Станцуем вальс на выпускном?
Ирина ТИМОФЕЕВА
Фото Валерия ПАНОВА
Вальс, полонез, кадриль и полька. Этим четырём классическим танцам теперь учат в школах. В Новосибирской области запущен проект «Танцующая школа», в котором уже 41 школа-участник.

Школу с «танцевальным уклоном» приметили — и сделали ресурсным центром нового проекта «Танцующая школа». В Новосибирской области он реализуется недавно: в ноябре прошлого года в министерстве образования, науки и инновационной политики Новосибирской области стали искать возможности для внедрения танцев в школы, разрабатывали положение проекта, а в ноябре-декабре стали определяться школы-участники во всех районах Новосибирской области. По словам заместителя начальника управления образовательной политики министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Елены Плетнёвой, у «Танцующей школы» огромные задачи. «Во-первых, в связи с введением новых образовательных стандартов изменяется требование к результатам обучения. Большее внимание уделяется развитию личностных компетенций школьников. Наш проект позволяет развивать личность ребёнка всесторонне — его нравственные, эстетические, эмоциональные, физические качества. Кроме того, он повышает двигательную активность — вот вторая задача проекта. Третий урок физкультуры школы могут, в том числе, и за счёт этого проекта реализовывать, дети будут иметь возможность и в бадминтон играть и, к примеру, танцевать».
Проект «Танцующая школа» системный, подчёркивает Елена Юрьевна. Благодаря ему воспитываются не только личностные качества, но и развиваются отношения между школьниками. Дети больше общаются, мальчики с девочками учатся правильно взаимодействовать друг с другом: не дёргать за косички, оказывая знаки внимания, а, например, галантно подавать руку. «Есть у проекта ещё одно важное назначение — патриотическое воспитание. Мы определили четыре обязательных танца: вальс, полонез, кадриль и полька. Это те танцы, которые в России танцевались издавна. И в том числе через танец можно изучать историю нашего государства».
Игорь Котов, директор областного центра образования посёлка Тулинский, который в данный момент является региональным оператором проекта «Танцующая школа», эту точку зрения поддерживает: «Те танцы, которые сейчас включены в проект, были выбраны не случайно. Они включают в себя культуру народа, эстетическое, музыкальное воспитание. Они на стыке нескольких танцевальных направлений и содержат в себя элементы многих танцев. Например, кадриль бывает и французская, и английская, и русская. Выбор достаточно широк, мы никого не ограничиваем. Если мы берём русскую кадриль, мы говорим о русских традициях культуры, если английскую или французскую — то об изучении других культур. Что касается вальса, это, как мы знаем, не только прекрасная музыка и пластика движений, но ещё и замечательное внутреннее воспитание молодой личности. Поэтому мы сейчас не только развиваем двигательную активность ребятишек, но ещё и знакомим ребят с музыкальным творчеством, с именами композиторов и поэтов».
Игорь Владимирович о танцах не теоретизирует. К ним он имеет непосредственное отношение: у него хореографическое образование, на данный момент он член президиума федерации танцевального спорта Новосибирской области. Теперь возглавляемый им образовательный центр будет заниматься необходимой методологической поддержкой школ-участниц проекта и дистанционным обучением специалистов. «На данном этапе к проекту подключилось достаточно большое количество общеобразовательных учреждений практически со всех районов Новосибирской области, — комментирует Игорь Котов. — Чтобы грамотно скоординировать эту работу, мы создали ресурс, где каждый участник сможет найти ответы на все интересующие вопросы. Мы предлагаем участвовать в проекте всем, даже тем школам, в которых пока нет специалистов, готовых обучать или разработать программу. Для этого мы предлагаем методическую помощь в рамках дистанционного обучения или выезд специалиста в образовательное учреждение, которое хотело бы сделать ту или иную постановку. Мы стараемся находить данные кадры».
Кадровый вопрос остаётся, пожалуй, самым непростым для проекта «Танцующая школа», но организаторы ищут разные способы решения проблемы. «У нас, к сожалению, мало специалистов, которые готовы прийти в школы, — признаётся Елена Плетнёва. — Да и сами школы должны оценить свой фонд заработной платы и определить финансирование на этот проект. Конечно, мы пригласили министерство культуры, и оно нам очень помогает, Дома культуры выделяют специалистов. Но, наверное, неплохим ресурсом в этом отношении могут быть родители, которые танцуют сами, выпускники школ, студенты высших учебных и среднеспециальных учебных заведений, та молодёжь, которая может прийти в школу волонтёрами и помочь нам научить детей танцевать».
Заявившиеся на участие учреждения образования не обязывают, что в школе должны танцевать все без исключения. Где-то это целая параллель, а где-то всего один класс. Но судя по тому, что школы расширяют список четырёх обязательных танцев и вводят свои, «Танцующая школа» танцует от души. На сегодня в проекте значится 41 школа и около двух тысяч детей, в апреле пройдёт региональный конкурс. А Елена Плетнёва мечтает о том, что когда-нибудь на выпускных балах в Новосибирской области будут танцевать вальс и полонез. Впрочем, это цель, а не мечта. n