20.09.13

«Альпы» капитана Дрыгина

Как исправить кривизну?

Та часть Карасука, где рядом с коттеджами, ухоженными палисадниками и современными маркетами ещё сохранились строения барачного типа, — и есть территория, подведомственная Вячеславу Дрыгину.

Вот дворик с калиткой и скамейкой под ранеткой. Дом на два хозяина. Одна половина окрашена, вторая — облезлая, бесцветная. Ухоженную половину занимает приличная женщина, имеющая во дворе огород. Во второй — живёт освободившийся из мест лишения свободы гражданин. Он потихоньку подкапывает у соседки картошку, крадёт лук. Другой из этой же категории граждан занимает комнатку в строении барачного типа. Его послужной криминальный список — в основном кражи. Но пока вроде ведёт себя смирно. Открывает на стук в дверь. Из-за спины виден работающий телевизор.

Участковый, как ему и положено, входит в комнату гражданина. Одна из прямых, предусмотренных законом обязанностей участкового уполномоченного — надзор за освободившимися после отбывания наказания.

— Раз в месяц мы их проверяем, — говорит уже на улице Вячеслав Дрыгин, — но я почаще захожу…

Действенна ли подобная мера? На этот счёт нет единого мнения. Но некоторые ностальгируют по тем временам, когда работа по надзору сводилась не только к тому, чтобы навещать освободившегося с определённой периодичностью. Бывали и не безуспешные попытки трудоустройства. Вот почему мой герой сильно сожалеет по поводу того, что принадлежащая некогда совхозу имени Дзержинского мельница бездействует.

— Здесь когда-то и масло делали, и хлеб пекли. Многие люди могли работать на этом предприятии. Вот и сейчас, если возобновят производство, криминала меньше станет.

Увидев мальчишек, пинающих футбол на окраине Карасука, Вячеслав Дрыгин делает ещё одну «зарубку на память»:

— На моём участке, на Новосибирской улице, запланировано построить школу, детский сад и спортплощадку. Скорее бы…

В сущности, на улице, названной по старой памяти Совхозной, потому что здесь когда-то стояла контора уже съехавшего отсюда агропредприятия, очень уютно. Хотя и не все переулки асфальтированы. Но есть здесь и магазины, и аптека. Здесь находится и лучшая усадьба города Карасука. Нередки удивляющие ухоженностью и ландшафтным дизайном палисадники. Возле одного из них даже установлена самодельная скульптура: журавль в гнезде.

— Побольше бы таких, как хозяин этого дома, — рассуждает о чём-то, казалось бы, не имеющем прямого отношения к работе правоохранительных органов, капитан полиции Дрыгин.

Как исправить кривизну зигзагообразных судеб подопечных Дрыгина? И у него, и у его коллег на этот счёт одно мнение: если человек оступился, ему надо помочь. Ну а если он неисправимый?

Участок № 8

В лесопосадке вдоль железной дороги, где начинается улица Совхозная, собирались наркоманы.

— Варили они здесь манагу, — говорит Вячеслав Дрыгин. — Устранили мы эту проблему совместно с наркоконтролем.

Подведомственный старшему участковому Межмуниципального отдела МВД России «Карасукский» Вячеславу Дрыгину участок № 8 — среди наиболее благополучных. Здесь много коттеджей. В своё время в этой части Карасука молодым семьям выделяли землю под строительство жилья. Эти семьи и «делают погоду». После того как не стало совхоза имени Дзержинского, многие юноши, обдумывающие житьё делать жизнь с кого, предпочли следовать не по стопам рецидивистов, то и дело возвращающихся за кражи в места не столь отдалённые, а избрали в качестве примера людей, занятых общественно полезным трудом или малым бизнесом.

На участке Вячеслава Дрыгина живёт 4800 человек. Меня он по нему возил на своём автомобиле. А вообще-то он обходит свой околоток пешком, потому как и бензин жечь накладно, ну и чего носиться на авто, когда надо с людьми быть в контакте.

— Пешком ходить эффективней. Больше видишь. Актив у меня — это председатели уличных комитетов, они хоть и часто меняются, тем не менее, это те люди, которые очень хорошо помогают и в раскрытии преступлений, и в составлении административных протоколов. Штраф за появление в нетрезвом состоянии в общественном месте, распитие спиртных напитков, отвязанных собак оформляется по всем правилам, со свидетелями.

Куры,
порох, железо

Там, где выше в Карасуке дома, выше и уровень преступности. Участковый уполномоченный капитан Иван Черногубов — один из подчинённых капитана Дрыгина. Восемь месяцев назад на подведомственной Черногубову улице Тургенева спецназ Госнаркоконтроля штурмовал наркопритон. В одной из квартир незаконопослушные граждане собирались, чтобы употреблять наркотик, называемый в обиходе «крокодилом». Из «нехорошей квартиры» до соседей стали доходить бьющие в нос запахи, образующиеся при приготовлении этой смеси. Когда в квартиру вошёл спецназ, всё в этом прибежище было пропитано этими запахами насквозь. Так был ликвидирован этот притон, где собиралось до восьми человек.

