12.09.19

5 советов родителям про ОГЭ и ЕГЭ

Две весны подряд – в 2018-м и 2019-м – меня можно было назвать лишь условно адекватным человеком. Дело в том, что мои сыновья один за другим сдавали ЕГЭ и ОГЭ. Вся жизнь моя, все мои мысли были подчинены исключительно возне вокруг этих событий. Не вся эта выносящая мозг возня шла на пользу моим детям. Скорее – наоборот.

Психолог с огромным стажем семейного консультирования, заведующая кафедрой педагогики и психологии ОЦ «Горностай», постоянный эксперт «Ведомостей» Анна Бердникова как раз сейчас начала получать на своих консультациях вопросы от несчастных родителей, которые на самом деле хотят помочь своим детям достойно окончить девятый либо одиннадцатый класс, а вместо этого накручивают и их, и себя. Как взять себя в руки? С разрешения Анны я утащила в свой блог одну такую свежую историю про обеспокоенную маму (так и вижу в ней себя).

Советы, которая Анна ей дала, стоит узнать и другим родителям

 

Вопрос мамы: «Учебный год только начинается, а меня уже волнует такой вопрос. Мой сын идёт в одиннадцатый класс. И у меня ощущение, что я волнуюсь гораздо больше, чем он: как сдаст выпускные экзамены, куда сможет поступить, получится ли учиться на бюджете… тысячи вопросов в моей голове. Я понимаю, что моё волнение вряд ли сможет помочь сыну, скорее помешает. А мне очень хочется помочь сыну, придать ему сил и уверенности, а не отнимать их своей суетой и тревогами о его будущем. Что я могу для этого говорить и делать?»

 

Ответ Анны Бердниковой: «Родители могут как здорово помочь своему ребёнку, так и в значительной степени помешать успешно завершить школьное обучение. Полезно начать с себя. Важно понимать, что будущее, которое волнует родителя, ему не принадлежит. Это будущее ребёнка. Конечно, родитель имеет к нему отношение. Более того, понимание и оценка того, как складывается взрослая жизнь ребёнка, способны серьёзно влиять на родительскую самооценку: ребёнок успешен – это я его так замечательно воспитал; неуспешен – сам виноват, плохо меня слушал. Всё, что родитель мог сделать и чему мог научить ребёнка, глобально свершилось, теперь выбор ребёнка – взять то, что ему потребуется. Голос родителя к совершеннолетию ребёнка становится совещательным. А раз это так, то, как говорил Карлсон, спокойствие, только спокойствие.

 

Успокоившись, можно совершить следующий шаг: формировать у ребёнка ощущение надёжного тыла. Как бы ни развивались события на экзаменах, это никак не повлияет на ваше к нему отношение, любимым сыном быть он не перестанет. Вы готовы сесть с ним и рассмотреть новый перечень учебных заведений или перечитать все объявления о предложении работы, если ребёнок решил год-другой поработать, а затем, если возникнет такая потребность, пойти учиться. Согласитесь, слова: «Плохо сдашь ЕГЭ – домой можешь не приходить, ты мне не сын будешь!» не укрепляют веру выпускника в свои силы, скорее запускают обратный процесс. «Мама не верит в мои силы», «Она так много значения придает отметкам, что не видит за ними меня», «Есть ли жизнь после ЕГЭ? До него мне точно жизни не будет!»… Это лишь небольшой перечень мыслей, которые могут возникнуть в голове выпускника, слушающего родителей, таким образом выражающих беспокойство о его будущем.

 

Затем можно поговорить с ребёнком о том, как он видит подготовку к экзамену, который ему предстоит. Возможно, у сына есть вполне дельная программа, тогда вам не останется ничего другого, как ратифицировать её и понаблюдать, как сын будет её воплощать. Вы также можете предложить свою помощь – в виде вопроса-предложения, если поймёте, что у сына всё продумано, или в виде настойчивой рекомендации, если увидите, что он продумал далеко не всё.

 

После этого можно обсуждать альтернативные варианты развития событий. Что будет, если… Что будет, если балл будет 65 вместо желаемых 75? Какой план Б у нас есть? Хорошо, давай заодно подумаем и про план В, вдруг он тоже пригодится.

 

Ребёнку могут не нравиться такие разговоры. Но если вы не можете их не вести, то лучше всего честно говорить о своём беспокойстве: я беспокоюсь, потому что я тревожная мама, поговори со мной, мне будет спокойнее.

 

Это важно, потому что есть риск уйти в обвинение ребёнка: для тебя же стараюсь, о тебе беспокоюсь, а ты меня игнорируешь!

 

Итак, резюме для всех родителей
  1. Успокоиться.
  2. Разделить ответственность с ребёнком и сформировать у него ощущение тыла.
  3. Провести ревизию планов подготовки к экзаменам.
  4. Продумать планы Б, В, Г, Д… Так вы подготовитесь к разнообразным вариантам развития событий на экзаменах.
  5. Выполнять эти шаги сейчас, так как в мае может быть поздно.
back
up