04.02.11

Расслабляться нельзя

Юрий ГОРБАЧЕВ
Фото Екатерины ТИСЛЕНКО

 

Аэропорт Толмачёво. Терминал, обслуживающий международные авиалинии. Зал прилёта, зона встречи пассажиров. Всё, как в Домодедово, где был совершён теракт. В этот сектор терминала нет прямого доступа с улицы, хотя и существуют двери для экстренного выхода.

 

Лучший датчик — собачий нос

Попасть сюда можно, только минуя блокпост на входе, где вплотную к двери расположена не только рамка металлоискателя, но и сканирующая багаж аппаратура. Каждого входящего в терминал встречает усиленный наряд милиции, в случае необходимости появляется кинолог с собакой.

Таково первое впечатление при входе в аэропорт, куда меня, предварительно аккредитовав и «пробив по базе», пропустили через служебный вход. Пожалуй, Новосибирский терминал международных авиаперевозок не зря является базовым и центрообразующим в регионе — таможенники, к примеру, ездят в другие города СФО и РФ, чтобы помочь в переоснащении, поделиться профессиональными наработками. Сегодня активно обсуждается и прорабатывается с принятием безотлагательных мер проблема антитеррористической безопасности. По словам руководителя пресс-службы ОАО «Аэропорт Толмачёво» Светланы Смирновой, за последние годы на оборудование, обеспечивающее безопасность аэропорта, потрачено 130 миллионов рублей. И пришлось провести здесь несколько часов, чтобы ознакомиться со всем этим лабиринтом из приборов, милиции, таможенников, пограничников. Всё это предназначено для того, чтобы отфильтровать, отсеять, найти «иголку в стоге сена». И находят. Прибыл самолет из ближнего зарубежья. По ленте транспортёра движутся чемоданы, баулы, сумки. Кинолог со спаниелем осуществляет досмотр багажа. Кстати, подобный контроль не только весьма эффективен с точки зрения досмотра, но и является серьёзным отпугивающим фактором. Как пояснил начальник таможенного поста «Аэропорта Толмачёво» Олег Новосёлов, увидев собаку, контрабандист не рискнёт пронести наркотики в здание аэропорта, да и террорист не пойдёт через этот «кордон».

Только по итогам 2010 года с участием кинологической службы обнаружено около 6 килограммов героина. Собачий нос — лучший «датчик». Он начинает улавливать запах уже при наличии в воздухе хотя бы 700 молекул вещества, собака помнит до 400 запахов. В арсенале кинологической службы аэропорта 25 собак и 30 сотрудников. Начальник службы Вадим Стоценко рассказал, как содержатся, отбираются, тренируются его питомцы — спаниели, овчарки, лабрадоры. Ухоженные помощники таможенников содержатся в домашних условиях, в заботе и любви. Потому и «охотятся» за запахами с видимым удовольствием. Приятно наблюдать, как, играя, работают собаки. Чтобы они были «в постоянной боевой готовности», им всякий раз кладут в укромном месте небольшую ёмкость с запрещённым к провозу веществом. И вот, виляя хвостом, спаниель несёт в зубах находку и получает от хозяина поощрение — его гладят, чешут за ухом. Есть среди аэропортовского собачьего войска и «специалисты», натасканные на взрывчатку. В случае обнаружения такой сапёр садится возле источника запаха в полуметре и даёт кинологу знать — здесь присутствуют те самые запахи. А там уже начинается работа по антитеррористическому регламенту. Среди мер по противодействию террористической угрозе — увеличение количества собак, строго ориентированных на обнаружение взрывчатки.

Ничто не ускользнёт от внимания

Телекамерами сегодня никого не удивишь. Но их наличие (и, что немаловажно, правильное расположение при размещении) в арсенале милицейского, таможенного, пограничного контроля — это огромное подспорье в работе.

— В залах прилёта у нас установлена система «Авидиус», состоящая из трёх камер и восьми микрофонов, — говорит один из моих собеседников. — Эта система позволяет при необходимости видеть и слышать общение пассажира с инспектором. В случае возникновения каких-то нештатных ситуаций мы сразу можем оперативно отреагировать. Зафиксированные на видеокамеру и звуковую дорожку события — лучшая доказательная база при проведении расследований. А только за минувший год выявлено девять случаев попыток перемещения через зону таможенного контроля наркотических средств, 341 административное правонарушение, касающееся валюты и несоблюдения запрета на ввоз товаров. Взыскано 900 тысяч рублей штрафов. Что касается технического оснащения контроля, то оно постоянно развивается. У нас стоят так называемые «Янтари» — это система радиационного контроля, которая предназначена для выявления радиоактивных предметов среди товаров и багажа. В 2009 году был случай срабатывания этой системы, когда оказалось, что приобретённая за границей подушка содержит радиоактивные источники.

