Музейщики вернулись с полей
Марина ШАБАНОВА
Фото Валерия ПАНОВА
Среди находок экспедиций этого лета Новосибирский краеведческий музей представил журналистам уникальные экспонаты — кости динозавра, бракованные сибирские монеты
и амулеты «лесных» жителей.
Второй год после большого перерыва с начала 2000-х сотрудники краеведческого музея выезжают в археологические экспедиции. Без этой работы в полях страдает комплектация фондов музея.
— Уже много лет музеи страны, и в особенности краеведческие, живут в некой растерянности оттого, что не очень представляют, как выполнять одну из важнейших функций — комплектование. Сбор материалов и экспонатов оказался проблематичным в связи с тем, что развалилась советская система краеведения, — говорит директор НГКМ Андрей Шаповалов. — Мы потратили полтора года на то, чтобы понять, что храним, что хотим хранить и что показывать новосибирцам. В этом году концепция комплектования музея была принята, и мы уже начали эту работу.
Комплектуют свои фонды музейщики разными способами, и полевой — экспедиционный — один из них. В этом году он оказался особенно удачным. Три археологические экспедиции Новосибирского краеведческого музея (общей численностью около пятидесяти человек) работали в Искитимском, Колыванском и Сузунском районах и принесли немало находок, возраст самой древней из которых не меньше семидесяти миллионов лет. Отдельные экспонаты учёные называют уникальными и представляющими большую ценность для науки, всего же фонды музея пополнили почти 500 экспонатов.
Ещё в апреле сотрудники музея выехали на берега Обского моря.
— Каждый год берега осыпаются, в результате разваливаются археологические памятники, что-то можно обнаружить прямо на песчаных осыпях. Так, в районе сёл Миловано и Абрашино были обнаружены бронзовые бляхи, каменный тёрочник и фрагмент сосуда, — рассказывает Сергей Росляков, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник НГКМ, руководитель раскопок на памятниках «Берёзовый остров» и «Санаторное». — В мае мы провели рекогносцировочные работы на памятнике «Берёзовый остров» в Колыванском районе. Он известен давно, но этой весной в музей поступила коллекция бронзовых изделий — наконечники стрел и культовое литьё эпохи раннего средневековья и эпохи раннего железа, найденные в районе памятника. Материал очень интересный, редкий для нашей территории, поэтому мы выехали на место и обследовали памятник.
В августе, когда учёные приступили к раскопкам в этих местах, «Берёзовый остров», как слоёный пирог, преподнёс сразу несколько открытий от ранней бронзы до развитого средневековья. Заложив траншею длиной в семь метров и шириной в полтора, учёные обнаружили погребение и фрагмент комплекса ритуального характера эпохи раннего железа, который включал кости различных животных, бронзовые наконечники стрел и детали конской упряжи, а также два предмета — брак бронзового литья — подвески в форме лука и котла.
— В эпоху раннего железа здесь, на территории Новосибирской области, была контактная зона: скифские племена, населявшие юг Сибири, встречались с лесными племенами, приходившими из таёжных областей. Воевали ли эти племена друг с другом или мирно сосуществовали — об этом археологи спорят давно, — говорит Андрей Шаповалов. — Так вот, памятник «Берёзовый остров» интересен тем, что в одних слоях находятся предметы скифской и кулайской культур — тех самых лесных племён. Причём находятся они в одних комплексах, скорее всего, культовых, и, следовательно, мы можем говорить о мирном сосуществовании народов. Памятник большой, мы будем и дальше там работать, и я надеюсь, что через два-три года у нас появятся ответы на все вопросы.
Заложив второй раскоп, учёные нашли разнообразный материал эпохи раннего средневековья — керамику и кости животных, а также амулеты в виде зверей. Одна из находок уже стала символом краеведческого музея, по её образцу изготовлена сувенирная продукция. Это стилизованная птица (на нижнем фото справа), или душа-птица, часто изображавшаяся с человеческим лицом и связанная с верованиями средневековых людей в верхний мир. По словам учёных, образ этот весьма характерен для племён, населявших верхнюю Обь в XIII—XIV веках нашей эры.
— В июле мы также продолжили раскопки курганного могильника «Санаторный» в Искитимском районе, начатые в прошлом году. Здесь были найдены наконечники стрел из железа и костяные накладки на лук, а также украшения в виде бус сердолика, лазурита и горного хрусталя, — рассказывает Сергей Росляков.
Под Бердском учёные исследовали четыре кургана первой трети II тысячелетия, выявили шесть погребений. Вместе с сотрудниками музея в раскопках участвовали ребята из Клуба юных археологов Дворца творчества детей и учащейся молодёжи «Юниор». Часть этих работ проводилась в рамках социального проекта «Атлантиды моря Обского».
