04.02.11

Без народной дружины — никак?

Зоя ЛАВРОВА
Фото Виталия МИХАЙЛОВА

 

Депутаты, члены комиссии по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции, провели круглый стол «Актуальные вопросы законодательного обеспечения деятельности правоохранительных органов на современном этапе». Законодатели выслушали мнения прокуроров, милиционеров, следователей и других специалистов, пообещав полученную информацию использовать для улучшения нормативно-правовой базы.

 

Когда закон надо править

Открывая встречу, спикер заксобрания Иван Мороз сказал, что «правоохранительные органы много делают для того, чтобы стабилизировать обстановку». Об этом говорят и итоги их работы за 2010 год. «ГУВД области обратилось к нам с письмом разработать закон для обеспечения порядка на митингах, шествиях и других массовых мероприятиях. Мы готовы подставить плечо. Рассматривайте нас как союзников в деле укрепления правопорядка», — заявил спикер от лица законодателей.

Первый заместитель прокурора области Сергей Васильев обозначил проблемы правоохранительного законодательства, «которые хотелось бы довести и до федерального уровня». За 2010 год прокуратурой выявлено более 2300 нарушений законов о государственной и муниципальной службе, о противодействии коррупции, внесено 351 представление, все требования прокуроров удовлетворены, к дисциплинарной ответственности привлечено 159 долж­ностных лиц. Выявлено 1171 преступление «коррупционной направленности», возбуждено 314 уголовных дел, 158 из них направлены в суд. Суды за год рассмотрели 140 уголовных дел, связанных с коррупцией, осуждено 142 человека, из них к реальному лишению свободы только 12. Остальные получили условную меру наказания, что даёт повод для новых преступлений. Шесть уголовных дел возбуждено против глав муниципалитетов, восемь — против местных депутатов. Есть проблемы, требующие изменения законодательства. Например, закона о банках. Правоохранители могут проверить счета только в рамках уголовного дела. Но чтобы дело возбудить, должны поработать следователи, а их к счетам закон не допускает. Это же касается получения сведений о сделках с недвижимостью. Закон «допускает» к ним только в рамках уголовного дела. Уже ряд лет правоохранители просят ужесточить наказания по статьям УК о коррупции. Требуют уточнения и статьи, связанные с должностными злоупотреблениями чиновников — речь о понятии существенности вреда для граждан и государства. Разное толкование его следствием и судом приводит к оправдательным приговорам.

О взаимодействии правоохранительных органов говорил замруководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по НСО Виталий Зарипов. С 15 января этого года вступил в силу федеральный закон о Следственном комитете России, инициированный президентом. Это независимая структура по расследованию преступлений. Разграничены функции прокурорского надзора и предварительного следствия. Руководит Следственным комитетом, который будет расследовать тяжкие и особо тяжкие преступления, Президент РФ. Комитету добавлены дела по налоговым преступлениям и рейдерским захватам. С 1 ян­варя 2012 года он займётся тяжкими преступлениями, связанными с несовершеннолетними. И ему отданы все должностные преступления. Закон позволяет следователям беспрепятственно входить в кабинеты чиновников, руководителей предприятий и требовать от должностных лиц необходимые сведения. Принимая присягу, следователь клянется «быть образцом неподкупности и моральной чистоты». Надзор за комитетом осуществляет Генпрокуратура. Работники Следственного комитета получают солидный пакет соцгарантий. При принятии закона были возражения: создаётся очередной монстр, не подконтрольный никому! Одно из оснований — беспрепятственное проникновение следователей в помещения. Сначала в законе была лишь необходимость представления следователем удостоверения. Но в окончательной редакции осталось другое: как и милиционеры, следователи могут входить в помещения только для предотвращения преступления.

Однако более 80 процентов уголовных дел по-прежнему расследуются органами МВД. «Специалисты считают, что создание независимого Следственного комитета — это только шаг на пути формирования единой организации, куда войдут и следователи МВД, ФСБ и других силовых структур». Виталий Зарипов подчеркнул, что закон предусматривает усиление взаимодействия Следственного комитета с другими правоохранительными структурами. В комитете ожидаются большие перемены, в том числе появятся криминалисты, а также эксперты по налоговым и экономическим преступлениям. «Надеемся, что работа следственного органа будет более эффективной».

Пьяная преступность

Замначальника милиции общественной безопасности ГУВД по НСО Борис Речкин обозначил проблемы охраны порядка в селе. Уровень преступности в сельских районах снижен за 2010 год на 8,2 процента. Но треть всех расследованных преступлений совершены пьяными людьми и более трети — ранее судимыми. Нет профилактики в работе с этими людьми, а также с наркоманами и бомжами. В деревне процветает самогоноварение. «К сожалению, в законодательстве НСО отсутствуют нормы, ограничивающие либо запрещающие изготовление крепких спиртных напитков “домашней выработки”. В работе с хроническими алкоголиками, нарушающими порядок, отсутствует взаимодействие между органами МВД и здравоохранения по постановке данных лиц на профилактический учёт». Врачи ссылаются на свой закон о тайне медицинских документов, а по сути не хотят возиться с алкоголиками… Милиционеры не могут зафиксировать опьянение подростков, совершивших правонарушение, — в большинстве районных больниц нет детских наркологов. Бедой стал и пивной алкоголизм среди несовершеннолетних. Надо наказывать торговцев, нарушающих закон о реализации алкогольных напитков.

Сейчас правительство области разрабатывает целевую комплексную программу до 2020 года по снижению алкоголизации населения, в ней учтут предложения УВД. Милиция озабочена и трудоустройством лиц, вышедших из заключения. Не имея работы, они идут на новые преступления. В Сузунском и Татарском районах даже подростков-сирот, вышедших из колонии, отказывались приютить… В профилактике преступлений, считает милиция, могла бы помочь общественность. Борис Речкин предложил депутатам возродить добровольные народные дружины по охране порядка. Назвал адреса опыта: в Северном районе в сёлах созданы комиссии по профилактике правонарушений во главе с главами муниципальных образований. В Баганском районе — товарищеские суды. В Черепановском в сёлах избраны старосты. «УВД давно инициирует принятие закона об участии граждан в охране общественного порядка, однако его всё нет. Пробелы в законодательстве и слабое взаимодействие ведомств не способствуют снижению преступлений».

Нет экстремизму!

Очень актуальные проблемы затронул и начальник центра по борьбе с экстремизмом ГУ МВД России по СФО Пётр Козырев. В Сибири проживают граждане боле ста национальностей, зарегистрировано 268 национальных объединений. Конфликты возникают обычно на почве бытовых ссор. «Переселенцы, экономические мигранты пытаются жить по своим законам, ведут себя вызывающе по отношению к местному населению, что тоже чревато национальными стычками… Этнические диаспоры укрепляют свои финансово-экономические позиции. Сейчас на оперативном контроле — девять наиболее опасных этнических группировок, из них одна с международными связями и шесть — с межрегиональными. В целом этническая ситуация в округе имеет невысокий уровень напряжённости, условий для открытого проявления межнациональных разногласий нет, националистические движения не имеют поддержки в обществе». Но всё-таки 39 процентов преступлений в округе совершены на почве национальной неприязни. Пять уголовных дел, например, возбуждены в Норильске по фактам экстремистских надписей на стенах домов (виновные не найдены). Это говорит о напряжении между русскоязычной молодёжью и выходцами из северо-кавказских республик. Но есть и примеры предупреждения конфликтов.

В Сибири всё больше приверженцев ислама — зарегистрировано уже 126 религиозных исламских организаций. Выросло число мечетей — всего их 37. Появились мусульманские СМИ, печатные и электронные. «Мусульмане получили возможность свободно исповедовать свою веру, обучаться за рубежом (Турция, Саудовская Аравия, Египет, Тунис, Кувейт), что создаёт предпосылки для проникновения радикального ислама и его влияния на местное население, прежде всего за счёт молодёжи, проходившей обучение в зарубежных исламских центрах, подконтрольных международным террористическим, экстремистским организациям. В результате сложилась негативная тенденция к вытеснению лояльного и законопослушного мусульманского духовенства радикально настроенным и молодым». Козырев привёл пример вербовки, в основном студентов вузов, лиц славянских национальностей, для обращения в ислам и обучения за границей в Приволжском федеральном округе. Эта ситуация характерна и для северо-кавказских регионов. Так что дел у специалистов по борьбе с экстремизмом хватает.

О противодействии незаконной миграции говорил замначальника управления ФМС России по НСО Андрей Шимин. В 2010 году на миграционный учёт поставлено более 166 тысяч иностранных граждан. Из них наказано 2285, осуществляющих незаконную трудовую деятельность. И 1277 работодателей. Штрафы почти в 62 миллиона рублей говорят о нарушении законодательства. Около 500 человек выдворено по суду. Этим и содержанием незаконных мигрантов в спецприёмнике пока занимается милиция, но после преобразования в полицию не хочет, а кто возьмётся — неясно…

Оружие обязывает

Начальник филиала Всероссийского НИИ МВД РФ по СФО Владимир Стукалин призвал депутатов поддержать инициативу ГУВД области о принятии закона, регулирующего проведение массовых мероприятий. «Появление большого числа людей в одном месте привлекает и преступников, в том числе террористов». И поскольку нет федерального закона об участии граждан в охране общественного порядка, надо принимать областной, как сделали уже в ряде регионов России. Пока в нашей области есть лишь постановление правительства о поощрении добровольных помощников правоохранителей. И ещё, считает Стукалин, требуется взаимодействие правоохранительных органов с частными охранными фирмами. Профессионализм кадров в последних снижается, люди реже проходят переаттестацию, а ведь имеют оружие. Частных охранников надо обучать регулярно!

Депутат Олег Иванинский предложил все злободневные проблемы вынести на отдельные заседания комиссии. Вадим Агеенко интересовался реализацией закона о полиции и перспективой принятия федерального закона о декларациях по расходам. Сергей Канунников озабочен сокращением числа участковых милиционеров в селе в связи с реформой милиции. Правда, федерация, берущая полицию на своё содержание, даёт право регионам финансировать помощников местных «шерифов».         

back
up