30.08.13

Пространство для торговли

 

Татьяна МАЛКОВА
Фото Виталия МИХАЙЛОВА

От рынков  к гипермаркетам

Оценивая итоги работы отрасли в первом полугодии, Татьяна Болаболова подчеркнула, что потребительский рынок в целом и торговля, в частности, развиваются динамичнее других отраслей и стабильно поставляют в сферу занятости новые рабочие места. В подтверждение она привела ряд цифр. Так, товарооборот крупных и средних торговых предприятий в первом полугодии составил почти 87 млрд рублей, что на семь с лишним процентов выше, чем за тот же период прошлого года. Количество торговых предприятий за минувшие пять лет выросло на четверть, и сегодня их в городе больше четырёх тысяч. Из них примерно 10 процентов — предприятия новых форм торговли (супер- и гипермаркеты, крупные торговые центры). Всё больший интерес проявляют к Новосибирску операторы региональных, федеральных и зарубежных сетевых компаний. Всего в торговой отрасли трудятся 96 тысяч человек.

Количество площадей торговых объектов за первое полугодие выросло больше, чем на девять процентов. Сегодня на тысячу жителей Новосибирска приходится 1722 кв. м торговых площадей при установленном нормативе 665 кв. м. Лидируют по этому показателю Кировский и Центральный районы (чуть не дотягивая до 3350 кв. м), несколько отстаёт от норматива Первомайский — 630 кв. м. Для сравнения: в Москве обеспеченность торговыми площадями составляет 794 кв. м на тысячу жителей, в Санкт-Петербурге —1335, в Екатеринбурге — 1189.

Татьяна Болаболова рассказала, что введение в действие федерального закона о розничных рынках обусловило намного более требовательный подход к организации их работы с тем, чтобы избавиться от устаревших форм торговли и создать комфортные условия как для продавцов, так и для покупателей. В итоге число розничных рынков в городе заметно сократилось: если на 1 января 2012 года их насчитывалось 52, то через год — только девять.

Регулярно проводимые сезонные продовольственные ярмарки, где можно недорого купить сельхозпродукцию прямо от производителя, пользуются у населения большой популярностью. На цену товара здесь благотворно влияет то, что торговые места предоставляются бесплатно. В 2012 году было организовано 518 таких ярмарок, в 2013-м, по словам Татьяны Болаболовой, их число составит около 530.

В то же время есть и негативные факторы, которые не могут не беспокоить новосибирские власти. В их числе — несанкционированная торговля на городских улицах. Татьяна Болаболова рассказала, что для борьбы с таким самоуправством регулярно проводятся рейды совместно с УВД и миграционной службой. Но поскольку в городе работает немало и вполне легальных торговых точек, внешне не отличимых от несанкционированных, Татьяна Болаболова посоветовала спрашивать у торговцев паспорт мобильного объекта. При его отсутствии она порекомендовала обращаться в районную администрацию или управление потребительского рынка мэрии.

— Мы боролись, боремся и будем бороться с этим явлением, потому что понимаем: наш город это не украшает, — подчеркнула Татьяна Болаболова.

Барахолка: обратный отсчёт

В ходе пресс-конференции была затронута одна из самых злободневных тем — ликвидация Гусинобродской барахолки и дальнейшая судьба тех, кто там работает.

Напомним основные вехи существования этого ставшего почти легендарным вещевого рынка, долгие годы бывшего крупнейшим за Уралом. Появившись ещё в начале 70-х годов прошлого века, он стал излюбленным местом фарцовщиков и любителей модно одеться в суровых советских условиях. В либерально-криминальные 90-е сюда хлынули потоки торговцев из других регионов и ряда азиатских стран, и рынок обрёл сомнительный статус главной барахолки за Уралом. Крутившиеся здесь теневые потоки достигли невиданных масштабов, а разборки и перестрелки рулившей на «Гусинке» братвы с завидной регулярностью пополняли криминальные сводки.

В начале 2000-х годов новосибирские власти попытались хотя бы частично взять под контроль финансовые потоки рынка — по инициативе вице-мэра Игоря Белякова, возглавлявшего департамент потребительского рынка, было создано ОАО «Гусино­бродское» со 100-процентным муниципальным капиталом, которому МУП «Вещевой рынок» должно было передать имущество. Через несколько месяцев после этого, в августе 2001 года, Игорь Беляков был убит. И это была не последняя жертва «барахольного» криминала. 26 августа 2002 года на крыльце собственной дачи был расстрелян депутат Новосибирского горсовета Анатолий Карпунин, входивший в состав совета директоров ОАО «Гусинобродское». В марте 2004 года в лифте своего дома был убит вице-мэр Валерий Марьясов, преемник Игоря Белякова, продолжавший работу по реформированию барахолки. Тем не менее частичные преобразования на Гусинке» всё же были проведены, хотя и носили больше локальный характер. Разговоры о том, что барахолка будет перенесена или вообще закрыта, начались несколько лет назад. Помимо обвинений в нецивилизованной торговле и концентрации криминала весомым аргументом стало то, что по территории, где сейчас находится рынок, должна пройти Дзержинская ветка метро, там же по плану будет строиться второе метродепо. В середине 2012 года появилась информация, что барахолка прекратит работу с января 2013 года, но тогда этого так и не произошло. Однако весной этого года губернатор Василий Юрченко огласил окончательное решение: барахолка будет закрыта с 1 января 2014 года. На встрече с жителями Октябрьского района в начале лета он рассказал, как было принято такое решение:

— Этот вопрос очень долго дебатировался, ко мне приходили разные люди, угрожали народными волнениями. Я побывал там и сам убедился: все разговоры о десятках тысяч работающих — сказки. Контейнеров там не больше трёх—пяти тысяч, люди трудятся в ужасных условиях, как рабы. Территория криминальная, покупателей обманывают, обсчитывают.

Подготовка к закрытию рынка идёт полным ходом. Как сообщила Татьяна Болаболова, уже в начале этого года стало очевидно, что судьба Гусинобродской барахолки решена, поскольку она попадает в зону строительства метро и реализации крупных инвестиционных транспортных проектов.

— Когда всё это стало ясно, мы сразу начали мониторить свободные торговые места, чтобы предприниматели могли с барахолки перебираться туда, — рассказала она. — Каждый месяц мы предоставляем эту информацию руководству ярмарок (рынки, расположенные на этой территории сейчас работают в статусе ярмарок), а они доводят её до операторов, сообщая, куда они могут перейти.

По словам Татьяны Болаболовой, если на 1 января на барахолке было 5950 рабочих мест, то на 1 июня — уже 4374, а на середину августа — 4170. Таким образом, почти треть торговцев уже покинули территорию рынка. В мэрии намерены продолжать содействовать этому процессу и стимулировать естественный отток предпринимателей с подлежащего закрытию вещевого рынка.

back
up