Туризм в Сибири: Кому? Где? Зачем?
Ирина РОГОТНЕВА
Фото Валерия ПАНОВА
Круглый стол, посвящённый продвижению Сибири на туристическом рынке, дал начало новому уникальному проекту «Сибирь-открытие», призванному популяризовать туристические объекты, находящиеся на территории сибирского региона.
Проблемы отрасли вновь стали актуальны в преддверии грядущих туристических ярмарок — московской и новосибирской. Впрочем, оказалось, что решать их, как обычно, нужно было вчера, а не завтра.
В выступлениях всех участников звучала главная мысль — туризм в Сибири развивать необходимо. Никто не спорил с тем, что посредством проекта «Сибирь-открытие» надо создать имидж СФО как цивилизованной территории с высоким уровнем сервиса и современной инфраструктурой. Однако мнения участников круглого стола, организованного «ИТАР-ТАСС Сибирь» в отеле «Хилтон», касающиеся практического осуществления этой позитивной стратегии, оказались противоречивы.
Владимир Коуров, управляющий директор группы компаний «Акрис», член президиума Российского союза туриндустрии:
— Да, спрос рождает предложение. Но кто формирует спрос? Туроператоры соседних областей уже несколько раз обсуждали возможность объединения усилий, в частности при подготовке к международным выставкам. Ну, можно съездить на одно, другое мероприятие. А в целом проблема остаётся.
Не хотелось бы критиковать руководство регионов, но пока они недостаточно оказывают помощь в продвижении турпродукта на рынке. Так что мы должны уподобиться барону Мюнхгаузену, который сам себя за волосы вытащил из болота. Тем более что для большинства потенциальных туристов из-за рубежа Сибирь остается ещё «белым пятном на карте», terra incognita. Однако, презентуя Сибирь, нам надо помнить ещё и о самоидентификации каждого региона, не подравнивая всех под одну гребёнку, потому что Сибирь — она бывает разная. У каждого из нас есть свои достопримечательности, свои «жемчужины».
К сожалению, высшее руководство области практически не обращает внимания на такую отрасль, как туризм при создании планов социально-экономического развития. Конечно, промышленность и инновационные технологии очень важны сегодня. Но сейчас наше общество находится уже на постиндустриальном этапе экономики, где большую долю занимает сектор услуг. Наверное, руководители области не видят финансового вклада туризма в региональную экономику, темпов его развития. Давайте покажем статистику — сколько людей приезжает и что представляет собой туризм: деловой, событийный, молодёжный, детский, экскурсионный и т. д. Тогда мы сможем повернуть руководство регионов лицом к туризму. Со своей стороны могу сказать: мы, как пионеры, — всегда готовы.
Денис Обуховский, координатор программы по развитию молодёжного туризма НСО:
— Начну с высказывания, которое пойдёт в разрез с тем, что говорили другие участники. Молодёжного туризма не существует. Это миф, придуманный для организации управленческих процессов в сфере молодёжной политики. Просто молодёжь может и путешествовать тоже. В разных форматах: социальном, спортивном и т.д. Но она не является отдельной целевой группой в туризме.
Что касается развития туристической инфраструктуры, мы вместе с администрацией Искитимского района планируем создать на берегу Бердского залива молодёжный туристический комплекс. Там будут проводиться слёты, фестивали, располагаться молодёжные лагеря. Очень хочется на этом денег сэкономить и не платить «налево» — базам отдыха и оздоровительным комплексам. И кроме того, это будет удобным терминалом — отправной точкой для коротких туристических маршрутов в самой «вкусной» части Новосибирской области.
Виктор Данн, генеральный директор туристической компании «Олимпия Райзен Сибирь»:
— Что касается подготовки специалистов в сфере туризма, мы видим выпускников, которые приходят к нам работать, — они имеют очень отдалённое представление о практической деятельности субъектов турбизнеса. Поймите меня правильно. Я критикую власть и образование не потому, что я на кого-то злой, а потому что необходимо менять сложившуюся в регионе ситуацию. Обсуждать наболевшие вопросы в таком формате, как сегодня, координировать наши действия необходимо не раз в год, а раз в неделю. Может, и власть тогда нас не только услышит, но и поймёт. Пока она ждёт выгодных предложений, а надо пошагово двигаться, планируя эффект и корректируя направление в зависимости от результатов каждого шага.
