24.12.10

Возвращение к истокам

Максим СИДОРЕНКО

В январе пройдёт девятый традиционный Международный Маланинский конкурс-фестиваль. Площадками для выступлений народных коллективов станут сцена Дворца культуры железнодорожников, а также клубы, дворы, школьные классы и студенческие аудитории в разных районах города и области.

— Международный Маланинский конкурс регулярно проводится в нашем городе с 1987 года — это настоящий праздник народной культуры, музыки и песни, — говорит Николай Примеров, сопредседатель фестиваля, директор Музея сибирского баяна и гармони имени Маланина. — Участники конкурса приезжают к нам из всех уголков России — от Архангельска до Петропавловска-Камчатского, и из других стран. Каждый год собирается очень много музыкантов — аккордеонистов, баянистов, гармонистов, песенников, а также более 100 ансамблей, исполняющих национальные — русские, белорусские, украинские композиции. Фестиваль откроется 11 января следующего года, а заключительный концерт пройдёт 16 января в ДКЖ. Кроме того, участники конкурса готовы провести любое количество безвозмездных благотворительных концертов как в Новосибирске, так и в ближайших районах области.

— Каждый год в рамках Маланинского конкурса мы проводим более ста благотворительных концертов в день, коллективы рвутся показать своё искусство, — поясняет Николай Андреевич. — Но, дело в том, что у нас нет своего транспорта, поэтому, если кто-то хочет заказать концерт, нужно позаботиться о доставке артистов. Мы даже обратились к депутатам Законодательного Собрания области с просьбой помочь в организации этих концертов. Были на приёме у председателя Ивана Григорьевича Мороза и он отнёсся к нашей просьбе с пониманием.

— Артисты-народники с энтузиазмом едут к людям, — присоединился к разговору сопредседатель жюри фестиваля, доктор культурологии, профессор, заслуженный работник высшей школы России Юрий Марченко. — Среди них есть и самородки — самодеятельные музыканты, певцы и танцоры, и заслуженные артисты России, лауреаты международных конкурсов, и музыкальная профессура. Такой симбиоз, когда именитые артисты в каком-то органическом неповторимом единстве сотрудничают с талантливыми самоучками из народа, позволяет создавать на фестивале исключительную творческую атмосферу.

И это происходит потому, что сама суть народной музыки несёт в себе объединяющее начало, в отличие от современной поп-культуры, которая нацелена на то, чтобы умело разделять молодое поколение на фанатов того или иного певца, музыкальной группы или направления. Сегодня подростки и студенты, готовые штурмовать концертные залы и стадионы ради своих кумиров, — не очень утешающее зрелище, скорее — заставляющее о многом задуматься.

— Но тогда, приезжая в тот или иной район, как вы сможете донести народное творчество до молодой аудитории? То, что на концерты придут люди старшего поколения, я не сомневаюсь.

Н.П. — Приезжая в какой-нибудь населённый пункт, мы, как правило, обязательно даём несколько концертов в институтах и школах. И знаете, молодёжь прекрасно воспринимает народное творчество. Я вижу, как загораются их глаза, как горячо они аплодируют.

Ю.М. — Не так давно губернатор Василий Юрченко торжественно вручал паспорта подросткам, достигшим совершеннолетия. И на церемонии вышли выступать гармонисты Примерова, дети. Публика в зале была самая что ни на есть не подготовленная. Но как они слушали! Как реагировали, какие были искренние аплодисменты! Всё дело в том, что ребята этого просто никогда не слышали. Сегодня народную музыку надо «доставить» к зрителю — сам он не не будет искать, надо ему помочь.

— А как вы относитесь к попыткам некоторых представителей шоу-бизнеса нести в массы народную песню? Ведь стоит признать — им удаётся привлечь внимание достаточно широкой аудитории.

Ю.М. — Традиция, которую мы защищаем, это не камень и не валун, лежащий неподвижно, она обязательно предполагает какую-то модификацию, трансформацию. Да, сегодня есть такие явления, как Надежда Бабкина со своим ансамблем и другие подобные коллективы, но они-то как раз и есть примеры неудачной стилизации — как с художественной точки зрения, так и с народно-идейной. Такими вещами грешит и «Золотое кольцо» Надежды Кадышевой. Речь о том, что есть коллективы народные, а есть псевдонародные — кто-то из них делает это просто по неграмотности, а кто-то — по иным соображениям. Некоторые коллективы, обрядившись в абстрактные балахоны и чалмы, выходят в таком виде к зрителю, к той же молодой аудитории. Но такой подход к народной культуре неграмотен и в чём-то даже преступен. Ведь в национальном костюме всё символично и ритуально. Смешно видеть, как юные девушки появляются на сцене в платьях рожениц. Конечно же, столь лубочное зрелище скорее оттолкнёт зрителя, и я буду с ним совершенно согласен. Если разобраться, яд псевдокультуры может быть большим, чем влияние современной эстрады вообще.

— Может, попытки донести народную культуру до молодого зрителя неудачны, потому что исконная русская культура и не подразумевала под собой наличие сцены. В отличие от той же итальянской, где опера стремительно ворвалась на подмостки. Русская же песня гармоничнее звучит в более камерной обстановке — в тех же светлицах или во время работы в поле. Лишь только с середины прошлого века мы усиленно пытаемся вывести её на сцену…

Н.П. — Настоящая народная культура хорошо себя чувствует как в быту, так и на сцене. Но вы правы, поэтому сегодня в рамках Маланинского фестиваля мы и предлагаем перенести наши номера со сценической площадки в бытовые обыденные условия, возвращая русскую народную культуру туда, где ей и место.

Ю.М. — Сцена — это в чём-то беда народной культуры, она должна бытовать в народе. В прежние времена она была вписана в труд, в быт, абсолютно во все проявления жизни. Сцены тогда не существовало. Но сегодня, в начале XXI века, сцена — это единственный способ сохранить и удержать то, что осталось. Быт разрушен, система труда тоже подверглась серьёзным изменениям — всё это привело к тому, что народное искусство лишилось опоры, ему не во что вписаться. Поэтому сегодня значение сцены вырастает, она стала этаким сохранительным явлением, мостиком, который поможет вернуть исконное в народ.                n

 

back
up