23.08.13

Новый учебный год: тревоги и радости

 Какие перемены происходят сегодня  в школах, что волнует педагогов и руководителей образования? Накануне областного съезда учителей «Ведомости» проанализировали готовность к новому учебному году пяти районов области:  Болотнинского, Усть-Таркского, Краснозёрского, Доволенского и Черепановского.

 

 

У начальника управления образования БОЛОТНИНСКОГО района Елены Плотниковой готовность школ не вызывает опасений. Выполняются все соглашения с министерством образования по ремонту кровель, замене окон и другие. «На ремонт потрачено около 26 млн руб., намного больше, чем в 2012 году, — довольна Елена Александровна. — Учли все рекомендации санитарной и пожарной служб: где-то двери заменили на огнестойкие, где-то раковины установили». 1 сентября в школы придут более 3 300 ребят. Численность школьников не меняется. Штат учителей укомплектован полностью. Что волнует педагогов? «Меня беспокоит централизованная закупка учебников, с этого года бесплатных для детей. С финансированием особых проблем нет, но хотелось бы получить их в срок». — «Тёплые туалеты у вас во всех школах?» — «Да, мы это сделали ещё в прошлом учебном году, хотя по области их ещё вводят».

Надо сказать, во всех пяти районах, выбранных для анализа, школы обеспечены тёплыми туалетами. «Проблему давно решили, — подтверждает начальник управления образования УСТЬ-ТАРКСКОГО района Борис Грушицкий. — Задачу ставил глава, хотя в районе неоднозначно к этому относились: мол, других проблем нет?» Губернатор Василий Юрченко не раз заявлял, что в школах не должно быть туалетов на улице.

Усть-Таркский район не получил нужных денег на капремонт школ. Здесь только одна новая школа — в селе Кушаги, сдана восемь лет назад. Остальные строились давно и требуют капремонта, план его составлен до 2015 года. В последние три года район осваивал на ремонте 7—8 млн руб., но, как считает Борис Васильевич, может осваивать до 15 млн. Нынче область выделила деньги только по программе «Школьное окно»: в двух школах потратили 2,4 млн руб. И ещё заменили пол в спортзале одной школы: на это район получил 600 тысяч руб. И всё. Срыв плана капремонта беспокоит Грушицкого. «В Камышевской средней школе есть предписание Роспотребнадзора: заменить пол первого этажа. Школе больше 30 лет, и пол просел. Мы планировали заменить отопление в Щербаковской школе, кровлю и окна в Еланской и т.д. Аварийных школ нет, но ремонт нужен». Район вдвое меньше получит нынче оборудования по программе модернизации образования. Правда, бесплатные учебники будут у всех ребят.

Есть и приятные новости. В Яркульской школе сдан большой современный спортзал, его недавно с удовольствием осмотрел губернатор. И все школы района, несмотря на возраст, по традиции утопают в цветах. Здесь сохранили пришкольные участки, где выращиваются овощи и картофель, кое-где есть даже производственные бригады. И хотя 1 сентября за парты сядут менее 1 500 учеников, на 40 человек меньше, чем в прошлом году, в районе надеются на приток семей с детьми из других мест, «где похуже с экономикой». Да и рождаемость растёт.

Пример обновления школ показывает ЧЕРЕПАНОВСКИЙ район. Здесь ремонтировалось 50 школ, детсадов и учреждений дополнительного образования, в том числе на 36 объектах проводились капитальные работы. На текущий ремонт ушёл один миллион рублей, на капитальный — 44,3 млн! Из них средства областного бюджета — 12,9 млн, всё остальное — районный бюджет. И в 2012 году из 43 млн руб. затрат 22 млн были свои.

