25.05.23

Почему они не возвращаются?

Депутаты заксобрания вновь обсудили проблему кадрового голода в сфере здравоохранения

На заседании комитета по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения.

 

На заседании комитета заксобрания по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения о развитии здравоохранения Новосибирской области за 2022 год рассказал министр здравоохранения НСО Константин Хальзов. Цифры впечатляют: общий объём финансирования за год составил 75 млрд рублей (96,56% от годового плана), смертность от всех причин снизилась с 17 до 13,8 случая на 1 000 населения, а продолжительность жизни, наоборот, увеличилась — если в 2021 году она была зафиксирована на уровне 69,19 лет, то по итогам прошлого года составила 71,53 лет.

Большое внимание Константин Хальзов уделил вопросам развития в регионе первичной медико-санитарной помощи: введены эксплуатацию 19 фельдшерско-акушерских пунктов, переоснащены три региональных сосудистых центра, пять первичных сосудистых отделений и пять действующих центров амбулаторной онкологической помощи, проведены ремонтные работы в действующих ЦАОПах на базе Черепановской ЦРБ, ГКБ №11, Барабинской и Тогучинской ЦРБ.

— Мы открыли новый современный центр лучевой терапии, — сказал министр. — В системе здравоохранения сегодня работают шесть самых современных ускорителей. С учётом оборудования Центра Мешалкина мы имеем самую большую доступность такого оборудования на территории России.

Действительно, Новосибирская область за несколько лет совершила серьёзный скачок, но есть та самая ложка дёгтя, которая портит всю картину, — это острая нехватка кадров, которая сегодня составляет порядка 10% — как врачебного, так и сестринского персонала.

По мнению министра, наиболее остро вопрос укомплектованности стоит в службе скорой медицинской помощи — выпускники фельдшерского факультета Новосибирского медицинского училища не хотят работать по профессии. Но больше всего не хватает медицинских кадров в деревнях и сёлах региона: ФАПы строятся, амбулатории открываются, но остро не хватает специалистов. Депутат Александр Шпикельман рассказал, что сегодня во многих сёлах ФАПы строятся с учётом жилья для медиков — заезжай, живи, работай! Но молодые люди, окончившие медицинские вузы, не торопятся возвращаться в родные сёла, чтобы начать работать в ФАПе.

Председатель комитета Игорь Гришунин считает, что этот вопрос надо решать общими силами — открывать медицинские классы в школах региона, а главам сельских территорий больше работать с молодёжью, убеждая их, что нужно трудиться на родной земле. Очень хорошо, к примеру, зарекомендовали себя две программы, нацеленные на привлечение в сёла молодых медиков, — «Земский доктор» и «Земский фельдшер». По ним 109 медиков получили единовременные выплаты. Вводятся меры по повышению социальной защищённости медработников — по мнению экспертов, они должны стимулировать приток в отрасль молодых кадров.

Депутаты задали и другие вопросы по теме доклада министра здравоохранения. К примеру, эксперт в сфере общественного здоровья Новосибирского медуниверситета Александр Калиниченко уточнил: да, продолжительность жизни в регионе увеличивается, но по-прежнему женщины живут в среднем на 11 лет дольше, чем мужчины — об этом говорят результаты многочисленных исследований. Надо как-то дотягивать мужчин до нормальных значений, уверен он. А Уполномоченный по правам ребёнка в Новосибирской области Надежда Болтенко заострила внимание депутатов на проблеме психического здоровья детей: идёт рост суицидальных попыток, нужно организовать скорую психиатрическую помощь для детей.

— По развитию здравоохранения наша область впереди по многим позициям, — резюмировал Игорь Гришунин. — Но мы понимаем и слабые стороны. В первую очередь, это кадровый вопрос. Необходимо искать эффективные пути решения. Ответ очевиден: надо сделать так, чтобы дети, окончившие в селе школу, а потом медицинский университет, хотели возвращаться на свою малую родину работать.

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА 

 

back
up