27.09.13

Как воспитать привычку дарить

 

— Вячеслав Юрьевич, разновидностей благотворительных фондов и некоммерческих общественных организаций — масса. Почему — Фонд культуры, а не помощи тяжелобольным детям, например?

— Только культура может объединить и промышленников, и простых людей, и деятелей культуры, и представителей общественных организаций. Я кланяюсь в пояс людям, которые помогают детским домам или больным детям, и, тем не менее, считаю, что здесь мы частично подменяем государство. Некоторые чиновники не хотят работать, а мы берём их функции на себя. Вот памятник Пушкину нам государство не обязано ставить. А мы решили, что скинемся и поставим…

Почему я сам стал этим заниматься? Объясню. Во-первых, я прослужил в армии 21 год, шесть лет из них — в Германии. И меня всё время поражало следующее: немцы проиграли войну, у них в недрах нет ничего, кроме бурого угля. Но они впереди планеты всей: у них новейшие технологии, дисциплина и так далее. А у нас в недрах всё есть, но нам от этого не хорошо. Я стал задумываться, почему так. И пришёл к выводу, что развитие начинается с культуры — культуры бытия, культуры работы, культуры общения… Принцип «культура по остаточному принципу» не приносит желаемых результатов, ей надо заниматься всерьёз.

В России очень богатые традиции меценатства. Все, кто зарабатывают деньги, в какой-то момент понимают, что хотят их вкладывать в благотворительность. Но зачастую у них нет серьёзных ориентиров. Наше портфолио — как раз такой ориентир: каждый может выбрать проект, который ему по душе, и поддержать его материально.

— Что представляет собой портфолио?

— В нашем портфолио часть проектов реализована, а часть ещё в процессе. Есть очень дорогостоящие проекты. Например, тот же памятник Пушкину. Решение мэрии есть, конкурс проведён шесть лет назад, предварительный бюджет — 14 миллионов рублей. Но нет денег… Мы решили создавать памятник совместно с «Почтой России» по аналогу акции, которую в своё время проводили при строительстве Дома Ленина, когда выпускались «кирпичики». Планируем выпустить конверты с марками с изображением памятника. На них будет написано, что все средства, поступающие от продажи этих конвертов, пойдут на создание памятника. Это будет народный памятник. Сейчас решается вопрос о земле. Надо только деньги собрать.

— Откуда идёт финансирование других проектов, которых у вас немало?

— За полгода мы провели восемь крупных мероприятий. В Новосибирске работает более сотни общественных фондов. И большинство из них создано под конкретную задачу. Допустим, организация, которая раз в год проводит конкурс «Дикие животные родного края». Или конкурс социального плаката… Они делают хорошее, нужное дело, но возможности у них маленькие. Представьте, если бы у нас таких фондов было триста, мы бы каждый день имели какое-то серьёзное мероприятие — практически без бюджетных денег.

Фонд культуры, который работает в Новосибирске с 2007 года (а Российский фонд культуры — более 20 лет), ни разу бюджетных денег не брал. Без меценатов мы ничто. Мы существуем как связующее звено между бизнесом, властью и общественностью. У нас 500 партнёров в Новосибирске, с которыми мы работаем длительное время. Задача любого фонда — аккумулирование на своих счетах средств благотворительных организаций и меценатов с последующей реализацией мероприятий. Есть концепция мероприятия, мы собираем деньги — и это мероприятие устраиваем. Как пример: у нас вышла книга «Цыплята индиго» единственной в мире студии баснописцев, которая работает в Новосибирске. В ней 76 басен, написанных детьми. Её мы выпустили к 100-летию Сергея Михалкова. Организации скинулись — и вышла книга. Так работает Фонд культуры. Все мероприятия, которые он проводит, — за счёт средств благотворителей.

К сожалению, здесь есть проблема. Как происходит на Западе? Приходит Билл Гейтс, ему нравится какой-то фонд, например, борьбы со СПИДом, он говорит: вот вам 10 миллионов долларов, это на ваши программы. А у нас как? Мы на каждый проект бегаем и ищем деньги…

— Какими ещё проектами вы занимаетесь в данное время?

— В нашем портфолио есть полнобюджетные и малобюджетные проекты. Мы открываем памятный знак на месте первого в Новониколаевске кинотеатра — «Театра-синематографа имени Махотина», который появился в 1896 году: как известно, там был проведён первый киносеанс за Уралом. Остался один вопрос — нам нужен всего один квадратный метр земли. Как только он решится, в Новосибирске появится этот памятник. Мы планируем сделать серию презентационных дисков «Художники города». Мы занимаемся реконструкцией монумента «Ушедшим в вечность — вечная память» в Нижней Ельцовке. Это будет Пост № 2, на правом берегу. Почему именно это место? Оно единственное в Советском районе «лобное место», откуда люди реально уходили на фронт. Здесь стоял памятник, который пришёл в негодность. Сейчас это монумент. Первая очередь реконструкции заканчивается: на постаменте указаны фамилии 200 погибших во время Великой Отечественной и других войн. Вторая очередь — создание музея военной техники под открытым небом, а третья очередь — казарма «Потешных полков», воспитанники которых будут нести караульную службу на Посту № 2 у Вечного огня, как на монументе Славы. Мы вложили в это более четырёх миллионов рублей.

