14.03.22

Язык — богатство мира

Ректор НГТИ Василий КУЗИН — о том, как живётся театральному институту на новом месте, потребуется ли ремонт и для чего школам нужно создавать свои театры.

Василий Кузин — пианист, философ, бывший министр культуры региона, просветитель. С 2007 года — проректор, а сегодня ректор Новосибирского государственного театрального института.

ДОСЬЕ

Василий Кузин
Родился в городе Черногорске Красноярского края 17 августа 1962 года. С отличием окончил Новосибирскую государственную консерваторию им. М. И. Глинки, остался в ней преподавать, защитил кандидатскую по философии. Организатор просветительских проектов, музыкальных фестивалей и конкурсов, музыкальный критик и лектор.

— Василий Иванович, Новосибирский театральный институт теперь полноправный хозяин здания ДК «Энергия»? Областному бюджету эта покупка стоила 120 миллионов рублей.

— Действительно, вторым траншем в феврале 2022 года завершилась процедура приобретения здания в собственность правительства Новосибирской области и передача его нашему институту. С точки зрения государственной стратегии это очень правильное вложение бюджетных средств. Хотя, казалось бы, всегда есть более неотложные задачи, нежели развитие культуры и искусства. И вот благодаря энергии и позиции министра культуры Натальи Васильевны Ярославцевой, заинтересованному участию губернатора Андрея Александровича Травникова, стараниям правительства и депутатов Законодательного собрания мы получили это здание. В России вообще не так много специализированных театральных вузов — всего восемь, и находятся они только в пяти городах. Ближайший к нам вуз работает в Екатеринбурге. Когда мы смотрели на наших уральских коллег, то всегда немного завидовали. Дело в том, что ещё в 2000-е годы им передали здание ТЮЗа для размещения там Учебного театра института. Здание в стиле сталинского ампира, с колоннами, мраморными лестницами, большим театральным залом. Теперь у нас нет предмета для зависти, а есть замечательное здание. И это совсем другой уровень обеспеченности творческой работы наших студентов.

— Много ремонтных работ предстоит?

— Когда здание приобретается в областную собственность, проводится официальная оценка его состояния, исходя из этого, определяется рыночная стоимость. Комиссия установила, что здание находится в удовлетворительном состоянии, пригодно к эксплуатации. Нужно отдать должное Новосибирскому электровакуумному заводу, а затем и холдингу «НЭВЗ-Союз» и «НЭВС-Керамикс», которые относились к своему заводскому Дому культуры с большим вниманием, проводили ремонты, сохраняли его. Мы им за это очень благодарны. Даже в новых квартирах люди делают ремонты, и мы планируем на определённый срок какие-то работы, часть из них выполняем за счёт средств, полученных от наших платных услуг, а часть обещает министерство в виде субсидии на иные цели. Мы обновим систему отопления, системы безопасности, ещё предстоит капитальный ремонт крыши — всё это в плановом порядке, без аврала.

— Какие планы вынашивает институт по использованию новой площадки?

— Особенность НГТИ в том, что у нас работают главные режиссёры театрального Новосибирска — Сергей Николаевич Афанасьев, Алексей Крикливый, Павел Южаков. Мы хотим создать театральный центр, который стал бы ещё одной точкой профессионального театра на карте городе. У нас были две свои театральные учебные площадки, они по-прежнему остаются, но это, конечно, несравнимо с тем, что мы имеем теперь — по некоторым параметрам зал и сцена «Энергии» выгодно отличаются от некоторых новосибирских театров. Одно дело, когда студенты во время учёбы выступают в театре на 50–70 мест, и другое дело — на 400 мест. В такой театр гораздо приятнее приглашать зрителей. Наша площадка будет работать как профессиональный театр — с афишами, в которых будут студенческие спектакли, а кроме того, мы сотрудничаем с «Первым театром» и «Старым домом». Работа театрального центра предполагает большой объём просветительских программ, и первым шагом в этом направлении мы для себя наметили создание студенческих театральных клубов. Во многих вузах есть свои любительские театры, есть люди, которые любят театр. Вот их и будем приглашать на наши спектакли, устраивать лекции, занятия и обсуждения.

— Получается, кадры будете перетягивать?

— Нет, наша задача — создавать среду. Чем больше человек погружается в процесс, тем он больше начинает понимать, слышать, видеть, интересоваться, тоньше чувствовать, его мир становится шире, — так в любом деле. К примеру, наши преподаватели-театроведы, которые работают на самом высоком уровне — входят в состав жюри национального фестиваля «Золотой Маски», фестивалей «Ново-Сибирский транзит», «ХАОС», «Парадиз», — они видят театральный процесс изнутри, понимают его тенденции и могут интересно рассказывать. В этом театральном клубе мы будем смотреть не только студенческие спектакли, но и видеозаписи интересных, актуальных, нашумевших постановок и обсуждать их. Несколько лет назад у нас такой опыт был: по областному гранту был создан дискуссионный театральный клуб, встречи проходили на площадке Новосибирской государственной областной научной библиотеки.

Ректор НГТИ Василий Кузин

— Появятся ли в самом институте новые специальности?

— Планируем открыть третью ступень высшего образования — подготовку кадров высшей квалификации. В творческих вузах это ассистентура-стажировка. Нам важно чтобы перспективные студенты учились дальше. Давая им педагогические навыки, мы тем самым готовим кадры и для себя. Кроме того, мы расширяем перечень специализаций по специальности «режиссура театра»: помимо режиссёров драмы, планируем готовить режиссёров для театра кукол и режиссёров музыкального театра.

