Любовь МАЛЕНКО: «Мы сила, способная многое изменить»
Елена КВАСНИКОВА
Фото Валерия ПАНОВА
Меняются ли взаимоотношения в триаде государство—бизнес—общественные организации? Кого видят бизнесмены в общественниках — партнёров или просителей? Об этом «за кулисами праздника» мы разговаривали с Любовью Маленко.
— Первые два года своей работы мы, в отличие от большинства общественных организаций, вообще не обращались к потенциальным благотворителям за помощью. Мы, многодетные папы и мамы, собрались, чтобы, прежде всего, улучшить жилищные условия наших больших семей. А вот когда к нам пришли семьи, которые действительно нуждаются, мы решили, что им надо помочь. В 2009 году мы задумали провести для наших семей День матери и обратились в торговый комплекс «Лента» к Алёне Рыбалко. Нам выделили подарки, и с тех пор «Лента» начала систематически нам помогать. Там увидели в нас партнёров, а не тех, кто что-то клянчит для себя. Потом подтянулись и другие. ООО «Центральный рынок» второй год с нами. Хотя были и неудачные попытки. Аргумент «мне б самому кто помог» приходилось пару раз выслушивать. Но в основном отказов не было. Например, ДК «Энергия» всегда бесплатно предоставляет нам зал для проведения праздников. И таких партнёров у нас много. Я всегда говорю своим сотрудникам: важно правильно подать свою организацию, мы должны показать, что делаем для общества. Часто меценаты просят: «Дайте мне конкретную семью, я ей помогу». Пожалуйста! Мы всегда готовы отчитаться, кто, какие семьи и дети получили именно его подарки. Меценату всегда приятно, когда он точно знает, что его помощь дошла до места. Так что наш принцип — не клянчить, а показывать собственную работу. И ни в коем случае не играть на чувствах. Бизнесмен не из жалости должен помогать, а по другим соображениям.
— Тенденция такова, что благотворители хотят вкладывать не в разовые акции, а в долгосрочные проекты. Вы видите уже эту тенденцию?
— Как раз в таких взаимоотношениях мы заинтересованы. Вместе проектировать и работать, вместе видеть результат. Мы не любим акции. И почти их не проводим. Мы за проекты. Однако меценаты пока всё-таки ждут некую эмоциональную вспышку. Скажешь им «Рождественская сказка» — и дети завалены подарками. А рассказываю о нашем проекте «Семейный спортивный клуб», уже нет такой реакции. Суть проекта — в совместном проведении активного досуга всей семьёй. Это и оздоровление, и привыкание проводить время вместе с детьми. У нас есть несколько залов площадью около 500 квадратных метров: зал для мам и пап, для детей среднего возраста и для малышей. Мы провели техническое открытие клуба, но нам не под силу тянуть этот проект самостоятельно. Хотим привлечь государственную поддержку. Подали заявку губернатору, посмотрим, что ответит. Город не помог. Пока государство не готово вкладываться в долгосрочные программы некоммерческих организаций, рано говорить о таком желании у меценатов. Ведь даже государство в работе с семьёй пока нацелено на акции: выехали, провели, выдали. А что будет дальше с этими семьями? Никого не волнует. А вот организовать эти семьи заниматься чем-то полезным на постоянной основе — такое у нас пока не развито. Тут всю политику надо менять.
— Так президент об этом и говорил в своём последнем послании. О господдержке социально ориентированных общественных организаций.
— Вы не представляете, как мы ждали таких слов. Теперь посмотрим, что будет происходить на местном уровне. Мы не хотим никому сесть на шею, мы хотим долгосрочного сотрудничества. Периодически в каждой семье, где детей больше, чем два, возникают те или иные проблемы. Кто-то из взрослых потерял работу, например. Это временные трудности, и помощь семье надо грамотно организовать. Иначе семья может быстро «подсесть» на материальную поддержку извне, а иждивенчество — это порочный круг. У каждой семьи есть свои ресурсы. Например, у меня шесть детей, но я не нуждаюсь, потому что внутренне нацелена на обеспечение своей семьи и детей заставляю экономить. А если поддержка постоянно приходит извне, то ты в итоге теряешь свой внутренний ресурс. Другое дело, что кризис может случиться у каждой семьи, и тогда ей действительно нужна стартовая помощь, толчок. Мы работаем не с проблемами вообще, а с проблемами конкретной семьи.
— Кстати, президент говорил и о создании для многодетных семей режима наибольшего благоприятствования. В том числе о бесплатном выделении им земли под строительство дома или дачи. В разрез с этой установкой выглядит эпопея с выделением земельных участков в пригороде членам вашей организации. Столько сил и времени вложено, вам пришлось даже выйти на пикеты. И что?
— Это самый важный и самый тяжёлый для нас проект. Три года мы ведём переписку с областным министерством строительства и ЖКХ. Те наши пикеты и обращения в прокуратуру стали вынужденной мерой. Но на тот момент мы другого выхода не видели. Обещания, которые нам давали, не выполнялись. Нам почему-то забывали сообщить об аукционах. Наши запросы оставались без ответа либо сроки ответов затягивались. Знаете, какой основной аргумент не выделения нам участков? Мы якобы никчёмные семьи, которые ничего не смогут сделать с участками, кроме как продать. Мне не раз приходилось доказывать, что мы не в пьяном угаре рожали наших детей, что у нас есть серьёзные самостоятельные семьи, которые в состоянии решить проблему жилья для своих детей. Мы за то, чтобы землю на этап строительства нам дали на условиях аренды: если семья не строит дом, то теряет право на участок. Новый виток начался на прошлой неделе на приёме у губернатора. Он взял месяц на то, чтобы разобраться в нашей ситуации. Надеемся, что так и будет. Не зря ведь мы до Москвы дошли, где были, наконец, услышаны. На днях из Министерства регионального развития с нас затребовали списки многодетных семей, претендующих на земельные участки. Решая самую злободневную проблему семей — жилищную, — мы увидели и другие проблемы. Все наши 13 проектов основаны на федеральных и областных законах. Например, господдержка малого бизнеса. С нашей помощью пять многодетных семей, начинающих своё дело, получили такую поддержку. Получив стартовую помощь, они сами выйдут на более высокий уровень жизни. Это очень важно для нас — помочь семьям подняться на следующий уровень. Почему государство не готово с нами вместе идти? Для этого есть все законные основания! Закон Новосибирской области № 108, принятый ещё в 2003 году, гласит: многодетные семьи и семьи, имеющие детей-инвалидов, имеют право на бесплатное однократное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Зачем принимали закон? Для каких-то политических целей? Но мы не серая масса, которая нужна, чтобы кто-то мог реализовать свои амбиции. Я благодарна всем семьям, которые состоят в нашей организации. Мы сейчас большая масса. Но не серая! Мы та сила, которая способна многое изменить. Нам очень тяжело выстраивать отношения с государством. Пропаганда, которую мы видим на телевидении, — это одно. А на деле всё совсем по-другому. Но мы не отпустим ситуацию. У нас мёртвая хватка.