От «полушки» до «пятака»
Свыше ста пятидесяти находок привезли сотрудники музея из Сузуна, где вели раскопки на месте бывшего Сузунского медеплавильного завода. Действовал он с середины XVIII века до начала XX, был первым крупным промышленным предприятием на территории нашей области и входил в систему знаменитых Колывано-Вознесенских заводов. Здесь, на территории Сузунского монетного двора, в период 1766—1782 годов чеканилась специальная «сибирская монета», которая имела хождение на территории Сибири, Средней Азии и Китая.
Через четыре года в самом центре Сузуна будет создан музей под открытым небом «Завод-Сузун. Монетный двор». Археологическое обследование территории, или раскопки, — это первый этап, за которым последует восстановление здания толчельни, создание промышленно-исторического музея, музея-усадьбы управляющего заводом, воссоздание внутренних помещений дома, надворных служб, каретного сарая и других исторических реконструкций по планам XIX века, а также строительство объектов туристической инфраструктуры. Всего на создание музейно-туристического комплекса планируется направить 26,4 миллиона рублей. Объект значится в плане мероприятий долгосрочной целевой программы «Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области на 2012—2017 годы», которая была утверждена постановлением Правительства от 19 августа этого года.
— Раскопки проводились в центральной части посёлка — непосредственно на улице Ленина и рядом с плотиной. Было заложено несколько археологических площадок. Одна из них — напротив здания толчельни, где измельчалась медная руда. Внутри раскопа длиной в 24 метра мы нашли прекрасно сохранившиеся нижние венцы крепостных стен, уникальной конструкции в два ряда. Стены эти служили оградой Сузунского медеплавильного завода, — рассказывает Наталья Ермакова, начальник научно-методического отдела НГКМ. — Во втором раскопе на месте водоводных конструкций мы обнаружили деревянный капитальный ларь, который являлся хранилищем воды и распределял её к вододействующим машинам завода.
В заболоченной части территории, прилегающей к медеплавильному заводу, археологи обнаружили хорошо сохранившиеся конструкции деревянного водоводного канала с системой шлюзов, которые регулировали подачу воды к различным механизмам. Но наибольшее число сюрпризов преподнесла учёным археологическая площадка на территории бывшего монетного двора. Здесь сейчас располагается завод «Эффект», и это обстоятельство осложняет работы.
— Судя по всему, мы нашли помещения, в которых занимались переработкой выбракованного материала монетного производства. Кроме монет общероссийского образца в этих квадратах были обнаружены уникальные предметы, связанные с технологиями монетного производства: медные пластины со следами монетных вырубок, оттиски с пробными штемпелями монет. Таким образом, можно представить, как проходил технологический процесс чеканки монет, — говорит Наталья Ермакова.
В копилке находок — полторы сотни монетных кружков, соответствующих номиналам общероссийского образца — 5 коп., 2 коп., 1 коп. и «полушка». Скопления выбракованных монет и кружков находили и под остатками крепостных стен, вероятно, их припрятывали работники, чтобы использовать в личных целях. И для музейщиков этот брак — ценный экземпляр, «говорящая» находка, которая может рассказать о производстве монет больше, чем полноценная вещь.
Эпоха под ногами
В этом году сотрудники НГКМ возобновили ещё одну забытую форму комплектования фондов — экскурсии. И если раньше они были пешими, то на этот раз Андрей Шаповалов в компании энтузиастов отправился в автоэкскурсию по археологическим и палеонтологическим местам Сибири. В первый же день была обнаружена находка, которая может «закрыть» целую эпоху.
— Дело было в Кемеровской области, мы показывали детям, участвовавшим в экскурсии, меловые отложения, рассказывали, что здесь могут быть кости динозавров и древних млекопитающих. А потом выдали каждому по большому молотку: ищите! На находки никто серьёзно не рассчитывал. Но вскоре пытливый юноша Алексей Агриколянский подозвал взрослых и спросил: на этой плите случайно не косточка торчит?.. Так были найдены кости хищного ящеротазового динозавра, возраст которого как минимум 70 миллионов лет, — рассказывает Андрей Валерьевич. — До этого в коллекции музея костей динозавра не было вовсе. Эта находка закрывает целую дыру в палеонтологической эпохе, которую мы до этого не имели возможность показать.
Учёным ещё предстоит определить вид и точный возраст динозавра, для этого находки будут отправлены в Институт палеонтологии в Москву или Санкт-Петербург. С другими находками работают сегодня реставраторы музея. В ноябре они будут представлены зрителям на специальной выставке в отремонтированном зале музея на Вокзальной магистрали, 11. И это только одно из событий, которыми Новосибирский краеведческий собирается удивить зрителей в рамках «Рождественского фестиваля — 2011». n