Буквально на днях нам был преподан прекрасный урок консолидации в продвижении туристического продукта. В Новосибирске прошла презентация европейской четвёрки — Польши, Венгрии, Чехии и Словакии, которые приехали сюда, чтобы вместе продвигать себя на территории Сибири, рекламировать свой продукт, свою «колбасу». Нам надо у них поучиться. Мы, соседние регионы, друг друга в упор не видим. А четыре соседних государства Европы видят, и не только друг друга, но и экономические выгоды привлечения туристов на свою территорию. И заметьте, не только москвичей, но и сибиряков. Руководители национальных туристических офисов приехали к нам, в Новосибирск, понимая стратегическое значение города в транспортной инфраструктуре страны. А мы-то почему это не принимаем во внимание? И пока мы не начнём использовать этот потенциал, так и будем говорить, что у нас бюджета ни на что не хватает. Полпредство, «Сибирское соглашение», другие межрегиональные структуры должны это делать.
Петр Нечаев, зампредседателя комитета внешнеэкономического сотрудничества НСО:
— Если мы говорим о продвижении Новосибирска, нельзя забывать, что это крупный образовательный, научный, медицинский центр. Только МНТК «Микрохирургия глаза» оперирует за год пять тысяч человек. Большинство пациентов — приезжие. Ни одна турфирма с ними не работает. Как и с клиникой им. Мешалкина, которая делает настолько конкурентоспособные операции, что даже американцы едут к ним лечиться.
Что касается позиции власти, мы готовы любые проекты рассматривать. Но нужно сразу предоставлять бизнес-план, чтобы было понятно, каков будет экономический эффект, выгодно ли это бюджету области. В общем, мы пропагандируем потенциал области. А Польша, Венгрия, Чехия и Словакия рекламируют туристический продукт. Здесь такого продукта нет. А если есть, то свою «колбасу» вы, турбизнес, должны рекламировать сами.
Светлана Шарыбар, Агентство регионального маркетинга НСО:
— Говоря о продвижении региона, надо отдавать себе отчёт в том, что и кому мы продвигаем. Нет туристов вообще. Есть разные целевые группы. И у них могут быть даже противоречивые интересы. Например, экстремальный туризм и медицинский. Социальный и бизнес-туризм. Кому мы будем продвигать Новосибирск? Одновременно учесть интересы всех будет очень сложно. Если мы говорим о зарубежных туристах, нам нужно организовывать поводы для событийного туризма. Если о местном, нужна пропаганда. Если о социальном — социальные сети и «сарафанное радио».
Владимир Кириллов, председатель координационного Совета Новосибирского регионального отделения Федерации автовладельцев России:
— Во-первых, может быть, я кого-то разочарую, но молодёжный туризм, в том числе и в НСО, существует. Если сотрудник управления по делам молодёжи считает, что его нет, мне кажется, можно ставить вопрос о его профессиональной компетентности. Мы на практике занимаемся и событийным, и молодёжным, и автотуризмом. Около года назад при активной поддержке нынешнего губернатора Василия Алексеевича Юрченко проводили автопробег «Сибирское кольцо». Подводя его итоги, губернатор подчеркнул, что подобные мероприятия должны идти в области постоянно, в том числе — в целях развития внутреннего туризма. Наверное, немногие знают, что наш губернатор и сам любит экстремальный туризм, каждый год сплавляется по Берди, поэтому с удовольствием поддерживает общественные инициативы в этой сфере.
Вот и мы не стали дожидаться поддержки от местных структур, развивающих туризм на бюджетные деньги, а на общественных началах организовали автомотопробег. Мы ездили по районам области и видели, в каком состоянии там находятся так называемые объекты туристической инфраструктуры.
Оказывается, можно получать федеральное финансирование по линии развития сельского туризма. Только эти деньги из нашей области возвращаются обратно в Москву, потому что их никто не использует. Это нам рассказали в одной из районных администраций. А в Маслянинском районе, например, в школах создаются такие музеи, что уже сейчас толковые руководители планируют сделать их объектами туриндустрии и водить по ним организованные экскурсии.
Всем известно, что молодёжь едет летом в Горный Алтай. Давайте принимать это во внимание. В то же время на соляные озера, о которых у нас в области очень любят говорить как о туристическом ресурсе, зачастую и проехать невозможно — дорог нет. А почему? По каким причинам наш регион проигрывает «туристическую гонку» даже соседним регионам? Честно говоря, наша организация уже проделала определённую работу — анализ проблем, связанных с развитием внутреннего туризма, и в ближайшее время будет представлять свои выводы и предложения на рассмотрение в правительство области. n