» проекты в России или за рубежом?

— Аналогов нет, хотя есть дальняя родня — например, фотокартографический проект «Другая сторона Европы», это такой набор фотоисторий с региональной «геопривязкой» из европейской части страны — до Урала. Наше блог-сообщество уникально, за четыре года существования из местной инициативы «Родинки» выросли в проект с глобальными перспективами, активно выходящим за пределы России. Наша фотовыставка, будучи впервые показана в Сиднее в 2012 году, в этом году уже дважды заявила о себе в двух точках в австралийском штате Виктория. И это только начало большого путешествия «Родинок» по планете.

— Есть уже предложения?

— Будем держать пальцы крестиком, сейчас идут переговоры. Одна из задач — расширение круга авторов. Проект некоммерческий, фотографы охотно делятся своими материалами, потому что чувствуют важность этого дела. Хотя меня огорчает то, что я не могу платить авторам за посты, это было бы правильно и стратегически мудро. Но сейчас такой возможности нет.

— Это такая российская особенность, работать бесплатно?

— Проекту повезло, на старте нас поддерживало Агентство регионального маркетинга. В этом году нам помогают министерство культуры Новосибирской области, Институт археологии и этнографии СО РАН, альманах Metkere.com, Новосибирское отделение Русского географического общества. Я благодарен и за имеющуюся поддержку, но она, увы, нерегулярна, и её бюджет решает, скорее, задачи выживания проекта, чем его развития. Ведь «Родинки» — глобальный проект с новосибирской «пропиской» — работает на интересы народа и власти. Он позволяет нам переоткрывать заново для самих себя свою землю, а во внешнем мире — спокойно, лирично и искренне представляет Сибирь и нашу страну в целом. «Родинкам» нужны стратегические партнёры и длинный горизонт планирования, над этим начинает работу формируемый сейчас попечительский совет.

— У нас принято позиционировать регион как инновационный, научный центр, а вы показываете другой ресурс — человеческий…

— Это тоже нужно — показывать территорию как современно мыслящую, это, наверное, важно для неких инвесторов. С другой стороны, в эпоху «экономики впечатлений» важно не перестараться, изо всех сил демонстрируя продвинутость, прагматичнее с достоинством нести то, чем дорожишь, и не бояться быть собой. Это позволяет достичь главного эффекта — доверия. А доверие, как известно, есть управленческий ресурс.

Марина ШАБАНОВА
Фото Валерия ПАНОВА

 

 

back

Новости  [Архив новостей]

up