18.03.11

Уязвимое прошлое

Ирина ТИМОФЕЕВА
Фото Валерия ПАНОВА

 

Уголков, которые переносят нас в Новониколаевск начала XX столетия, в нашем городе не тысячи и не сотни — десятки. Время с ними не миндальничает: вгрызается в кирпич, поедает завитушки деревянной резьбы. С ним тягаются защитники историко-культурного наследия, кропотливо ремонтируя и реставрируя. 2010-й год в этом отношении стал рекордным: восстановительные работы в области были проведены на 75 памятниках, на что из разных источников было потрачено 235 миллионов рублей.

 

«Всё в ажуре»

В роли гида по наиболее показательным городским объектам из этого списка, которые из неприглядных домишек с гнилой обшивкой и «съехавшей» кирпичной кладкой превратились в настоящие достопримечательности Новосибирска, выступила Марина Грес, заместитель начальника управления по государственной охране объектов культурного наследия. По её словам, более половины памятников, на которых проводились работы в прошлом году, относятся к объектам деревянного зодчества. «Вспомните историю развития нашего города, — приглашает совершить исторический экскурс Марина Вадимовна. — Становление архитектуры Новониколаевска началось в последнее десятилетие XIX века, а это, конечно же, деревянное строительство, причём полусельского типа. В начале прошлого столетия происходит изменение этой архитектуры и сращивание с архитектурой более высокого, городского типа. Памятники деревянного зодчества очень уязвимы. По своей природе дерево — недолговечный материал. И объекты требуют постоянного приложения средств, рук, сил. Их надо холить и лелеять. В 2010 году мы этим и занимались».

На один из таких домиков в центре города, с башенкой и уютной резьбой, долгие годы нельзя было смотреть без боли. Примкнувший к территории молзавода дом колыванского купца Константина Петровича Бузолина (ул. Октябрьская, 15) дряхлел на глазах: выцвели «кружева», выщербился кирпичный цоколь… А ведь это здание — пример редкого для Новосибирска сочетания архитектуры народного зодчества и стиля барокко: последний проглядывает здесь и в характере декора, и в положении ярусов на завершающем эркере. После восстановительных работ, проведённых, как и во всех остальных случаях, научно-производственным центром по сохранению историко-культурного наследия в Новосибирской области на деньги из областного бюджета, у этого памятника деревянного зодчества «всё в ажуре». Здесь была проведена очистка фасадов, укреплены конструкции, которые пришли в негодность, и подвергнут реставрации декор, украшающий это задание. А главное, по мнению Марины Грес, что в процессе реконструкции удалось избавиться от огромных технологических ворот молзавода, которые много лет закрывали часть фасада здания и уродовали вид на него. Вместо них установлена изящная решётка.

Точечные революции

Некоторые «престарелые» объекты были поставлены на охрану, а значит, и спасены, благодаря отпечаткам в советской истории. Дом, расположенный по адресу Владимировская, 10, в своё время сыграл неслабую историческую роль: в этом сдержанном по декору здании находилась воскресная школа рабочих и продвигалась газета «Искра». А в ходе реставрационных работ, по словам Сергея Тюренкова, начальника научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области, была найдена расписка в получении патронов… В этом памятнике истории, который некогда «раздувал пламя революции», своего рода «революция» произошла и в наши дни. Это непременно бросается в глаза, если сравнивать фасады здания «до» и «после». Ещё недавно в эркер было страшно заходить — в нём произошла сильнейшая деформация. В отвратительном состоянии были окна. Гнилью были повреждены и верхние венцы основного сруба. Была повреждена обшивка — как временем, так и пожаром. В прошлом году научно-производственный центр приступил к проведению консервационных и реставрационных работ на этом объекте. Была отремонтирована стропильная система, заменены венцы стен эркера, сделаны новые карнизы, водостоки, крыша, установлены оконные блоки — деревянные, как в «исходнике», по всем правилам реставрационной науки, подчёркивает Марина Грес. В марте здесь начнётся ремонт внутри здания, будут сделаны инженерные сети, добавляет Ольга Горяева, начальник производственного отдела центра.

Историческое прошлое спасло и дом на улице 1905 года, 13, которому посчастливилось стать «косыгинским». Два года — с 1925-го по 1927-й — здесь жил Алексей Николаевич Косыгин, в будущем — видный государственный деятель. Имя этого человека занесено в государственный реестр, и здание, связанное с ним, охраняется как памятник истории.

Вплотную к «косыгинскому» стоит дом № 15, ещё один памятник, но теперь уже — архитектуры. Вместе два здания создают кусочек Новониколаевска начала XX века: они сохранились практически в неизменном виде. 13-й дом по архитектуре относится к разряду смешанных: каменный низ, деревянный верх. «Это характерный пример новосибирской архитектуры. Вряд ли мы найдём много таких памятников в Москве», — утверждает Марина Грес. Деревянный сосед отделён от двухэтажного брандмауэром — глухой кирпичной стеной. Этот противопожарный приём сохранил жизнь 13-му дому, когда 15-й сгорел почти дотла. В 90-е годы он был восстановлен на основании обмеров, фотографий и свидетельств очевидцев. А в новейшее время фасады двух этих памятников были хорошо отремонтированы.

Дойдёт и до «красных казарм»

Ещё один, пожалуй, самый изящный из памятников смешанной архитектуры, который стоит на улице Красноярской, 112, в минувшем году приобрёл исторический вид. В сборниках объектов историко-культурного наследия он носит «широкое» название «усадьба скорняка Родиона Мартемьяновича Копылова», хотя от настоящей усадьбы остался, по сути, только дом чистопольского мещанина: на первом этаже была мастерская скорняка, где он работал и принимал заказчиков, а на втором он жил. Восстановить бревенчатую конюшню Копылова, которая была разобрана в 30-е годы, нынче, к сожалению, не представляется возможным. Зато в усадьбе сохранились ажурные ворота, которые украшают памятник. Фронт работ у научно-производственного центра был большой — время оставило заметные следы на здании. Но в итоге кирпич был очищен и пропитан специальным средством, которое придаёт ему долговечность и отталкивает городскую копоть. Цоколь отреставрирован. Восстановлены деревянные завитушки декора… Так, за время ремонта потускневшее, было, здание вновь похорошело.

Как отметил начальник управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области Александр Кошелев, объекты, которые подвергались реставрации, находились не только в Новосибирске, но и в Колывани, Каргате и других населённых пунктах: «Отреставрированы храмы в селе Завьялово, Куйбышеве, селе Покровка Чистоозёрного района. Завершаются работы в храме Серафима Саровского в селе Турнаево Болотнинского района». В нынешнем году восстановительные работы продолжатся, и главный приоритет здесь — Городской торговый корпус, в котором располагается краеведческий музей. Вернутся к жизни обновлёнными и другие памятники: здание на улице Мичурина, 6, мечеть на площади Кондратюка, первая поликлиника (ул. Серебренниковская, 1). В перспективе — работы по восстановлению «красных казарм» на Владимировской и реконструкция школ, возведённых по проектам архитектора Крячкова. Нынче же восстановительные работы ведутся на 40 объектах.                      n

back
up