Когда учитель ни при чём
Семейное образование: почему родители переводят детей на этот формат обучения, в чём его плюсы и минусы?

Ответственность за качество знаний, которые получает ребёнок во время семейного образования, несут родители.
В России всё больше родителей выбирают формат семейного образования, когда ребёнок отчисляется из обычной школы, чтобы отправиться в самостоятельное плавание вместе с профессиональным тьютором, репетиторами или с мамами/папами, которые нашли в себе силы заменить преподавателей. Новосибирск не отстаёт от образовательных трендов: если в 2020 году на «семейке» учился 281 ребёнок, то в конце 2025-го уже около 2 900 детей получали среднее общее в форме семейного обучения. Увидев в обществе запрос, министр образования НСО Мария Жафярова в октябре прошлого года подписала приказ, призванный контролировать семейный процесс: теперь местным администрациям нужно будет докладывать о переводе каждого ребёнка на «семейку». Если товарищи родители выбирают для дитяти «свободу», то пишут заявление, указывая в нём причину отказа, школа сообщает о новом статусе ребёнка районным властям, а те в свою очередь докладывают региональной власти. Но мамы/папы должны чётко усвоить: теперь вся ответственность за обучение отрока лежит только на них. Эксперты минобра предупреждают: семейное образование (СО) — это не альтернатива школе, а полноценная образовательная траектория, требующая от родителя серьёзного стратегического подхода. И да — к формату домашнего обучения, когда к ребёнку с особенностями здоровья приходят из школы учителя, она не имеет никакого отношения.
— В этом случает родитель становится архитектором образовательного пути своего школьника, — подчёркивает психолог-тьютор Лариса Силина. — Он должен сам создать пространство, где знания соединяются с жизнью, где безопасно, есть выход за рамки стандартов, а все риски управляемы. К сожалению, многие родители, вставая на этот путь, не до конца осознают свои обязательства и часто не совсем добросовестно подходят к организации образовательного процесса. На примере своих клиентов вижу, что им не хватает времени или ресурсов, чтобы эффективно построить обучение и обеспечить ребёнку всестороннее развитие. А такое отношение может привести к отставанию в развитии, пробелам в знаниях и трудностям в социальной адаптации.
- где дети с ранних лет профессионально занимаются творчеством или спортом
- часто меняющие место жительства из-за переездов
- где дети сильно опережают одноклассников по программе или отстают от них
- где дети часто конфликтуют с одноклассниками и учителями
- живущие далеко от хороших школ, но желающие дать ребёнку всё лучшее
Почему люди забирают детей из школы, где за уровень знаний отвечает коллективная марьиванна? Создатель интернет-проекта «Семейное образование» Игорь Чапковский, забравший в 1986 году своего сына-первоклассника из школы, считает, что школа перестала нести свою воспитательно-образовательную функцию и стала «камерой хранения» для детей. По его мнению, родители сегодня хотят сохранить индивидуальные особенности ребёнка и чаще с ним видеться, помогая чаду сохранять любознательность и желание учиться дальше. Явным плюсом идёт персонифицированный подход к режиму дня и уровню учебных нагрузок — всё это помогает поддерживать здоровье ребёнка.
— Мой сын Миша подвергался школьному буллингу ещё с начальной школы, — рассказывает наша читательница Татьяна (имя героини изменено. — Прим. ред.). — Систематическая травля, на которую не обращал внимания учитель, привела к некоторым особенностям его поведения, когда мальчик начинал отстаивать свои личные границы при малейшем нарушении их. В среднем звене он стал жертвой кибербуллинга, когда травля ведётся через «школьные чаты», где анонимы издевались над ним. На данный момент подросток не ходит в школу с декабря, много пропусков, задолженности. Плохая посещаемость с сентября этого учебного года. У него сильные головные боли, повышенная утомляемость, трудности с фокусировкой внимания. Прошла уже половина учебного года, и нет времени дальше сидеть и разбираться в причинах, нужно было принимать решение. Я приняла решение уйти на семейное обучение, чтобы ребёнок начал заниматься.
Тьютор Лариса Силина считает, что сегодня угроза школьного буллинга становится одной из главных мотиваций для родителей: СО помогает сохранять эмоциональное здоровье ребёнка, да и родителя за компанию.
Опьянённые «воздухом свободы» родители должны понимать: СО — это система, где знания домашнего школьника регулярно проверяются через промежуточные аттестации, тесты, контрольные работы и государственные экзамены. К примеру, 14-летняя дочь моей приятельницы по социальным сетям учится в онлайн-школе, но для прохождения промежуточных аттестаций прикреплена к обычной школе, которая высылает ей в течение года проверочные работы. ОГЭ и ЕГЭ девочка будет сдавать там же — в режиме офлайн. Но если ваш отрок весь учебный год резался в стрелялку до утра, школьным днём дрых до обеда, а занимался предметами короткими урывками, то аттестационная комиссия любой школы, к которой он прикреплён, может оставить его на второй год.
— Сегодня у семейного образования много последователей и отрицателей, — уточняет семейный психолог-консультант Анна Веселина. — Я придерживаюсь традиционных методов образования, считая, что переводить ребёнка на СО нужно в самом крайнем случае. Даже домашнее образование, когда к ребёнку приходят учителя из школ, более социализировано, чем СО. На мой взгляд, школа — это получение коллективных навыков. А если человек до 18 лет просидел дома, то у него этот навык не прокачан — как он будет учиться в институте, к примеру? У нас уже выросло поколение интровертов, сидящих в телефоне, которым общение в реальной жизни даётся с трудом. Так мы ещё и переведём их на СО, чтобы вообще разучились говорить друг с другом. Но когда ребёнок систематически подвергался жестокой травле в школе и у него уже нарушены когнитивные функции, такой вид образования может стать спасением.
Эксперт считает, что плюсов в СО совсем немного, а вот минусов достаточно: отсутствие общения, высокая стоимость всего учебного процесса (ибо редкий родитель одинаково хорошо разбирается в русском языке и органической химии) и сложность организационного процесса. Но апологет СО Игорь Чапковский уверен: в обществе меняется отношение к такому виду образования: если в 80-х годах прошлого века на последователей СО смотрели как на маргиналов, в 2000-х считали, что если ребёнок учится дома, то он «больной», то сегодня люди активно интересуются жизнеспособной формой. «Семейники», уже имеющие подобный опыт, готовы объединяться с другими семьями, чтобы сделать СО стилем жизни: хоумскулеры всё больше говорят о методической поддержке родителей, забравших детей из официальной школы, и новом социальном запросе, когда мамы/папы становятся заказчиками учебных пособий и материалов.
- Индивидуальный подход к обучению
- Гибкость в организации учебного процесса
- Укрепление семейных связей
- Безопасность и комфорт
- Развитие самостоятельности
- Недостаток времени у родителей
- Отсутствие социализации
- Тревога родителей: «Я не справлюсь!»
- Финансовые затраты
- Эмоциональное выгорание ответственных родителей

