10.04.23

Становление чемпиона

Лидер и популяризатор радиолюбительского движения Сибири Александр Пашков был негласным чемпионом мира по количеству званий и наград в радиоспорте. Своими воспоминаниями о нём поделились его одноклассники.

Вместо пролога

Мы тут посоветовались и решили, что обнародованию некоторых моментов своей автобиографии он был бы не против, и что это будет полезно для сохранения истории радиолюбительства Сибири. И пусть для радиолюбительского сообщества не только Новосибирской области, но и всего мира, он — это UA9OA, Alex, или, в последние годы, уважительно среди своих Степаныч, признанный авторитет, радиомаэстро и величина в мировом КВ-спорте. Для нас, его одноклассников, он остаётся просто Санькой с его школьным «погонялом» ПашеЕка… Это рассказ о нём, Александре Степановиче Пашкове, нашем однокласснике, обладателе самого большого в мире списка наград и званий в радиоспорте, который нам будет трудно перечислить.

Лично меня судьба свела с Александром в 1972 году, когда остатки нескольких восьмых классов новосибирской школы №49 на Бугринке после отсеивания «восьмилетников» свели в один 9-й «А». Санька, уже увлечённый и погружённый в радио, оказался моим соседом по парте. В свои 16 лет это уже бывалый спортсмен, профи, перворазрядник по радиомногоборью, скоростному приёму-передаче радиограмм, связи на КВ, судья городской и областной категории по радиоспорту. Как можно было не загореться радио, когда рядом с тобой оказывается такой Пашков с его пылающими глазами и восторженными рассказами о связях в эфире с экзотическими странами, подтверждаемыми QSL-карточками с фантастическими видами, интерьерами, аппаратурой, техникой и ландшафтами далёких стран? И всё это во времена «железного занавеса», в отсутствие интернета, мобильной связи, смартфонов. Когда простой дисковый телефон в квартире был уделом немногих счастливчиков, отстоявших долгую очередь на установку сего проводного гаджета, а переговоры по межгороду надо было заказывать за неделю на почте. Эти Сашкины рассказы тогда казались нам чудом, прорывом в неведомые миры. Как оказалось, знакомство с Сашей определило в какой-то мере и мою судьбу…

Это были времена, когда детские клубы, дворцы пионеров, различные кружки и секции существовали повсеместно — в каждом микрорайоне городов СССР, содержались государством, были бесплатны и доступны каждому. Это был период небывалого детского интереса к технике и радио-теме. По телевизору шли уроки радиоконструирования, ребятня валом валила в технические кружки: радио, авиа, мото, авто — всё было ново, интересно и востребовано. Детский клуб «Искорка» на Бугринке пребывал на балансе местного градообразующего Оловокомбината, и располагался в двухэтажном коттедже, бывшей резиденции директора этого самого Оловокомбината, прямо у входа в парк «Бугринская роща». Сейчас в этом здании — администрация парка и лыжная база.

Наряду с множеством других секций в «Искорке» был радиокружок, которым руководил тренер и педагог от Бога, мастер спорта по радио Владимир Николаевич Рузавин. Техническую сторону и поддержку таких структур обеспечивал ДОСААФ. В том числе и комплектами б/ушных военных коротковолновых приёмников/передатчиков с присвоением им коллективных радиолюбительских позывных. В нашем случае это была коллективка UK9OBK. Она и стала альма-матер и «трамплином» будущей звезды радиоспорта Александра Пашкова. Именно там он освоил морзянку. Именно там он начал с невообразимой скоростью и азартом выполнять условия различных радиолюбительских дипломов, коллекционировать кубки, награды, другие регалии и звания, и как наблюдатель (UA9-145-197) в том числе.     

П. А. Булыкин, одноклассник:  «Сухощавый, не по годам взрослый, Александр, выделялся среди нас цельностью, целеустремленностью, остроумием. Однажды на уроке литературы он молниеносно нашёл оригинальные рифмы к словам, заданным учителем. Частенько дремал на неинтересных, с его точки зрения, предметах. Наверное, вследствие своих ночных радио-бдений. Хотя успевал по всем предметам, и в отстающих не числился. Дружил с гитарой, знал и исполнял песни Владимира Высоцкого. Вспоминается такой случай. У меня на квартире была встреча одноклассников на пятилетие окончания школы, 1979 год. Прямо по ходу мероприятия Александр сочинил замечательные ироничные стихи по мотивам песни Высоцкого «Ох, где был я вчера». К сожалению, текст и аудиозапись не сохранились».

В межсезонье между 9-м и 10-м классом, в 1973 году, девятиклассник Пашков, будучи уже ярким лидером в юношеском радиомногоборье, после отборных внутрисоюзных соревнований попадает в состав сборной СССР на международные соревнования в Венгрии, где становится чемпионом. Это стало настоящим фурором для всего города, об этом событии и его герое вышла статья в «Вечернем Новосибирске». Мы, одноклассники, смотрели на Александра широко раскрытыми глазами, а он не кичился, не «звездился», оставался простым. С юмором рассказывал интересные моменты с соревнований: как вычурно немец кидал гранату в цель, что у северо-корейцев был один загранпаспорт на всю сборную с одной общей фотографией, об ассортименте тамошних магазинов, о том, что взять с собой для обмена на валюту разрешалось только всего около 100 рублей… 

К сожалению, это был первый и единственный выезд Пашкова на соревнования по радиомногоборью международного уровня. Потом московские военно-спортивные функционеры заблокировали ему заграницу, практически перечеркнув будущее. Дело было так.

