13.09.13

Конвертируемый авангард

Арт-директор фестиваля «Золотая капитель» и один из организаторов (совместно с Сибирским центром современного искусства) международного конкурса «Миры Эль Лисицкого» Александра Архипова по образованию геолог, микропалеонтолог. Возможно, именно поэтому она любит «аграрные» метафоры. Как известно, Новосибирск — город с небольшой историей и объективно скудным культурным слоем. Как стать туристически привлекательным и громко заявить себе не только в масштабах страны, но и всего мира?

— Мы предлагаем создать новую реальность, «чернозём», из которого будут расти полезные плоды, — говорит Александра Архипова. — Нигде в России нет стационарных объектов, посвящённых русскому авангарду. Мы решили, что Новосибирск достоин стать первым. В название нашего проекта вынесена фигура мультидисциплинарная. Эль Лисицкий объединяет архитектуру, типографику, графику, живопись, фотографию, выставочное искусство, предметный дизайн. В каждой из этих областей им были сделаны революционные произведения. Имя художника известно во всём мире. Мы считаем, что Новосибирск достоин Эль Лисицкого, потому что это город авангарда. Хочу предупредить, что слово «авангард», в данном случае не беспредметное искусство, не Кандинский, не Малевич, не Маяковский. Я использую его в семантике «передовой отряд», «что-то новое», «экспериментальное». Этот смысл заложен в названии города и в вехах его становления: уникальный проект Транссиба, взрывной рост, конструктивизм.

И как же один из самых знаменитых в мире русских художников, который за всю свою жизнь никогда не был в Новосибирске, связан с нашим городом, спросят скептики. Оказывается, к нему он имеет непосредственное отношение. Сюда после смерти Эль Лисицкого была сослана его семья, здесь 35 лет прожила вдова Софи Кюпперс и была похоронена на Заельцовском кладбище. Наконец, в 1967 году в Доме учёных Академгородка состоялась первая персональная выставка Эль Лисицкого вообще.

— Главный принцип Эль Лисицкого, который кажется нам очень важным, — это максимальная реализация. Мы планируем создать географический центр современного искусства и проводить события, фестивали, форумы, заниматься современной архитектурой и устройством городской среды, — перечисляет Александра Архипова.

Ах, мечты, мечты, вновь вставят реплику скептики. Оказывается, концепция проекта имеет вполне реальные очертания и уже частично реализована.

— Мы обозначили Новосибирск на карте мира самым нахальным образом, — заявляет Александра Архипова и рассказывает о том, как в феврале в нашем городе был проведён Открытый международный конкурс «Миры Эль Лисицкого» на архитектурную концепцию объекта городской среды, посвящённого русскому авангарду. Конкурс привлёк внимание архитекторов из 51 (!) страны мира. В жюри вошли Сергей Лисицкий, внук художника (Израиль), художник и скульптор Михаил Шемякин (Франция), архитектор Юрий Аввакумов (Москва), директор музея Ван Аббе Чарльз Эш (Нидерланды), историк искусства, куратор, автор книг о русском авангарде профессор Джон Мильнер (Англия) и многие другие известные личности. В итоге были отобраны представители 42 стран и 200 работ, которые вписывают авангард в городскую среду. Среди них, например, трибуна для плюралистов, горизонтальный небоскрёб в лесах и даже квест «Казаки-авангардисты» по объектам, рассыпанным по городу.

Первое место по итогам голосования жюри получил проект «Чёрная валюта. Портативный монумент» Гэбора Cтарка из Великобритании. Арт-объект представляет собой силуэт пустого куба в перспективе. По замыслу автора это портативный памятник Эль Лисицкому, который свободно помещается в ладошку.

— Эль Лисицкий и Софи Кюпперс были в каком-то смысле номады, постоянно перемещались из одного города в другой. «Чёрная валюта» — сувенир из отходов металлопроизводства, это не матрёшка, не береста, а современный конструктивистский номадический сувенир. Вот эту штуку мы хотим разослать по музеям мира, в которых представлен Эль Лисицкий. Пусть они узнают о Новосибирске.

В планах создателей проекта «Миры Эль Лисицкого» провести второй этап международного конкурса на проект архитектурного объекта. Для него уже выбрано место — площадь инженера Никитина (это, к слову, тоже авангардист, построивший Останкинскую башню). О существовании этой площади в нашем городе мало кто догадывается, потому что это место «не работает». Реализация самого объекта запланирована на 2015 год, но пока на проведение конкурса не хватает денег — около 500 тысяч рублей, печально резюмирует Александра Архипова. К счастью, министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева, присутствовавшая в зале среди экспертов, пообещала, что в этой части министерство поддержит «Миры Эль Лисицкого».

— Проект потрясающий, снимаю шляпу. И дело даже не в том, что я, приезжая в другую страну, первым делом иду в музей современного искусства и вижу там русский авангард. Из личного ощущения: основной конвертируемой валютой русского искусства является авангард. Если Новосибирск претендует на звание города, вписанного в мировое пространство, это очень точное попадание в тренд, — дал оценку концепции управляющий партнёр маркетингового агентства «Б-52» Дмитрий Петров и даже предложил включить его в команду «на волонтёрских условиях».

— Такая работа с прошлым представляется мне наиболее продуктивной, — согласился с высокой оценкой экспертов модератор дискуссии Михаил Калужский. — Это не музейная консервация, это скорее прекрасная работа, сродни археологической, когда мы на глазах извлекаем прошлое и делаем его частью современности.

 

Ирина ТИМОФЕЕВА

Фото Валерия ПАНОВАи Виталия МИХАЙЛОВА

 

 

 

 

 

 

 

Иван МОРОЗ, председатель заксобрания НСО:

В образовании меняются подходы, но какие бы инновационные формы ни использовались, мы не должны забывать о воспитании детей в духе патриотизма. Они должны знать историю своей страны».

 

 

Александра АРХИПОВА:

«Мы предлагаем создать новую реальность. В России нет стационарных объектов, посвящённых русскому авангарду. Мы решили, что Новосибирск достоин стать первым.

 


Нынешний форум, посвящённый теме образования, вызвал живой интерескак у обычных горожан, так и у депутатов разных уровней.

На фото: депутат Госдумы Илья Пономарёв и депутаты заксобрания НСОВладимир Карпов и Александр Илющенко.

 

 

back
up