Талантливым детям, учащимся детских музыкальных школ и других учреждений культуры, как правило, из многодетных и малообеспеченных семей, мы платим стипендии в области культуры. Таких стипендиатов, которые ежемесячно получают стипендии по 3000 рублей, в 2013 году у нас 30. И это тоже за счёт благотворительных организаций. По сути, Фонд культуры — это организация, которая проявляет инициативу и находит людей, которые эту инициативу готовы принять и финансово поддержать. Скажу вам, число таких людей всё увеличивается.

— Стало известно, что Фонд культуры инициирует проведение большого форума культуры весной следующего года. Каким будет это событие?

— В апреле-мае мы планируем провести форум «Новосибирск — культурная столица азиатской части России» — самое крупное событие в области культуры за Уралом. На это звание претендовать никто, кроме нас, не может: ни Хабаровск, ни Красноярск, ни Иркутск, ни Омск, хотя это хорошие культурные города с богатыми традициями. У них нет такого количества театров, музеев, как есть у нас — мы, как известно, самое крупное муниципальное образование России. Так что у нас есть основа, чтобы так называться. Но культура не определяется только театрами и музеями. Чтобы город стал культурной столицей, надо ещё урны поставить и людей приучить, чтобы не плевались и не бросали бумажки на улице, к примеру. Мы как инициаторы такую задачу поставили перед форумом, но решать её будем всем миром.

В своё время Пермь сделала заявление, что станет культурной столицей России. Все посмеялись. А город стал расцветать на глазах. Конечно, Пермь культурной столицей России не будет, но она очень хорошо поправит свои дела. То же самое было в Барселоне в своё время: город был заштатным, но после того, как сделал громкое заявление, стал развиваться.

Мы надеемся, что при нашей базовой составляющей мы сможем сделать город культурной столицей азиатской части России. Власти области и города нас поддержали. Форум поможет выработать план мероприятий по осуществлению столь амбициозной задачи в виде концепции дальнейшего культурного развития города. Сейчас готовится распоряжение губернатора по проведению форума, создан оргкомитет, который возглавляет вице-губернатор области Андрей Ксензов. В координационный совет, как мы предполагаем, войдёт около 300 человек — умнейших деятельных людей города, которые будут заниматься разработкой концепции, с которой мы выйдем на форум. Параллельно мы будем делать портфолио, куда соберём все проекты от некоммерческих общественных организаций города, не реализованные из-за отсутствия средств, которые могли бы принести большую пользу Новосибирску. Портфолио станет приложением к концепции, его мы будем раздавать всем крупным организациям, занимающимся благотворительностью.

— Что ещё помимо культурной программы планируется в дни проведения форума?

— В рамках форума мы хотим провести День дарителя. Есть такая традиция в Российском фонде культуры. Сейчас мы проводим переговоры со всеми крупными иностранными и российскими компаниями, которые работают в Новосибирске, на предмет того, что бы они хотели подарить городу в этот день. Урны? Скамейки? Остановочные павильоны? Баяны или, может быть, ксероксы для учреждений культуры города? Кроме того, форум станет всенародным праздником: больше 70 площадок города будут задействованы под концерты, выставки, презентации.

Открою вам тайну: предполагается визит министра культуры РФ Владимира Мединского, президента Российского фонда культуры Никиты Михалкова и других интересных и серьёзных людей, которые приедут нас поддержать в столь благородном деле. Они тоже могут что-нибудь подарить Новосибирску. Есть информация, что в местных кинохранилищах нет ни одной хроники до 1953 года, вся она находится в Подмосковье. В Новосибирске есть кинохроника более поздних лет, но она неоцифрована и постепенно приходит в негодность. Мы будем обращаться к президенту Российского фонда культуры Никите Михалкову, который также возглавляет Союз кинематографистов России. Надеемся, он поможет нам с тем, чтобы плёнки были запрошены из архивов, оцифрованы и подарены городу.

Ирина ТИМОФЕЕВА

 

 

Может быть, вы держали в руках один из томов уникального издания «Рекорды и достижения Новосибирска (Новониколаевска)»? Или слышали о проекте сувенирной чеканки памятных монет, по образцу тех, что выпускал Сузунский монетный двор из колыванской меди? Или читали о планах создать плавучий музей на подводной лодке «Новосибирск»? Эти и другие проекты собраны в портфолио Фонда культуры.

«                                 

  «««Чтобы город стал культурной столицей, надо  ещё урны поставить и людей приучить, чтобы не плевались и не бросали бумажки на улице, к примеру. Мы как инициаторы такую задачу поставили перед форумом, но решать её будем всем миром».

 

 

back
up