— При анализе произошедшей в аэропорту Домодедово трагедии в телепрограммах много говорилось о контрольных рамках. В частности о том, что террорист проник в зал, минуя эти рамки. Насколько они всё же эффективны?

— Я хотел бы в целом сказать, что рамка — это только часть оборудования досмотра. При оформлении на авиарейс пассажир проходит несколько барьеров безопасности, начиная со входа в аэропорт. Вначале пассажир минует реагирующую на наличие металла рамку, его вещи пропускаются через «Хайскан», после этого на международном рейсе пассажир идёт на прохождение таможенного контроля, где также проходит через рамки металлоискателя. Основная цель таможни — обнаружение предметов, которые ограничены к вывозу за пределы Российской Федерации, — это могут быть особой ценности монеты, предметы культуры и многое другое. После того как пассажир прошёл таможенную проверку, начинается пограничный контроль. И затем служба авиационной безопасности ещё раз проводит тщательный досмотр. Эта работа проводится во взаимодействии всех служб — ЛОВД, ФСБ, таможенников, пограничников, СОБРа… Очень важна бдительность личного состава. Любое должностное лицо таможни и даже уборщик помещений должны незамедлительно реагировать на наличие посторонних предметов или неадекватное поведение пассажиров. Ведь террористы в Домодедово прошли на охраняемую территорию. И это, я думаю — настоящий вызов государству.

После трагедии в Домодедово, буквально «по горячим следам» состоялось совещание у губернатора Василия Юрченко и заседание оперативного штаба в аэропорту. Вообще эта работа должна проводиться постоянно, без огласки, чтобы не допустить каких-либо чрезвычайных ситуаций.

— После теракта в московском аэропорту последовал целый ряд отставок. А вас, как должностное лицо, не тяготит осознание того, что в случае каких-то нарушений в подведомственном подразделении вы будете отвечать первым?

— Наоборот — мобилизует. Я прекрасно понимаю, что на своей территории отвечаю за всё и за всех. И если мы через свои заслоны пропустим террориста, то нам придётся отвечать. Но пока нам, к счастью, приходилось иметь дело только с учебными тревогами такого рода…

Трижды сплюнуть — мало

Общаясь с работниками правоохранительных структур аэропорта, понимаешь, что осмысление случившегося в Домодедово идёт многомерно, обсуждается опыт работы терминалов международных авиалиний других стран. Скажем, в Израиле используют газоанализаторы и хорошо поставлена агентурная работа. А как у нас? Нашему аэропорту удалось приобрести оборудование, разработанное учёными Академгородка. Это оборудование стало большим подспорьем в выявлении наркокурьеров-«глотателей». Тех, кто пытается провезти наркотики в проглоченных капсулах. Как заверили начальник пресс-службы Пограничного управления ФСБ России по Новосибирской области Александр Яцура и начальник КПП Новосибирского аэропорта Дмитрий Савин, у нас, как на международных, так и на внутрироссийских авиалиниях, бдительность не ослабевала никогда.

Когда враг не дремлет, и самим надо быть начеку. Относительно общих проблем укрепления безопасности существует, к примеру, и проблема смешанного финансирования обеспечения необходимых мер. Ведь анализ трагедии в Домодедово как раз и показал, что собственники аэропорта абстрагировались от проблем общей безопасности, да и государство у нас бедное… Даже такая мелочь, что на входе в аэропорт Домодедово нет тамбура, холодно, милиционеры вынуждены отходить от рамок греться, — говорит о многом.

В Новосибирске, надо отметить, проблемы финансовых вложений в безопасность аэропорта успешно решаются и в рабочем порядке, и с прицелом на перспективу. Миллионное оборудование приобретено, собственники не скупятся тратить деньги. Что касается признанного по итогам минувшего года лучшим в СФО таможенного поста «Аэропорт Толмачёво» Новосибирской таможни, то, осуществляя досмотр, таможенники действуют в тесном контакте с правоохранительными органами. Готовы все службы и к оперативному реагированию на информацию, поступающую от встречающих, пассажиров, таксистов. Ну а среди принимаемых сегодня безотлагательных мер есть, в частности, и мероприятия по усилению аптечек с медикаментами, комплектация носилками и противогазами. Ведь в Домодедово в минуту беды именно эти необходимые вещи и оказались в дефиците.        n

back

Новости  [Архив новостей]

up