10.12.10

Синдром Буратино

Юрий ГОРБАЧЕВ

 

Для создания финансовых пирамид необходимо одно условие: нужно, чтобы в них верили. Уж сколько раз обжигались у нас на «лохотронах» и обманутые вкладчики, и обездоленные дольщики недостроенных квартир. Сколько раз проводили разъяснительную работу СМИ по поводу тщетности закапывания денежек в Поле чудес  — не прорастут они никогда монетным деревом. А всё — без толку.

 

Крона

В один далеко не прекрасный день в Первомайском районе образовалась сеть фиктивных «кооперативов взаимопомощи». Она оказалась довольно развесистой. Дерево, выросшее из обещаний хороших процентов, раскинуло свои ветви чуть ли не по всей Западной Сибири и даже за её пределами. Согласившихся «закопать свои золотые» оказалось немало и в Новосибирске, и в других окрестных городах и весях. Только на одной теперь уже печально знаменитой «Сибирской кассе взаимопомощи» обожглись 2000 вкладчиков.

Как рассказывает старший помощник прокурора Первомайского района Дина Шворнева, словно бы из ничего образовалось сразу несколько потребительских кооперативов. После того как начали поступать жалобы людей по поводу невозврата денег, и прокуратура вместе с ОБЭП провела проверку, выяснилось: «новообразования» — «Сберегательная касса Сибири», «Первомайский кредитный союз», «Сибирская касса взаимопомощи» и «Фонд финансовой взаимопомощи» — в самом деле аккумулировали денежные средства. За 2009 год в прокуратуру Первомайского района поступило 30 жалоб вкладчиков, которые не могут вернуть свои деньги — ни в виде процентов, ни в объёме первоначально внесённой суммы. Писали из Барнаула, Кемерова, Новокузнецка и, конечно, из родного Новосибирска. Внесённые вклады составляли от пятидесяти до семисот тысяч рублей. В оборот предприятия по «честному отъёму денег» оказалось вовлечено 809 человек. Уже прошли суды, и приставы пытаются вернуть обманутым людям деньги в общей сумме — 113 миллионов 185 тысяч 730 рублей.

Касса взаимонемощи

Великое благо — взаимопомощь. И ведь бывало когда-то — сбрасывались по десятке, чтобы в случае форс-мажора получить сотню. Может, в том была не столько материальная, сколько моральная поддержка. А здесь превратилась во взаимную немощь. Одним не хватило сообразительности углядеть в заманчивых предложениях по росту вкладов подвох, другим — элементарной порядочности, чтобы не строить свой бизнес на доверчивости людей. Вставить такое ностальгическое словосочетание, как «касса взаимопомощи», в название «финансовой пирамиды» — не значило ли заведомо обеспечить себе успех? Ведь народ обязательно должен был отреагировать уже потому, что стосковался по этой самой взаимовыручке. И народ повалил.

Что же в итоге? В «Сибирской кассе взаимопомощи» осуществляли деятельность с нарушением требований законодательства о кредитных кооперативах, а также о банках и банковской деятельности — это потом подтвердил и Первомайский районный суд, подробно разъяснив в своём решении, в чём состоят нарушения. За них организаторы кооператива были привлечены к административной ответственности. Вначале было вынесено наказание в виде штрафа на общую сумму в 4500 рублей. Собственно, нечто вроде предупредительного выстрела. Кроме того, прокуратурой Первомайского района в 2009 году был представлен иск на сумму вклада 281 тысяча рублей. Этот иск суд рассмотрел и удовлетворил. Но… на том сердце не успокоилось. В 2010 году было предъявлено ещё три таких иска. Они тоже были рассмотрены и удовлетворены. Сумма, которую обязал вернуть суд, составила ещё 242 тысячи рублей. Итого, на кооперативе «повисло» уже полмиллиона…

«Сибирская касса взаимопомощи», скромный офис которой разместился на улице Физкультурной, 7, в Первомайском районе, ныне уже не осуществляет своей сомнительного свойства «взаимопомощи». Когда в 2009 году, не оправдав ожиданий граждан, поверивших в светлые идеалы, касса вызвала ответную волну недовольства, прокуратура зарегистрировала 70 сообщений обманутых вкладчиков. Эти сообщения легли в основу 70 уголовных дел, возбуждённых по статье 160 УК РФ «Присвоение или растрата». Обвиняемыми стали руководители «человеколюбивого» кооператива. Все уголовные дела были сведены в одно производство и переданы на расследование в СЧ при УВД по городу Новосибирску. По всем решениям суда, которые были вынесены, выдано 809 исполнительных листов в службу судебных приставов. Суммы — от 50 тысяч до миллиона рублей. В общей сложности более 100 миллионов рублей представлено приставам для исполнения.

