13.09.13

Недетские заботы

 
 

Эксперты пленарной дискуссии «Со-Творчество и Со-Трудничество в детском образовании», прошедшей в рамках «Интерры-2013», несколько иначе понимают роль и участие родителей в образовательном процессе их детей.

По словам кандидата психологических наук, руководителя регионального ресурсного центра «Семья и дети» Евгении Марущак, среднестатистическая работающая мама общается со своим ребёнком 16 минут в будний день и 30 минут — в выходной, что очень мало.

— Конечно, современная семья — это работающие и успешные родители, которые сталкиваются с катастрофической нехваткой времени, о чём свидетельствуют социологические исследования последних лет, — подчеркнула Евгения Борисовна. — Поэтому-то мы всё больше говорим о семье и о вовлечении родителей в процесс воспитания и образования ребёнка. Часто задаёмся вопросом: каким словом можно ассоциировать семью? Кто-то скажет «гармония», кто-то — «любовь» или «воспитание». Для меня, как педагога, это, прежде всего, ответственность. В хорошей семье каждый из её членов ответственен за других. И если ответственность в семье, как базовая ценность, сформирована, то эта семья будет идти своим путём, правильно и успешно.

Важно, чтобы жизненный цикл каждой семьи был завершённым. Порой семья сталкивается с кризисом, препятствием, из-за которого её жизненный цикл прерывается. Будет новая попытка, новая семья, однако та проблема, которая была в предыдущей, обязательно предопределит и её участь. Пока мы какую-то проблему не решим, оно нас будет преследовать снова и снова.

— Сейчас обсуждаются федеральные государственные требования к дошкольному образованию, при этом какого-то особого ажиотажа в обществе, заметьте, нет. Потому что всем всё равно, что будет в этом дошкольном образовании, родителей интересует, что будет в школе. Мамы и папы зачастую не думают о том, что нужно вложить в ребёнка для того, чтобы он успешно сдал ЕГЭ. Им невдомёк, что этот процесс требует пристального внимания со стороны родителей и образовательных учреждений на протяжении всех одиннадцати лет школы и периода дошкольного образования.

Евгения Марущак убеждена, что для решения всех этих многоплановых задач, прежде всего, надо правильно построить образование педагогов, но и родители должны более серьёзно относиться к воспитанию своих детей. Недавно Новосибирский педуниверситет открыл региональный ресурсный центр «Семья и дети». На все занятия привлекаются родители. Основной акцент коллектив центра делает на дошкольное образование и начальную школу.

По мнению другого эксперта, практикующего детского и семейного психолога Валерия Латоцкого, главная беда в сфере отцов и детей сегодня заключается в катастрофической нехватке времени.

— Новосибирск — это замечательный, удивительный, порой захватывающий мир, но один из главных недостатков — скорость, бешеная скорость движения вперед. Этот мир втягивает нас и заставляет двигаться так, как он того требует. Сегодня у многих из нас уже нет возможности уделить внимание каким-то деталям и мелочам, на которые ещё десять лет назад времени хватало. Раньше мы могли дольше и чаще бывать с нашими детьми, заниматься с ними, играть. Однако я считаю неправильным утверждать, что родители сегодня не занимаются детьми, это не так. Они занимаются ими, но по мере возможности. Не соглашусь и с тем, что они ничего не делают. Делают, но, правда, у них не всегда получается. Поэтому иногда папам и мамам стоит прибегать к помощи психолога, которого я позиционировал бы как помощника семьи, который полезен, а иногда и необходим там, где родитель сам не в силах справиться.

Говоря о современных детях, Валерий Станиславович, отметил, что они взрослеют быстрее, чем дети предыдущих поколений.

— Я бы сказал, что они просто вышиблены из детства. Это самые обыкновенные маленькие взрослые люди. Понятие детства как такового стирается, впрочем, как и понятие дома, например. Ещё лет двадцать—тридцать назад дом для каждого из нас был чем-то важным, под ним понималась какая-то особая атмосфера, семейный очаг, туда хотелось прийти. Сегодня наш дом — это скорее «полугостиница», куда люди заходят, чтобы переночевать, поесть, что-то быстренько сделать и снова в бой. Ценность семьи вообще подверглась серьёзной переоценке. И родители ничего с этим сделать не могут, главная их задача — бороться за выживание семьи. В таких условиях дети не имеют возможности получить ответы на вопросы, которые есть у каждого из них. На миллионы своих вопросов дети должны искать ответы самостоятельно. Школа, кружки и курсы — всё это так или иначе направлено на будущую профессию, на будущую жизнь. А ребёнку важно получать информацию, которая дала бы ему уверенность в себе сейчас. Кто я? Как общаться с другими?.. Наш Центр психологии Инны Герасимовой как раз занимается поиском ответов на такие вопросы. Мы создали программу «Школа юного психолога», смысл которой в том, чтобы помочь детям изучить себя, глубже понять свои сильные и слабые стороны. Потом мы пытаемся помочь им понять других — сверстников, педагогов, родителей. В этот процесс стараемся интегрировать и родителей, которым предоставляется возможность лучше узнать своих детей — их успехи, достижения, проблемы.

Максим СИДОРЕНКО

 

back
up