«В этом году мы в 13 школах заменили проблемные окна, — рассказывает начальник управления образования Людмила Сластухина. — В 11 ремонтировали кровли, причём в пяти школах полностью заменили мягкие кровли на скатные, а в детсаду «Солнышко» пос. Посевная, в связи с чрезвычайной ситуацией, меняли кровлю от стропил до покрытия». Похорошела за два года Шурыгинская школа: все окна новые, отремонтированы кровля и спортзал. Не узнать самую старую школу района — № 3 города Черепаново (строилась в 1937 году): окна из пластика, заменена кровля, фасад обшит сайдингом. На 80 процентов обновилась за два года Дорогинская школа: кроме кровли и инженерных коммуникаций отремонтированы спортзал, тренажёрный зал (в школе есть даже чемпионы Европы по гиревому спорту!), открыт после ремонта хороший конференц-зал. «Чтобы содержать школы в порядке, надо ежегодно такие суммы тратить?» — «Конечно, — отвечает Людмила Фёдоровна. — Замена мягких кровель обходится дорого. Вообще каждая школа требует внимания. У нас последняя новая школа открылась в 1994 году — Нововоскресенская. Потом ещё была пристройка к Медведской. Основная масса строилась в 70—80-е годы, их нужно ремонтировать постоянно».

В районе пока не ставят вопрос о строительстве новых школ. В прошлом году обучалось 5792 ученика. Каждый год добавляется 60—70 школьников, «скачок» был только с 2008-го до 2009-го, когда прибавилось 300 человек. Школы не перегружены, и во всех решены проблемы их защиты от пожаров. Кроме того, в школах отличная спортивная база, которая тоже готова к встрече детей. В этом году во всех шести городских школах поставлены уличные спортивные тренажёры — на это глава района Аркадий Звонков, сам любящий спорт, не пожалел 600 тыс руб. из районного бюджета. При школах — 19 хоккейных коробок, чем может похвастать далеко не каждый район. Ежегодно обновляется форма для школьных хоккейных команд, проводится районный турнир «Золотая шайба».

Черепановцы благодарны области за помощь по целевой программе «Комплекс мер по модернизации системы общего образования». «В 2012 году мы почти на 14 млн руб. получили оборудование, плюс ещё 9 млн руб. на выполнение различных работ, — перечисляет Людмила Сластухина. — В школах появились новые компьютеры, автоматизированные комплексы для учителя и ученика, мультимедийные доски, учебно-производственное оборудование — плиты для домоводства, швейные машины, слесарный инструмент. В этом году финансирование по программе модернизации задерживается. Если в прошлом году мы к 1 сентября уже получили пять автобусов (мы подвозим в школы 546 детей), то нынче три автобуса ещё ждём. Обещают компьютеры, лабораторное оборудование». Примером серьёзной поддержки области в районе считают и реставрацию в 2009 году Карасёвской школы, которую сегодня очень хорошо содержит молодой директор Алексей Михеев. Трёх­этажную школу в своё время закрыли как аварийную. Потом демонтировали два этажа, а один оставили и капитально отремонтировали — сейчас здесь находится часть школы. Областному бюджету эта переделка обошлась в 40 млн руб.

Оценивая ситуацию в школах ДОВОЛЕНСКОГО района, начальник районного управления образования Андрей Черныш сказал о том, что его радует. Закрыта проблема с ремонтом спортзалов, которая решается по комплексной программе модернизации образования. Переделали полы, а то кое-где они уже проваливались. Идёт замена окон, и по требованию Роспотребнадзора восстанавливаются или строятся душевые. «Хорошо, что продолжается программа по замене старых окон, — убеждён Андрей Иванович. — У нас 19 школ и только в двух за окна не брались, в остальных везде заменяли. Обнадёживает, что есть средства на ремонт кровли, нынче её заменят в школе села Ярки. Текущим ремонтом я тоже доволен, хотя средств, как всегда, мало. Но школы молодцы: своими силами и силами родителей поддерживают здания в очень неплохом состоянии. Нынче отличилась Баклушевская средняя школа, где директор Александр Дерявкин».

Число школьников остаётся на одном уровне — около 1 900 человек. Семь лет назад сдана новая Доволенская средняя школа №1. Запущена пристройка к Доволенской основной школе: она строилась для дошколят, которых и приняли в этом году. Район не ставит вопрос о строительстве новых школ, но доволенцы доказывают, что школе №1 в райцентре нужна пристройка: нельзя жить без мастерских и актового зала! В областную программу капстроительства район пока не попал.