А деньги где?

Казалось бы — «хеппи энд». Можно порадоваться — обидчики получили поделом. Но не будем опережать событий в этом сюжете, который как раз подошёл к кульминационной точке погони за злодеями.

— Мы проводили проверку этого исполнительного производства, — говорит Дина Шворнева. — И выявляли нарушения законодательства об исполнительном производстве, выносили представления на имя руководителя. 25 августа 2010 года «Сибирская касса взаимопомощи» была ликвидирована федеральным судом, и на сегодня отсутствуют основания для обращения в суд в интересах граждан. А жалобы всё поступают…

Так что история не закончена. И рано радоваться тому, что зло наказано. Оно, конечно, наказано будет, потому что есть 70 томов уголовных дел и спрос по судам будет строгим. Но не проклюнутся ли из коконов наивности и веры в лёгкие деньги (кооператив обещал почти 40 процентов «навара») новые желающие закапывать свои денежки? Потому что, завидев новую, обещающую чудеса вывеску, доверчивый народ продолжает сдавать деньги «в рост». А чем это заканчивается — видно на нашем поучительном примере.

Я сам обманываться рад

Кроме тайн следствия, которые любой расследующий должен свято хранить, есть ещё и загадки, которые порой так и остаются неразгаданными. В данном случае — это как обманщик и жертва находят друг друга? Тут такой случай, что даже наука виктимология (изучает личность жертвы, отношения между преступником и жертвой) пасует.

— Людям нравились обещанные проценты, — поясняет Дина Шворнева. — И они, как заворожённые, несли свои кровные заработанные. — Всё-таки 34 процента годовых! Но фактически никто ничего не получил. Мы направляли информацию в СМИ, чтобы остановить это массовое умопомрачение. Ничего не подействовало. Теперь вот потерпевшие обращаются и к нам, и в суды, и к президенту с требованием вернуть деньги. За два года к нам обратилось 80 человек. А в службе приставов, повторимся, находится 809 исполнительных листов. Юридический адрес лжекооператива был зарегистрирован в Новосибирске. Но география обманутых гораздо шире — деньги слали даже из Центральной России.

Так почему всё же, несмотря на обилие информации о «лохотронах», люди так легко «ведутся»?

— Подобного рода мании не так-то просто объяснить, — говорит Дина Шворнева. — Это уже должны психологи комментировать…

В самом деле, в голову человеку ведь не залезешь, особенно тогда, когда он принимает судьбоносное решение — добровольно расстаться со своими деньгами. Как там у классика: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад!».

Кто они, организаторы кооператива, которые, учреждая одну «контору» за другой, создали своеобразные метастазы из клонируемых псевдофинансовых структур, используя в качестве ресурса человеческие надежды на лёгкое обогащение, беря в кредит деньги, а возвращая неверие и раздражение существующими порядками?

Не претендуя на роль «инженера человеческих душ», прокурор Первомайского района Александр Отдельных высказывает такую версию «таинственной загадки» нашего социально-экономического бытия:

— Люди, которые затевают пирамиды, движимы желанием лёгкой наживы. Они создают подобного рода образования, и туда, как загипнотизированные, устремляются жертвы. Они с лёгкостью расстаются со своими деньгами, потому что тоже хотят лёгкой наживы. Злодей и жертва находят друг друга. Просто люди, которые организовали криминальное сообщество, знают о глубинных процессах, происходящих сегодня в сознании граждан, чьи надежды и чаяния связаны в основном с деньгами. И действия их адресуются именно тем, у кого есть некий внутренний посыл: «Я принесу немного, а в итоге получу гораздо больше». Вот и всё…

back
up