16.09.11

Семейное правило: говорить правду

Зоя ТАТАРИНОВА

 

Шестерых детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывает приёмная семья педагогов Оксаны Васильевны и Алексея Григорьевича Кобринович из Искитимского района. За свой подвижнический труд супруги получили премию губернатора области и памятный знак «Признание».

«Как вы живёте, уроженка Новосибирска, в деревне Бородавкино, да ещё у реки Забулдышки?» — шутливо спрашиваю Оксану Васильевну, встречающую меня со всеми детьми у их большого дома. «Нормально, — улыбается она. — Кстати, наш дом — бывший клуб, мы занимаем большую часть здания, а с той стороны медпункт. Когда переехали сюда из другого села, надо было купить более просторное жильё для приёмной семьи». Выпускница Новосибирского педуниверситета нашла в деревне семейное счастье. Муж Алексей Григорьевич был электриком, жена помогла ему заочно закончить свою альма-матер, и в 37 лет он стал дипломированным учителем: преподавал труд, черчение, сейчас — физику и математику. «Педагог от бога: ребята, приходящие из армии, за руку здороваются и каются ему в своих грехах — были, мол, дураками», — рассказывает жена, учитель немецкого и английского языков. «Я всегда думала, что всю жизнь буду работать в школе, — признаётся Оксана Васильевна. — С детьми у меня ладилось».

Но в 2004 году супруги создали приёмную семью.

«Зачем? У вас с мужем две родные взрослые дочки, внук растёт». — «Захотели подарить своё сердце и силы, какие есть, обездоленным детям», — просто отвечает хозяйка дома. Супруги подошли к делу серьёзно. Сегодня у них в подсобном хозяйстве, кроме огорода, три коровы и без счёта уток и гусей: семью кормить надо! В доме-клубе с высокими потолками — новые пластиковые окна, спортивный уголок для ребят — обустройство ведут за свой счёт и конца ему не видно.

Первыми у Кобриновичей появились семь лет назад близняшки Таня и Лена Малаховы, сегодня им по 13. Оксане Васильевне передали девочек из соседнего села от женщины-опекунши, не справившейся со своими обязанностями. Наставляла шестилетних малышек по-взрослому: «Расправьте плечики, не держите голову вниз, смотрите всем в глаза, вы такие же граждане, как все остальные». Сегодня это её главные помощницы, на них можно смело оставить семью, если куда-то уезжает. Вслед за сёстрами мама скоро привезла и их брата Володю. «Он был как воробышек, в три года ничего не весил! Совсем не видел: книжку в приюте подставят к носу, и он её рассматривал», — вспоминает она. Очкарик Вова застенчиво улыбается и льнёт к маме, ему скоро девять лет, его здоровьем родители занимаются постоянно. Четвёртым приёмным ребёнком в семье стал 14-летний Дима Полюдин. Оксану Васильевну, увидевшую его в детдоме, поразили большие грустные глаза мальчика. Он всё ждал, что за ним приедет родная мама, но она не ехала… Дима прожил у Кобриновичей четыре года, сейчас ему 20, учится на сварщика в Искитиме и вернулся к кровным родителям. Приёмная семья преобразила этого парня.

С Настей Тарасенко и её братиком, которых родная мама забросила, не справлялась взявшая их под опеку родная бабушка. Настя в восемь лет начала курить… Девочку передали Кобриновичам год назад — очень вовремя, считает её приёмная мама. И больше года назад в семье появились сёстры Тоня и Катя Некрасовы: их служба опеки забрала из расформированной приёмной семьи. «Натерпелись мои девочки, — сочувствует им Оксана Васильевна. — Сейчас это мои дети, я не могу без них жить».

Можно сказать, что Кобриновичи открыли на дому филиал средней школы. Родителям помогала и одна из родных дочерей, тоже педагог. Дима пришёл без знания таблицы умножения в 14 лет. Мама интересовалась: мальчик был на домашнем обучении, словно он инвалид, в школе постоянно пропускал уроки, так что отставание в учёбе было значительным. Жизнь матери свелась к тому, что она бегала на кухню готовить еду и делала с детьми уроки. Иногда казалось, что бьётся об стенку. Постарайтесь, дети, сделать домашнее задание, призывала она, и вы свободны. «Воспитанный ребёнок понимает взгляд, — считает приёмная мама. — И он будет кручиниться не о том, что его накажут, а о том, что маме с папой причиняет неприятности. Мы к этому стремимся». В этой семье никого не ставят в угол: мама считает это бесполезным и унизительным наказанием. Если кто-то приносит из школы двойку, он знает, что придётся пересдавать учителю невыученный урок. А значит, сидеть за учебником, разбирать задачу с родителями. «Ребёнок получает двойку, но и родители — тоже, — уверена Оксана Васильевна. — Это наша недоработка, и мы должны её исправить. Если получил двойку за поведение, можно лишить развлечений». Самым тяжёлым наказанием считается запрет на просмотр фильма. Телевизор в этой семье не смотрят: мама считает, что смотреть нечего. Зато все любят «хорошие советские фильмы, которые несут добро и учат». «Девчонки, какое у нас ещё есть правило? — обращается мама к дочерям. — Правильно: сказать правду, за неё мама только пожурит. Всё равно же выплывет, лучше честно сказать». Сегодня дети часто читают матери сами: обычно она что-то готовит на кухне и слушает. Во время этих читок специально разбирали рассказ Толстого, когда папа поблагодарил сына за то, что тот честно признался, когда случайно разбил чашку. «Классический пример воспитания, — говорит Оксана Васильевна. — Я тоже благодарна детям, когда они мне говорят любую, даже горькую правду. Это значит, что доверяют». В отличие от коллег-учителей школы, Оксана Кобринович не имеет ни выходных, ни отпусков,  не скрывает, что устаёт больше, и у детей есть проблемы со здоровьем. Но она не жалеет о своём выборе: «Это такая радость слышать об успехах наших ребят».

А какой Оксана Васильевна видит жизнь своих детей после достижения ими 18-летнего возраста? «Они сделают свой выбор сами. После школы вместе подберём учебное заведение. Я не могу их у себя оставить: это далеко от города, а им надо доучиваться, искать работу. Ребята должны получить какое-то жильё, пока закон об этом работает, как будет дальше, не знаю. Мы с мужем поможем им устроиться, будем контролировать. Это же наши дети, мы не снимаем с себя ответственности за них». Бабушка Насти Тарасенко, которой внучка может звонить из приёмной семьи, сколько угодно, и даже в гости съездить, в последний раз просила Оксану Васильевну: дайте мне слово, что если со мной что-то случится, вы возьмёте к себе и брата Насти, Никиту. Приёмная мама успокаивала пожилую женщину: конечно, возьмём, но и вы берегите своё здоровье, Настя, повзрослев, к вам вернётся, и всё у вас будет хорошо.

В этой семье от детей не скрывают никакие проблемы, любую обсуждают вместе. «Ко мне на семинаре подошёл однажды один из родителей и сказал с удивлением: как-то у вас всё открыто… Ответила ему, — рассказывает Оксана Васильевна: я — учитель, вижу в ребёнке личность, да и в деревне не прикрыться, мы у всех на глазах».

Отца семейства, Алексея Григорьевича, я не дождалась: уехал на автобусе на педсовет в Преображенскую школу. Своя машина Кобриновичам — не по средствам. Но дети рассказали, как помогают папе управляться в большом подсобном хозяйстве. Как сейчас он занимается с Володей по математике, «чтобы подтянуть». А мама озабочена зрением сына: недавно сделали операцию, пока в очках, но надо линзы носить. В большой семье забот хватает. back
up