26.11.10

В пикселях или акриле?

Ирина ТИМОФЕЕВА

 

«Как-то в первом классе на школьном конкурсе за лучший рисунок “птички” от лица администрации школы он был награждён слесарным набором. С тех пор так и “слесарит”», — цитирую информацию об авторе и требую разъяснений: «Не шутка?». Наслышана о чувстве юмора этого иллюстратора и карикатуриста. «Тогда ещё я не понял, что это смешно», — улыбается Александр Медведев.

Возможно, иначе бы повернулась судьба, если бы не сорока на ветке, изображённая на рисовании, и не торжественная линейка перед школой, на которой первоклассника неожиданно отметили за рисунок. И если б физику в его школе преподавали чуть интереснее, всё могло бы получиться не так: его увлекало электричество и хитрый конструктор, который надо было сложить так, чтобы загорелась лампочка, зазвенел звоночек. Но — никакого сослагательного наклонения! В классе седьмом-восьмом Шура вслед за вечно чем-то увлечённым братом попал в изостудию Дворца пионеров. Там стал осваивать классический рисунок, а затем поступил на подготовительные курсы в архитектурный, который впоследствии и окончил. Как сам говорит, красил фасады, даже что-то проектировал, но вскоре надоело. «Познакомился с человеком, тоже архитектором, который подрабатывал, делал обложки для книжек в Новосибирском книжном издательстве. И меня он туда притащил в начале 80-х. Поначалу мне давали оформлять книжки то про народного депутата, то про маршруты красных вагонов. Главное было — композиционно выстроить обложку и написать шрифты: их фотоспособом не делали, они писались вручную. Я же тянулся к детской книге, но мне не доверяли: ходил в подмастерьях, набивал руку. И всё же однажды мне сказали: не пора ли попробовать? В детской живописи есть возможность показать свой стиль, выразить фантазию, продемонстрировать разнообразные композиционные решения. Прекрасно помню свою первую детскую книжку. Это трилогия Отфрида Пройслера (“Маленькая Баба-яга”, “Маленькое приведение”, “Маленький водяной”), с которой всё и началось».

Сейчас детских книжек, иллюстрированных Александром Медведевым, достаточно много. Он оформлял стихи для детей Генриха Сапгира, передавал своё видение персонажей «Маугли» Киплинга (книга была напечатана в Китае на отличной бумаге — и, как и все книги этой серии, влёт разошлась, как только появилась в Новосибирске), иллюстрировал Карло Коллоди и Шарля Перро, работал над героями Успенского в книге «По волшебной реке»… Не все книги, увы, увидели свет, но рисунки Александра Медведева от этого не стали хуже. Визуально он «соавторствовал» и с новосибирцами, например, Сергеем Белоусовым, придумавшим Печенюшкина, и с художественным руководителем новосибирской филармонии Владимиром Калужским, выпустившим не так давно «Очень неправильную книгу про музыку» в двух томах, которая наполнена столь же «неправильными» карикатурно-шаржевыми иллюстрациями…

Быть «на вольных хлебах» после смены собственника Новосибирского книжного издательства, где он некогда был художественным редактором и занимался ретушью, для Александра Медведева и сложно, и интересно. Бывает, заказчики ставят невыполнимые сроки и просят сделать 30 детально проработанных иллюстраций за 30 дней. Частенько хотят получить пасхальных, рафинированных, скучных героев... Но он почти не отказывается от работы: «Не такое большое количество книг наваливается, чтобы выбирать». Поэтому в его биографии есть и «Интердевочка», и «красные вагоны», и фантастика, и даже оформление Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, не говоря уже о подработках в газетах всех мастей… Но всё же иллюстрация детских книжек — его мечта и основная профессия. В ней он максимально разнообразный, может делать и тёплые, статичные, открыточные изображения, и создавать стилизации диснеевских мультфильмов, фэнтези или компьютерных игр, в которых всё закручено движением. Какой из этих стилей ближе всего самому художнику? «Сам я с детских лет воспитывался на мальчишеских книгах: про Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича. Родители дарили мне “Русские народные сказки”, “Легенды про богатырей”, оформленные известным художником Николаем Кочергиным. Он хорошо чувствовал натуру, русский дух, архитектуру, костюмы, был знатоком и профессионалом. Это заложилось и во мне. Сейчас я с большим удовольствием рисую рыцарские схватки, драконов, принцесс. Нет… всё-таки принцесс рисовать люблю поменьше».

Несколько лет назад Александр Медведев освоил компьютер, что-то множит и комбинирует с помощью программ. Но от ручной работы полностью отказываться не собирается. «Во мне цифровая вещь вызывает боязнь, что она не существует. Она в воздухе, в параллельном мире, в виде электронов и пикселей. И энергетического посыла в ней нет, хотя и сделана она на электричестве», — рассуждает человек, который в детстве электричеству предпочёл осязаемые рисунки. Так же не верит он, что в «цифру» когда-либо уйдёт книга, а значит, и живая иллюстрация. «Жить книга будет. Скорее всего, именно детская. В электронном виде ребёнку что-то подсовывать как-то не очень. Малышу нужно взять в руки, попробовать полистать, погрызть, поперекладывать. Даже в этом плане книга необходима».

back
up