30.11.12

Казна – сердце государства

В этом году исполняется 20 лет с момента создания Федерального казначейства — государственного органа, внёсшего немалый вклад в укрепление и развитие бюджетной сферы
нашего государства.

История возникновения казначейской системы неотделима от процесса становления государственности. Петровские реформы, Октябрьская революция 1917 года, распад СССР — каждая из переломных точек российской истории нашла своё отражение в изменениях финансовой системы нашей страны.

Свою новейшую историю Федеральное казначейство отсчитывает от 8 декабря 1992 года, когда президент Б. Н. Ельцин подписал указ о создании единой централизованной системы органов федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации. С этого момента началось возрождение казначейства в России.

Вспомним события начала 90-х годов прошлого века. В 1991 году Российская Федерация становится самостоятельным государством. В стране начинаются политические и экономические реформы. В создавшемся хаосе правительство очень быстро теряет рычаги управления экономикой страны и бюджетной сферой. Налоговые органы и Центральный банк РСФСР не справляются с ситуацией. Существовавший механизм использования государственных финансов не был адаптирован к сложившейся экономической ситуации, не обеспечивал прозрачность бюджета, надлежащий учёт и контроль за целевым использованием средств, не позволял оперативно маневрировать бюджетными средствами в условиях их жесточайшего дефицита.

К середине 1992 года Российская Федерация пришла к состоянию, когда исполнение бюджетов стало крайне затруднено. Остро встал вопрос о создании дееспособного правительственного инструмента исполнения бюджета. Опираясь на международный опыт и дореволюционную практику функционирования отечественной финансовой системы, было принято практически безальтернативное решение об организации в составе Министерства финансов Российской Федерации системы органов федерального казначейства и переходе на казначейскую систему исполнения федерального бюджета. 8 декабря 1992 года президентом России Б. Н. Ельциным был подписан указ о создании органов федерального казначейства.

Перед вновь созданным государственным органом стояли грандиозные и, казалось тогда, трудновыполнимые задачи: сделать процесс исполнения бюджета прозрачным и контролируемым, обеспечить наличие актуальной и полной информации о наличии денежных средств на счетах бюджетополучателей, устранить задержки бюджетного финансирования, мобилизовать в бюджет дополнительные ресурсы за счёт консолидации остатков по счетам бюджетополучателей на едином счёте казначейства, улучшить управляемость государственным долгом, снизить масштабы нецелевого использования бюджетных средств путём осуществления жёсткого предварительного и тeкyщeгo контроля за целевым расходованием средств; повысить защищённостъ бюджетных средств от экономических потрясений и банковских рисков.

За прошедшие годы Федеральному казначейству удалось развернуть широкую сеть территориальных органов в административных центрах субъектов РФ и муниципальных районов. Счета получателей бюджетных средств переведены из коммерческих банков в органы казначейства. Был установлен механизм осуществления контроля за целевым использованием средств, обеспечено своевременное доведение бюджетных средств до их получателей, ведётся оперативный учёт и распределение доходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, консолидация средств на едином счёте по учёту расходов федерального бюджета, кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, обеспечивается прозрачность денежных потоков, возможность получения оперативной отчётности об исполнении бюджетов, внедряются современные информационные технологии, позволяющие повысить прозрачность исполнения бюджета.

Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственных финансовых активов, а также возможности эффективного управления ими. Являясь поставщиком такой информации, Федеральное казначейство позволяет правительству оперативно оценивать работу органов государственного управления и получать более ясное представление об экономических последствиях проводимой им бюджетной политики, планировать финансово-экономическое развитие государства на основе оперативной, полной и достоверной информации. Федеральное казначейство, осуществляя контроль за всеми поступлениями и выплатами правительства, выполняет в структуре органов государственной исполнительной власти роли «главного бухгалтера» и «кассира».

За 20 лет своего существования казначейство зарекомендовало себя как орган, успешно справляющийся с поставленными задачами. Именно поэтому правительство России ставит перед ним всё новые цели и задачи. Одними из важнейших новых направлений деятельности казначейства становятся контроль в области осуществления государственных закупок, ведение всероссийских реестров и официальных сайтов.

Заместитель начальника юридического отдела УФK по Новосибирской области Владимир КОЛОДЯЖНЫЙ

  • Федеральное казначейство — платёжная, учётная, контрольная, информационная система в области финансовой деятельности публично-правовых образований. Его миссия — служить государству Российскому, способствуя укреплению устойчивости, надёжности и прозрачности финансовой системы Российской Федерации, а также обеспечивая сохранность финансовых средств
    публично-правовых образований.
back
up