21.01.11

Актуально, но — нереально

Владимир МАКЕЕНКО
Фото Валерия ПАНОВА

 

Первое в новом году заседание комитета с особым интересом ожидали владельцы транспортных средств. Решался вопрос: что важнее — налоговая нагрузка или доходы бюджета?

Основная дискуссия развернулась вокруг законопроекта, который внёс в Законодательное Собрание Новосибирской области депутат из комитета по строительству, ЖКХ и тарифам Дмитрий Козловский. Он предложил сократить ставки транспортного налога по всем объектам налогообложения в два раза. Инициатор обратил внимание на значительный рост акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла. Таким образом, законопроект, направленный на снижение налоговой нагрузки на владельцев транспортных средств, по сути, носит компенсационный характер.

В пользу проекта, по мнению Дмитрия Козловского, говорит и тот факт, что собираемость транспортного налога сейчас составляет всего 70 процентов. Но можно прогнозировать, что после снижения его ставок автовладельцы легче будут принимать решение об уплате налога, и его собираемость возрастёт до 90 процентов. Кроме того, в области с каждым годом растёт количество автомобилей и, значит, доходы от транспортного налога тоже будут повышаться. Можно рассчитывать и на дотации из федерального бюджета. Наконец, депутат призвал своих коллег обратиться к опыту соседних регионов, в частности, томичам, которые уже понизили ставки транспортного налога вдвое.

Правда, Дмитрий Козловский сообщил также, что сумма выпадающих доходов областного бюджета при сокращении ставок этого налога составит примерно 600 млн рублей. Так что главная проблема в случае принятия законопроекта, признал он, заключается в том, чем их компенсировать, чтобы выполнить все бюджетные обязательства.

Первым в дискуссию вступил депутат Александр Барсуков. Он напомнил, что с момента принятия областного закона, касающегося транспортного налога, прошло уже несколько лет, и его ставки ни разу не повышались. Плюс к тому — для многих категорий граждан в законе предусмотрены льготы. За это же время зарплата и пенсии в Новосибирской области возросли. То есть транспортный налог сегодня вполне приемлемый для основной  категории налогоплательщиков. И если  уж защищать их права, то от жёсткой ценовой политики на горюче-смазочные материалы. Известно, что сейчас главная  проблема, особенно для владельцев автомобилей мощностью до 150 л.с., — высокие цены на бензин.

«Что касается непосредственно транспортного налога, — продолжил Александр Филиппович, — то его “вклад” в дорожную инфраструктуру области по итогам минувшего года немногим более одного миллиарда рублей. Из областного бюджета пришлось добавлять ещё три миллиарда. Снизив ставки налога, мы тем самым увеличим нагрузку на  бюджет».

Депутат Валерий Ильенко обратил внимание своих коллег на некорректность сравнения налоговых ставок по регионам. «Вот вы ставите в пример Томскую область. Но у них ставки были 11 рублей, а у нас — шесть. Думаю, все согласятся, что в жизни области сегодня есть более актуальные вопросы, в частности, транспортное обслуживание категорий социальных льготников. Но для этого нужны немалые средства из бюджета. Так что я предлагаю Дмитрию Анатольевичу отозвать свой законопроект».

У законопроекта нашлись также изъяны с правовой точки зрения, которые отметил председатель комитета Сергей Титков. Согласно Уставу Новосибирской области, подобные документы рассматриваются заксобранием по представлению губернатора либо при наличии его письменного заключения, которое в данном случае отсутствует.

Депутата Максима Леоненко подкупил компенсационный характер законопроекта, и он высказался «за» него. «Моё предложение: получить заключение губернатора области и ещё раз вернуться к этому документу. А вопрос пополнения областного  бюджета надо решать и за счёт налоговых поступлений от промышленных предприятий».

Приглашённый на заседание министр транспорта и дорожного хозяйства области Николай Симонов заявил: «Я был бы готов рассматривать этот законопроект вкупе с конкретными предложениями, чем заместить выпадающие доходы из областного бюджета. Боюсь, в нашем напряжённом бюджете невозможно найти равноценную замену потерям от снижения ставок транспортного налога. Что касается создания федерального и региональных дорожных фондов, на которые уповает инициатор законопроекта, то принципы их формирования пока не ясны. Но могу предположить, что наша область от федерального фонда ничего не получит».

После того как все аргументы были предъявлены, члены комитета в своём решении отметили, что внесённый законопроект не соответствует требованиям Устава НСО и областного закона о нормативных правовых актах в части отсутствия заключения губернатора. Председателю заксобрания рекомендовано вернуть проект закона субъекту права законодательной инициативы. Решение было принято при двух воздержавшихся.                n

back
up