В КРАСНОЗЁРСКОМ районе — 29 школ. В этом году за подготовку их взялись ещё весной. «Только на замену окон выделено из областного и местного бюджетов более 6 млн руб., — говорит замглавы администрации района Валентина Рыбель. — Полностью заменили окна в Полойской и Зубковской школах. А сэкономив на торгах, добавили денег и поменяем окна ещё в Садовской и Мохнатологовской». На балансе школ — 19 котельных, готовы 18, в котельной Лобинской школы монтируют новый котёл. Угля для котельных завезено уже 4 тысячи тонн при плане 6 тысяч. За два года в районе проведена большая работа по замене теплотрасс для школ. Район участвует и в программе замены кровель. Тревожит Валентину Амбросовну лишь кадровый вопрос. В школах много пенсионеров, а заменить их некем. Ощущается острая нехватка учителей иностранных языков, школьных психологов. И это при том, что район активно строит служебное жильё, которое получают и педагоги. В этом году будет сдано 11 квартир.

Хорошо встретили в районах новую областную программу переоснащения школьных столовых, которая реализуется второй год. В Болотнинском районе на оборудование для столовых потратят в этом году 10,5 млн руб. «Всё современное! — довольна Елена Плотникова. — Автоматы для приготовления пищи на пару, красивая посуда, кастрюли, какие нужны по санитарным нормам, сушилки для детей, специальные электропечи, вытяжки. Каждая школа может закупить часть оборудования и решить свои проблемы с приготовлением пищи. Дети должны хорошо питаться, это их здоровье».

Усть-Таркский район закупит оборудования для столовых на 5,7 млн руб. Здесь полностью переоснастят пищеблоки крупных школ, в остальных устранят замечания санитарной службы. Доволенский район получил на модернизацию столовых 8,2 млн руб. Закрываются первоочередные нужды и выполняются заявки тех, кто успешно защитил свои проекты. Черепановцы попали в программу обновления столовых только на 2016 год.

Во всех районах беспокоятся о сохранении малых школ. «Несколько лет назад мы закрыли девятилетнюю школу в Мартыново, и у меня было такое чувство, будто я похоронил близкого человека, — вспоминает начальник управления образования Усть-Таркского района Борис Грушицкий. — Мы там оставили начальную школу, а детей постарше возим в соседнее село. Меня смущает фраза об экономической целесообразности в отношении школ. Сейчас завершаем такую же реорганизацию школы в Резино — селе, которое ведёт свою историю с 1775 года! Я считаю, что школу в селе нужно держать до тех пор, пока есть ученики. Закроешь — село разбегается сразу же».

По мнению начальника управления образования Доволенского района Андрея Черныша, никакой экономии не получается при такой реорганизации школ, всё равно приходится тратиться на перевозку старших учеников. Но порой жизнь заставляет присоединять малые школы к крупным. В посёлке Дружный основная школа не имела математика и учителя русского языка и литературы, и в 2012 году не прошла аккредитацию. Ей дали год для поиска учителей. Черныш сам побывал в ряде вузов и колледжей, но выпускники не хотят ехать в глубинку. В итоге Дружнинскую основную школу присоединили к Баклушевской средней, в Дружном останется только начальная школа.

Зоя ЛАВРОВА

Фото Виталия МИХАЙЛОВА

КОММЕНТАРИИ

 

Если бы я выступал
на съезде учителей…

Андрей ЧЕРНЫШ:

— Областные программы не должны сворачиваться: о замене окон, кровель, ремонте спортзалов и другие. Они позволяют нормально поддерживать школы. Но нужно разработать комплекс мер и для детских садов. Хорошо, что есть программа ввода новых мест. А со старыми садиками что делать? Нужны деньги для их ремонта, для замены окон и многого другого. Знаю, разработана областная целевая программа о кадрах для образования, которую должны запускать с 1 сентября. Надо привлекать учителей в село зарплатой, жильём, льготами…

Валентина РЫБЕЛЬ:

— Очень хорошо, что учителям подняли зарплату: у нас педагоги в школах получают более 26 тысяч, в детсадах — 19,5 тыс. Но наряду с этим нужно принимать и серьёзную областную программу по привлечению в село молодых учителей. Ещё пять лет, и нам некем будет заменить учителей-пенсионеров. Возможно, нужны такие же условия, как по программе «Земский доктор». У нас в этом году в село Половинное приехали врачи. Получили миллион рублей и служебное жильё. Плюс, если по контракту учился и приехал по распределению, выдают ещё 300 тысяч рублей. Давайте сделаем такие же условия для сельских педагогов!

За учебником –
в библиотеку

Весной этого года большой резонанс вызвало положение нового закона об образовании, согласно которому школьники, осваивающие основные образовательные программы, должны получать учебники бесплатно из библиотечных фондов учебных заведений.

Министр образования Новосибирской области Владимир Никонов тогда заверил, что закон обязательно будет исполнен, и объяснил, какие меры для этого предполагается принять.

Исходя из средней стоимости комплекта учебников в четыре тысячи рублей, в финансовом выражении в масштабах области требуемая сумма должна была составить около одного миллиарда рублей. Но с поправкой на запасы, уже имеющиеся в библиотечных фондах, и определённое количество учебников за прошлые годы, сданных в школу учениками, эта цифра должна была заметно сократиться. Так в итоге и произошло.

На недавней пресс-конференции Владимир Никонов рассказал журналистам, что всё было сделано по намеченному плану: проведена инвентаризация книжных фондов, библиотеки приняли использованную литературу, после чего был определён требуемый объём средств на закупку недостающих учебников.

— В итоге необходимая сумма составила 480 миллионов рублей, — сообщил министр. — Эти деньги были найдены, до школ доведены лимиты средств, им осталось лишь обеспечить закупку. Я уверен в том, что все школы к 1 сентября будут обеспечены учебниками в полной мере.

 

 

МНЕНИЯ

 

 

 

 

 

Как содержать
и ремонтировать
здания?

Вера ГАНЗЯ,
директор школы № 92 г. Барабинска, депутат Законодательного собрания:

— Главная проблема — как содержать здания, как подготовить школу к новому учебному году. Денег ни на капитальный, ни на текущий ремонт катастрофически не хватает. Средства на эти цели закладываются в бюджет муниципалитета. Однако работая в закособрании в комитете по бюджетной политике, вижу, что с каждым годом дотации муниципальным районам уменьшаются.

В нашей школе два далеко стоящие друг от друга здания, двух- и трёхэтажное, порядка 6000 квадратных метров. На их текущий ремонт в бюджете предусмотрено 80 тысяч рублей. Что можно сделать на эти деньги? Да, помогают родители — в ремонте кабинетов. Но есть столовая, спортзал, системы отопления и водоснабжения, пожарной безопасности. Здесь средства родителей мы не можем привлекать, это нарушение закона. Да и почему они должны в этом участвовать? В нашей школе также катастрофа с мебелью, нужна оргтехника в кабинеты. Министерство образования, конечно, снабжает нас некоторым оборудованием, но все потребности школы не закрываются.

 

 

 

 

Современные дети
больше заинтересованы в знаниях

Маргарита КОВАЛЁВА,
директор гимназии № 7 «Сибирская»:

— Методическое обеспечение школы неплохое, министерство образования помогает наглядными пособиями, техническими средствами, учебниками. Но вот капитального ремонта не предвидится, и это огорчает.

Дети сегодня стали больше заинтересованы в знаниях, чем было когда-то. Особенно старшеклассники. А вот родители — наоборот. Некоторые папы и мамы решили, что всем должна заниматься школа. А ведь всё начинается с семьи. Если дома дети активны, их развивали, то и в школе они показывают хорошие результаты. Конечно, с родителями мы работаем. Но, например, на лектории ходят, как правило, те, кто и так активен. В нашей гимназии в прошлом году были введены электронные журнал и дневник. Но пользуются электронным дневником только 87 процентов родителей. 13 процентов родителей не заходят на страницу своего ребёнка, получается, их не интересует, как он учиться, ведёт себя.

Проблема ответственности родителей за воспитание детей, конечно, сиюминутно не решается. Видимо, должно вырасти поколение родителей с иным подходом.