— В будущем учебном году уже будет набор?

— Думаю, на внебюджетное обучение мы примем студентов уже в этом году, а на бюджетной основе абитуриенты смогут поступать, начиная с 2023 года. Кроме уже названного, мы сейчас лицензируем специальность продюсера. Я убеждён, что мощным резервом развития сферы культуры являются не только артисты, художники или музыканты, но и люди, которые организовывают художественную жизнь. Известно, что очень небольшой процент жителей хотя бы раз в год посещают филармонию, чуть большее количество людей ходят в театры, а значит потенциал здесь огромный. С другой стороны, есть потенциал творческих людей, которые могут делать больше — у них есть проекты, идеи, мечты. Продюсеры — это люди, которые соединяют публику и творческих людей. В перспективе мы готовимся учить звукорежиссёров и художников по свету. Эти специальности будем сначала вводить в форме переподготовки, повышения квалификации, чтобы уже работающие люди смогли получить дополнительное образование. Планируем сотрудничать с творческими вузами и колледжами Новосибирска. Для обучения по этим направлениям требуется серьёзное материально-техническое наполнение. Это характерная черта креативных индустрий…

— О которых сегодня так много говорят?

— «Креативные индустрии» — это широкое понятие. Театры, музеи, филармонии — это тоже креативные индустрии, давно сформировавшиеся и успешно работающие. А вот новые направления — электронная музыка, виртуальная реальность, компьютерный дизайн, мультипликация — в основном связаны с цифровизацией. К слову, я очень рад, что Новосибирск выиграл конкурс и вошёл в десятку городов, где уже в этом году на базе колледжа культуры и искусств будет создана Школа креативных индустрий.

— Вспоминается ваша инициатива, когда вы были министром культуры, — 15 минут в день учить наизусть стихи лучших поэтов. Что сами сейчас учите?

— Сказку Оскара Уайльда «День рождения Инфанты» — чудесная, грустная, трогательная история. Я иногда выступаю с чтецкими программами. Сейчас мы готовим литературно-музыкальный вечер по творчеству Оскара Уайльда. Действительно, всегда можно найти 15 минут — в транспорте, по дороге на работу или вечером дома. Не то, чтобы я такой уж организованный, но чем больше ты в это погружаешься, тем больше увлекаешься сам. Даже человек с очень средней памятью может выучить за 15 минут 10 стихотворных строк, а за год они превратятся в 3,5 тысячи строк. Занимаясь 15 минут, мы и память совершенствуем, и речевую культуру формируем, и главное — черпаем в искусстве радость.

— Московский театральный институт имени Щукина инициировал возрождение школьных театров по всей стране. Как думаете, что для этого нужно?

— Я считаю, что это – очень важная, серьёзная программа, и она поддержана на уровне правительства Российской Федерации, и наш институт, конечно, будет активно участвовать в её реализации. Прежде всего, мы будем проводить обучение преподавателей тех школ, которые планируют организовывать театральные кружки и студии. Сейчас разрабатываются соответствующие программы, которые начнут реализовываться во второй половине года.

— Что есть, по-вашему, патриотизм?

— На мой взгляд, любовь к родине должна быть действенной. Это практическая заинтересованность в благополучии своей страны, своего народа. Не просто чувство, а именно действенное намерение сделать что-то реальное — у каждого в своей сфере, конечно. «В начале было дело» — так перефразировал гётевский Фауст начало евангелия от Иоанна.

АКЦЕНТЫ

О творческих конкурсах
— Наш институт проводит конкурсы по актёрскому мастерству, пластике, вокалу, речи. Некоторые из них вышли на всероссийский уровень — в частности, конкурс исполнителей художественного слова «Новониколаевск — Новосибирск», который прошёл уже в седьмой раз. Недавно мы провели Всероссийский конкурс по биомеханике, посвящённый Всеволоду Мейерхольду, творчество которого — наше национальное достояние. В этом году мы впервые организовали Всероссийский конкурс студенческих режиссёрских работ, а в ноябре планируем провести фестиваль дипломных спектаклей. Большие надежды возлагаем на развитие направления «театр кукол» — к слову, не во всех театральных вузах оно есть. Работаем над проектом создания ассоциации «школ кукольников», чтобы объединить режиссёров и актёров, проводить фестивали в тех городах, где есть такие школы.

О культуре речи
— На фоне деградации бытового языка сохранение эталонного русского языка возможно, на наш взгляд, в двух формах — это искусство театра и искусство художественного слова. Наша мечта состоит в том, чтобы все школьники области занимались искусством художественного слова. Наш институт второй год в соответствии с нашим госзаданием реализует образовательную программу «Методика преподавания искусства художественного слова в средней образовательной школе» — для учителей школ. В прошлом году у нас уже прошли обучение 60 человек. Занятия художественным словом не требуют специальных условий, их легко организовать и в Новосибирске, и в маленьком селе. Можно выделить час или два часа в неделю, чтобы посвятить их чтению наизусть лучших образцов литературы. Мы говорим о большом и очень важном культурном движении. Богатство языка — это богатство мира, в котором человек живёт.
Марина ШАБАНОВА | Фото Александра ГРИБАКИНА
back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика