30.08.13

Чего хотят родители?

  

 


 

На XIII Съезде работников образования региона, посвящённом приоритетным задачам развития до 2020 года, обсуждались такие вопросы, как повышение эффективности управления системой образования региона, проект федеральных образовательных стандартов дошкольного образования, реализация регионального проекта «Школа — центр физической культуры и здорового образа жизни», развитие одарённых детей и многое другое.

На пленарном заседании губернатор Новосибирской области Василий Юрченко отметил принципиальную важность этих проектов и программ: «Сегодня необходимо выстроить систему, которая пронизывала бы все ступени образования. В 2013 году в консолидированном бюджете области на сферу образования заложено около 45 миллиардов рублей. И очень важно, чтобы такие серьёзные ресурсы дали необходимый эффект».

На съезде работников образования губернатор Василий Юрченко интересовался и внешним видом современных школьников.

 

По словам губернатора, изменения коснутся и системы дошкольного образования. Так, с 1 января 2014 года этот сегмент в части оплаты труда педагогов перейдёт на областной уровень, что облегчит нагрузку на муниципалитеты: «Данная мера послужит основой к изменению подходов управления, позволит органам местного самоуправления переориентироваться на укрепление материально-технической базы», — подчеркнул глава региона.

Однако наибольший интерес у участников съезда вызвали вопросы, скорее, нематериального порядка, поднятые на дискуссии о приоритетных задачах развития системы образования в регионе.

— Предлагаю поговорить о проблеме, которая, с моей позиции, как профессионального психолога, как исследователя психологических проблем образования, как представителя системы образования и как представителя семьи, является самой важной — взаимодействие семьи и школы, — сказала директор ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования» Татьяна Чепель. — В последние годы в силу ряда объективных обстоятельств взаимодействие семьи и школы только ухудшается. Представим себе тысячи семей, дети которых через несколько дней войдут в школу, а мы, родители, бабушки и дедушки, останемся за дверьми. Спокойны ли мы за то, что происходит за ними? Скажу честно: нет. Родители волнуются за то, будет ли ребёнок чувствовать себя защищённым, даже в этих отремонтированных классах? Сможет ли он освоить школьную программу?  Как будет протекать жизнь семьи на фоне школьных проблем ребёнка? Не станет ли каждый звонок классного руководителя предвестником семейного скандала? Это реальность, о которой мы должны знать.

Татьяна Леонидовна обратила внимание и на то, что схожее волнение испытывают и педагоги, которые тоже задаются множеством вопросов: какие семьи приведут детей? Будут ли это родители, готовые оказывать поддержку и возглавлять управляющие советы, ходить на родительские комитеты? Или это будут равнодушные наблюдатели, сталкивающие на школу все проблемы воспитания?

Общаясь с современными родителями, Татьяна Чепель отметила ещё одну любопытную особенность: «Я слышу от них многочисленные важные и серьёзные вопросы, которые почему-то не задаются на родительских собраниях, не обсуждаются с учителями. Например, почему не каждый девятиклассник, закончив в своей школе 9-й класс, может перейти в 10-й класс в этой же школе? Почему не каждого ребёнка можно зачислить в специализированный класс? Почему мамы и папы первоклассников часами выполняют домашнее задание, хотя на собрании их уверили в том, что задания в первом классе на дом не задаются? Почему родители четвероклассников и пятиклассников проводят всё вечернее время за созданием электронных презентаций, которые потом называют школьными проектами? Таких вопросов масса. Почему-то эти вопросы возникают, но зачастую не находят ответов в диалогах родителей с учителями и руководителями школы. Для того есть объективные причины, над которыми пора задуматься. И сделать это надо нам, педагогам».

Обозначив проблему, с которой согласились участники дискуссии, Татьяна Леонидовна предложила и пути её решения.

— Убеждена, что в будущем взаимоотношения с родителями должны строиться с учётом нескольких основополагающих идей. Первое, родители должны отчётливо понимать, что и как меняется в школе. Информировать их об этом нужно доступно, профессионально и убедительно, веря в то, что те изменения, которые мы производим в школе, важны. А не перекладывать на них наши сомнения: нужны или нет нововведения, хороший закон или плохой и т.д. Второе, родители должны иметь полное право разговаривать с учителем и директором школы не только по инициативе школы. Это должно быть установленное время, оплаченное учителю как часть его труда. Третье, убеждена, что родители имеют право на то, чтобы школа поддерживала их родительский авторитет, семейные ценности, несмотря на то, что их взгляды могут отличаться от государственных, официальных и педагогических подходов. Сегодня же зачастую учитель невольно роняет авторитет семьи и родителей своими замечаниями и репликами. Наконец, последнее. Родители должны иметь возможность участвовать в управлении школы. Не в плане её материального обеспечения, постановки задач и содержания школьного образования. Но они могут и должны заботиться о благоприятной психологической атмосфере, о хорошем психологическом состоянии учителя и учеников. Так будет меньше конфликтов и непонимания в стенах школы. Нам, профессионалам, надо оставить право определять программы развития, цели, задачи, содержание и методы образования. Наступила пора школе от авторитарных отношений с родителями и семьёй перейти к сотрудничеству. Педагогические коллективы должны к этому подойти, осознать и выстроить такую работу.

«Родители должны иметь полное право разговаривать с учителем и директором школы не только по инициативе школы».

 


 

back
up