У индивидуального предпринимателя пропало стропальное приспособление для подъёмного крана, так называемый «цепной паук», стоимостью в 14 тысяч рублей. Частник обратился за помощью. «Паук» нашёлся в пункте приёма металла. Но для того, чтобы изобличить расхитителя буржуазной собственности, Вячеславу Дрыгину пришлось прибегнуть к хитрости. Он позаимствовал сотовый телефон у скупщиков металла, переоделся в гражданскую одежду, и, когда злоумышленник позвонил вторчерметовцам, звонок этот принял капитан полиции и договорился с подозреваемым о встрече. Своровавший «паука» был весьма озадачен, когда, сев в полумраке в машину, узнал в приёмщике металла, которому он доверительно звонил, капитана полиции. Запутавшемуся в собственной паутине воришке ничего не оставалось, как признаться.

Дело было зимой. Начальник участковых подполковник Револь Мингазов приказал собираться, чтобы оказать помощь группе, выехавшей для проведения обыска в доме подозреваемых. В доме жил целый цыганский табор. Вели себя цыгане агрессивно, бросались на сотрудников. А приехала полиция для того, чтобы проверить жалобу по поводу пропавших соседских куриц. Найдя ощипанных кур в погребе с двойным дном, в гараже полицейские обнаружили банку пороха и готовую к употреблению марихуану. Такой получился букет раскрытых преступлений в «одной упаковке».

Пограничный район

— Карасукский район граничит с Казахстаном, — говорит Вячеслав Дрыгин. — Здесь правоохранительными органами периодически проводятся операции по изъятию наркотиков. Участковым приходится совместно работать и с пограничниками, и с ФСБ. Участковые, которые живут в населённых пунктах, находящихся непосредственно вблизи границы, естественно, в постоянном контакте с начальником заставы. Это наша совместная работа. Такой пример. Два года назад на границе была задержана ехавшая в автобусе женщина, которая провозила наркотики. По имеющейся информации её стали досматривать. Героин обнаружили в пачках из-под чая и в женском белье. И что удивило: «для прикрытия» женщина использовала ребёнка шести лет, к тому же чужого, «взятого напрокат». Также приходилось совместно с оперативниками и СОБРом участвовать в задержании машины, перевозившей через границу наркотики. Где только не ухищряются их упаковывать! На этот раз — в сигаретах… Хорошо, когда удаётся раскрыть преступление. Самому приятно. В основном же наша работа довольно рутинная… Четыре тысячи обращений граждан с начала года — такой объём переварить надо.

Пограничный район выковывает характеры, заставляет быть бдительным. Пример для подчинённых — начальник участковых полковник Револь Мингазов. Офицер с огромным опытом работы в полиции, спортсмен, за которым тянутся, которому подражают.

— В нашем коллективе работает много опытных, интересных людей, — говорит о коллегах Дрыгин. — Взаимопомощь, нормальные отношения в коллективе — это очень помогает. Подразделение участковых — команда. Коллектив у нас состоявшийся, сработанный.

Биографические детали: Вячеслав Дрыгин закончил исторический факультет пединститута, работал учителем истории в родной деревне Поповке. Заочно учится на юридическом факультете. Любимый исторический деятель — Суворов, который закалённым был, Альпы мог преодолеть. Для Вячеслава Дрыгина такими «Альпами» стали и командировка в Чечню, и повседневная служба.

— Конечно, работа наша связана с психологическими перегрузками, — говорит мой герой. — Хочется больше дома находиться. Но не получается. Нередко на службе сутками. И всё-таки я стараюсь домой негатив не нести, сохранять этот оазис. У меня жена, трое ребятишек.

— Как вы для себя решаете дилемму «злого» и «доброго» полицейского? — спрашиваю напоследок.

— Мне моя бабушка говорит: ты с людьми помягче будь, — улыбается капитан полиции. — Но как тут помягче, если, к примеру, я имею дело с тем, кто человека убил! За это он должен ответить. Если, конечно, кто по пьянке что по мелочи украл у соседа — это совсем другой разговор. Или такая ситуация. Недавний случай. Выезд по вызову. Стучусь в двери: «Откройте!» А мне кулак в лицо. Тут — как добрым быть? Ну, я и применил приём рукопашного боя. Задержанный, кстати, не в обиде был за то, что я его скрутил в бараний рог. Такие моменты — как бы проверка на прочность и профессионализм.

 Юрий ГОРБАЧЕВ

Вячеслав Дрыгин закончил исторический факультет пединститута, работал учителем истории в родной деревне Поповке. Заочно учится на юридическом факультете. Любимый исторический деятель — Суворов, который закалённым был, Альпы мог преодолеть. Для Вячеслава Дрыгина такими «Альпами» стали и командировка в Чечню, и повседневная служба.

 

 

                               «Хорошо, когда удаётся раскрыть преступление. Самому приятно. 
В основном же наша работа довольно рутинная… Четыре тысячи обращений граждан с начала года — такой объём переварить надо».

 

back
up