 

 

 

 

Не все аспекты
закона сегодня ясны

Георгий ФИЛИМОНОВ,
директор лицея № 9, вице-президент Новосибирской областной ассоциации лицеев и гимназий:

— Думаю, одной из главных тем для обсуждения на съезде должен стать механизм исполнения нового закона об образовании. Часть его положений вводится в действие с 1 сентября, однако не все аспекты закона сегодня ясны, по многим требуется уточнение. Уже ведётся работа по корректировке ряда положений. И в этом мы тесно сотрудничаем с нашим депутатом Госдумы Ириной Мануйловой, заместителем председателя комитета по образованию. Закон предполагает принятие ряда подзаконных актов, в том числе и на уровне субъекта Федерации, что тоже необходимо обсудить. В законе не прописаны виды образовательных учреждений, нет понятий «лицей» и «гимназия», с этим тоже надо разбираться. Кроме того, он вводит новую систему отношений «область — город», согласно которой субвенции будут выделяться только на организацию образовательного процесса, а бремя содержания школьных зданий ляжет на муниципалитеты. И если в Новосибирске с этим, скорее всего, справятся, то в области — сомневаюсь.

 

 

 

 

 

 

 

Будет ли закреплён статус школ?

Татьяна ГОРБАЧЁВА, директор новосибирской средней школы № 159
с углублённым изучением
математики и физики:

— Наша главная тревога сегодня — вступление в силу нового закона об образовании. Если у действующего закона имелось около 70 подзаконных актов, то у нового, ещё не вступившего в силу, их уже разрабатывается 109. Как всё это будет действовать? Будет ли, например, закреплён статус школ? Пока по новому закону все они являются просто образовательными учреждениями. Ещё тема: наша область по праву считается инновационной, наш опыт по созданию специализированных классов с интересом изучают другие регионы. Но сегодня мы не можем быть уверены в том, удовлетворят ли  нашу заявку на спецкласс на очередной год. Было бы намного спокойнее работать, если бы эти проекты изначально были рассчитаны на определённое количество лет. Что касается бесплатных учебников, думаю, что со временем финансирование отладится, но возникает другая тревога: а как часто будет изменяться утверждённый перечень учебников? Не получится ли, что мы закупим книги, а через год они станут неактуальны?

 

 

 

 

Катастрофически
не хватает помещений

Галина СОЛОМЕЕВА,
директор лицея № 136:

— В последние годы в школы на самом деле вкладывается достаточно много денег, поэтому каких-то вопросов с материально-техническим оснащением почти нет. Компьютеры, учебники, форма для учеников — все эти вопросы сегодня успешно решаются. Однако сейчас перед школами встала другая насущная проблема — катастрофическая нехватка помещений. В этом году, например, наш лицей опять набрал три первых класса по тридцать три человека. И так каждый год! Подчеркну: мы не единственные, кого это заботит. Примерно треть новосибирских школ учится в две смены. Особо остро эта проблема встала с введением нового образовательного стандарта, который подразумевает разнообразную внеучебную деятельность, для которой нужны дополнительные помещения. Мы их просто не в состоянии изыскать. Своих денег на возведение пристроек у школ нет. Возможно, должна быть разработана какая-то отдельная программа, на подобие тех, что реализуются сейчас: по замене окон, ремонту спортивных залов и так далее.


 


 

 

 

Остро недостаёт
молодых и увлечённых педагогов

Николай ЯВОРСКИЙ,
директор Специализированного учебно-научного центра НГУ:

— Одной из насущных проблем я бы назвал нехватку кадров: школам остро недостаёт молодых и увлечённых детьми педагогов. Особенно дефицит наблюдается в начальной школе, куда никто не хочет идти. Хотя и в средней школе недостаёт высококвалифицированного педагогического состава, а ведь и это очень важный сегмент: идёт формирование личности детей, первые попытки определиться с будущей профессией. Конечно, в каких-то школах ситуация с кадрами выправляется, но таких примеров, увы, не много.

Сегодня у детей в приоритете не технические науки — это ещё одна большая проблема. На самых разных уровнях говорится о построении инновационного будущего, а для этого нужно, чтобы наши дети поступали в технические вузы. Считаю, нужно усилить воспитательную составляющую: создавать на базе школ кружки, секции, которые заинтересовали бы детей. Вместе с тем должна быть общая воспитательная политика со стороны учебных заведений и государства по примеру той, что была в Советском Союзе. Современные дети лишены многих навыков, которые имели дети прошлых поколений.

 

 

 

 

back
up