После окончания школы в 1974 году нас с Сашей как подающих надежду молодых спортсменов-радиомногоборцев пригласили в одну подмосковную воинскую часть, практически базу полусборной РВСН и полусборной Союза по радиоспорту, с перспективой поступления в военный вуз и прицелом на участие в военных соревнованиях. С поступлением не задалось, и нам было предложено остаться на срочную службу с дальнейшим проживанием в Москве. Надо сказать, в то время за Пашкова шла недюжинная драка в военных ведомствах; всем было важно заполучить его в своих рядах на срочную службу, дабы защищать интересы своих родов на первенстве Вооруженных сил. Это было насущно тогда. И всё бы ничего, но незадолго до призыва к Пашкову командировали из Новосибирска представителя от Сухопутных войск, который уговорил его вернуться домой. Собственно, после этого, в отместку, Александра и «заблокировали» на всех уровнях, хотя мы уже числились кандидатами на международные соревнования в Чехословакии и Болгарии в том году. «Перекрыли кислород» и на будущее. Такие тогда царили нравы и страсти в тех кругах. Ну, а так-то, ему, птице большого полёта, быть каким-нибудь спортивным руководителем в Москве, уровня ЦРК, РВСН. С другой стороны, повезло Новосибирску.

Г. И. Вакулин, одноклассник: «О Пашкове можно говорить много. Знаю его с 1968 года. Личность неординарная и уникальная. Если он за что брался, то брался серьёзно, ответственно, и доводил дело до совершенства. Это у него с детства. По-другому он не умел. На одной из встреч одноклассников я услышал от него фразу, которой характеризуется весь Пашков. «Я занимаюсь любимым делом и ещё получаю за это деньги!».

Лидерские качества Саши проявлялись везде, за что бы он ни брался, будь то баскетбол, лёгкая атлетика, шахматы или радиодисциплины. Быть не первым он не мог. Как-то после школы, на одних серьёзных спортивных сборах по радиомногоборью в Адыгее, находясь в категории юниоров, но уже будучи кандидатом в мастера спорта, он на первой же тренировке по ориентированию крупно «прикатил» не только нам, своим сверстникам, но и «мужикам» — мастерам спорта и мастерам спорта международного класса. После чего «мужики»-сборники долго удивленно цокали языками и с уважением поглядывали на сибирского уникума. Уже в школьные годы Пашкова «рвали на части» коллективки Новосибирска: НЭТИ (UK9OAD), Метеорологического училища №7 (UK9OBM), НИИЖТА… Везде Александр с его уникальным слухом, способным различать десятки одновременных радиосигналов в эфире, был востребован для выполнения командных спортивных нормативов по КВ-связи. Везде его звали и ждали. Его удивительная память, реакция, оперативность в эфире и работоспособность поражали тех, кто это видел и присутствовал при этом. Он «убивал наповал» невообразимыми объёмами знаний в радиолюбительской сфере. Недаром одним из его кумиров в радио был полярник-челюскинец Эрнст Кренкель (RAEM). А ещё Александр часто шутил, что не зря у него инициалы такие же, как и у нашего изобретателя радио Попова Александра Степановича — П.А.С. 

Н. Д. Лутава (Кожевникова), одноклассница: «Сашка всегда выделялся на общем фоне своей общительностью, каким-то своим, пашковским, особенным, тактичным, в то же время очень смешным юмором. Его «коньки» в спорте — бег, лыжи, баскетбол и, конечно, радио. Великолепный рассказчик, на всех классных мероприятиях всегда душа компании, центр внимания. Там, где оказывался Пашков, всегда «вечер удавался». Таким он для нас и останется — Санька-крутая зажигалка».

Перечислять звания и заслуги Александра Пашкова в радиоспорте — дело долгое и неблагодарное. Это с достоверностью, наверное, смогут сделать лишь руководители и блюстители истории радиолюбительского сообщества Новосибирска и Сибири, его непосредственные коллеги по совместной деятельности. Громадный труд по координации радиолюбительского движения региона, организация соревнований различного уровня, работа по сплочению, популяризации радиолюбительства... Жизнь, отданная радио. Заметим лишь, что поставив в школьной юности цель собрать максимально все возможные радиолюбительские награды, звания и дипломы земного шара, Александр добился своей цели, став, по всеобщему признанию, негласным чемпионом мира по их количеству. И если бы не его скромность и внезапный преждевременный уход, это достижение было бы, несомненно, внесено в Книгу рекордов Гиннеса.

Л. А. Орлова, руководитель исторического музея школы №49: «В музее школы, где учился Александр Пашков, усилиями его одноклассников, коллег и семьи создана сменная экспозиция его памяти. Здесь представлена часть его радиолюбительских наград, фотографии, личный ручной телеграфный ключ, аппаратный журнал, другие документы и радиолюбительские экспонаты. Создаётся отдельный сайт музея, где также будет отражена жизнь и деятельность Александра Пашкова. С учащимися проводим «Пашковские» беседы-лекции с демонстрацией азбуки Морзе, пользующиеся популярностью».

Вместо эпилога

Говорят, в безвоздушном пространстве, космосе, радиосигналы не затухают и летят вечно. Стало быть, и позывные, посланные когда-то в эфир рукой нашего одноклассника Александра Степановича Пашкова, Саньки-Пашеки, будут лететь вечно. Вечного полета тебе, Санёк!

Ссылки на материалы о А.С.Пашкове: http://vk.com/ua9oa

Борис БРАГИН, RW9O
back
up