03.12.10

Эксперимент с правом на выбор

Елена КВАСНИКОВА
Коллаж Натальи ЖУРАВЛЁВОЙ

 

Сразу после новогодних каникул четвероклассники Новосибирской области и ещё двадцати регионов России приступят к изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики».

 

О том, как идёт апробация нового школьного курса, который в случае успешной реализации эксперимента станет с 2012 года обязательным, в пресс-центре «Интерфакса» рассказали начальник управления общего образования Министерства образования области Владимир Щукин и директор Центра культурологического и религиоведческого образования НИПКиПРО Наталья Попова.

Как напомнил Владимир Щукин, в конце 2009 года по поручению президента министерство образования разработало школьный курс по основам религиозных культур и приступило к его апробации. Понятно, что ввести в школу, по сути, совершенно новый предмет было непросто. Критика звучала как в адрес учебных пособий, после чего те дорабатывались и редактировались, так и в адрес целесообразности предмета как такового. Звучали и до сих пор звучат доводы о том, что те цели и задачи, которые ставит новый курс, вполне можно решать «внутри» таких предметов, как литература и история. Как бы то ни было, весной 2010 года вместе с 18 другими регионами Новосибирская область включилась в эксперимент. Прошли обучение 1 286 учителей, которые на протяжении последней в минувшем учебном году четверти преподавали четвероклассникам новый курс. Эти же дети, перейдя в сентябре в пятый класс, за первую четверть уже нынешнего учебного года, закончили его изучение. Предполагалось, что родители могли выбрать для своего ребёнка один из шести модулей, входящих в курс. Это «Основы православной культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур». Предпочтения родителей 22 600 детей, на сегодня уже завершивших изучение курса, распределились следующим образом: 73% выбрали светскую этику, 13,6% — основы православной культуры и 13% мировые религиозные культуры. Кстати, по завершению учебного года, около 170 детей сменили модуль и в начале пятого класса изучали другой. Такую возможность предоставляло областное министерство образования.

Сейчас стартует второй этап эксперимента, в котором участвует уже 21 регион. Его главное нововведение в том, что нынешние четвероклассники приступят к изучению курса уже с третьей четверти, за счёт чего у них будет лишь один урок в неделю, а не два, как у «первопроходцев». Завершат изучение курса дети также в пятом классе. Решение растянуть во времени освоение курса связано, прежде всего, с позицией родителей и учителей. Как рассказала Наталья Николаевна, при проведении итогового анкетирования на вопрос: «В чём вы видите риски, связанные с введением курса?» — 40 процентов опрошенных дали ответ «дополнительная нагрузка на школьника». Причём все 19 регионов, участников эксперимента, поставили на первое место именно эту проблему. Среди других рисков были отмечены: «принудительное навязывание веры и религии» (10%), «обособление школьников по мировоззрению или национальной принадлежности (11%) и «формирование формального отношения к вере и религии» (10%).

Однако в целом, судя по анкетам и тем творческим проектам, которые дети готовили по завершению курса, отношение к «Основам…» положительное. Такую оценку дали 87% респондентов.

— Мы спросили в анкетах: «В чём вы видите положительное значение курса для детей?» — рассказывает Наталья Попова, — и больше всего набрал вариант «расширение кругозора» — 49%, затем «духовное и культурное развитие» — 27%, «повышение нравственности детей» — 24%, «воспитание культуры межнационального общения и уважения к культурным традициям народов России» — 20%. Многие отметили и «расширение связей ребёнка и родителей».

Главной проблемой первого этапа апробации Владимир Щукин назвал недостаток информации для обеспечения свободы выбора модуля:

— Наше анкетирование показало, что среди родителей нынешних пятиклассников, которые закончили изучение курса, лишь 30 процентов не испытывали трудности при выборе модуля. А вот среди родителей четвероклассников, которые как раз сейчас делают выбор, таких уже 60 процентов. Значит, они имеют представления о содержании курса, и их выбор более осознанный. Ещё раз подчеркну: курс не направлен на распространение религиозных идей, а носит просветительский и культурологический характер.

И Наталья Попова, и Владимир Щукин признали, что работа над тем, чтобы новый курс по-настоящему прижился в школе, продолжается. Учителя, его преподающие, всегда могут получить дистанционную консультацию и совет в созданном в НИПКиПРО региональном методическом объединении. Стоит задача усовершенствовать и сами пособия с учётом их применения на практике. Обещано также, что в будущем году каждый родитель, чей ребёнок приступает к изучению «Основ…», получит «Книгу для родителей». Общероссийское методическое сопровождение апробации ведут издательство «Просвещение» и Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в Москве. Те родители, которым есть что сказать по содержанию курса, могут оставить на их сайтах свои замечания.

Безусловно, ключевую роль в том, чтобы детям понравилось изучать новый курс, играет личность учителя. Как донести до десятилетних детей такие философские понятия, как добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, смысл жизни и счастье? Пособия пособиями, но только учитель сможет сделать изучение «Основ…» интересным и понятным.

Педагоги, кстати, уверены: дети в этом возрасте уже способны воспринимать, что, несмотря на разнообразие культур и традиций народов России, есть у нас и единые ценности. «В первую очередь, — сказал Владимир Щукин, — курс направлен на духовно-нравственное воспитание, на формирование в ребёнке способности жить в обществе в согласии с другими народами и культурами, понимать другого человека». Первый и заключительный блок курса являются одинаковыми для всех модулей. Первый — «Россия наша Родина». Последний — творческие проекты о культуре, искусстве, обычаях разных народов и их презентация одноклассникам и родителям.

В заключение Владимир Щукин напомнил, что родители имеют право выбрать любой модуль для своего ребёнка. Конечно, для образовательного учреждения ситуация, когда родители одного класса выбрали не один модуль, а два или три, сложна организационно. Но за организацию учебного процесса отвечает администрация школы, а не родители. По предварительным данным, полученным из районов области, три ребёнка выбрали «Основы мусульманской культуры»: один в Купинском районе и два в Чановском. И они будут изучать этот модуль! Такая же политика должна быть в каждой школе. Родители имеют право выбрать то, что хотят. Если нет — жалуйтесь директору, в управление образования своего района, в министерство».

 

Познакомиться с содержанием модулей и другими материалами «по теме» можно на сайтах НИПКиПРО (http://www.nipkipro.ru) и Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (http://www.apkpro.ru).

back
up