29.08.22

Школьный приговор

Как бытие в виде школьной формы определяет детское сознание и какие советы по этому поводу даёт родителям министерство образования НСО?

школьная форма

Для малышей начальных классов школьная форма — знак инициации во взрослую жизнь.

Если взрослые большую часть своей жизни проводят на работе, то ребёнок, конечно, — в школе. И здесь тоже действуют свои законы и регламенты, призванные «моделировать» социальную личность. Школьная форма в этом процессе играет далеко не последнюю роль — об этом говорят и наши эксперты, и родители.

Идентичность размывается

Юлия, мать двоих сыновей: «Я считаю, школьная форма необходима. По крайней мере, у родителей не будет болеть голова: в чём отправить ребёнка в школу? Но, простите, сегодня школьная форма становится дорогим удовольствием. У меня оба сына ходят в одну школу. И от старшего осталась бордовая жилетка с шевроном, которую он по школьному дресс-коду надевал на праздники. В этом году было решено, что праздничные жилетки будут красного цвета — бордовый устарел. Нам показали фото жилетки и сказали, в какой фирме её нужно купить. Извините, но в этой известной фирме жилетка на мальчика стоит 2 700 рублей! И я знаю точно, что сын наденет её два раза за год — на первое сентября и на ещё какой-нибудь праздник. А после праздника снимет, скомкает и запихает в рюкзак. Я пошла на “Авито”, нашла там жилетку нужного цвета, купила её за 400 рублей, отодрала шеврон с жилетки старшего сына и пришила на красную».

Нынешним летом ресурс «Mail.ru Дети» провёл исследование, в котором приняли участие 15 тысяч родителей: они отвечали на вопрос о том, нужна ли детям форма в школе. Результаты получились любопытными: 72% родителей поддерживают обязательный школьный дресс-код, причём 43% консервативно считают правильным принцип «белый верх, чёрный низ», а 33% выступили за тотальное единообразие. Доводы практически одинаковые: форма дисциплинирует детей, не оценивает материальный достаток родителей и позволяет сэкономить на модных толстовках и новых джинсах.

Психотерапевт Татьяна Скрицкая считает, что школьная форма, как и любая другая форма, оказывает психологическое воздействие на человека и помещает его в строго ограниченную правилами социальную роль, где индивидуальность нарочито размывается, чтобы сделать акцент на коллективной идентичности. «Мы с тобой одной крови — ты и я» — этот принцип стаи (нравится нам это или нет!) работает и в человеческих коллективах. Да, человек — венец природы и всё такое, но от глубинной стадной сущности не убежишь. Кстати, психологи говорят ещё и о том, что люди с низкой самооценкой предпочитают работать в сферах, где ношение формы обязательно.

— В ношении школьной формы нет ничего психологически плохого, — объясняет Татьяна Скрицкая. — Да, школьная форма подчёркивает принадлежность к конкретной группе, где помогает устанавливать равные иерархические позиции для всех. Особенно школьная форма помогает объединению в начальных классах — она даже создаёт у ребятишек чувство гордости и повышает уверенность в себе: смотрите, у меня новая социальная роль — я ученик! Для первоклассников очень важно, что они одеты в определённую форму. Это часть инициации взросления: вчера ходил в детский сад, а сейчас пошёл в школу.

По мнению психологов, школьная форма избавляет учеников от «стресса самоидентичности»: во-первых, не нужно поддерживать свою самость с помощью брендовых шмоток. Во-вторых, можно избежать буллинга со стороны неумных сверстников — смотрите, он на рынке одевается! И, в-третьих, освобождается энергия, которую ребёнок тратил бы на создание ежедневного школьного образа. Существует легенда, что у Стива Джобса висело в шкафу семь одинаковых костюмов, — он не хотел тратить энергию, решая, что надеть сегодня. В общем, школьная форма позволяет «зациклиться» на учёбе, что само по себе уже хорошо.

Нет прецедента

Станислав Проненко, преподаватель: «Я учился в средних классах, когда ещё в школу каждый одевался во что горазд — в начале 2000-х это было. Помню, что среди пацанов особого выпячивания себя и доходов своей семьи не было, а вот среди девочек всё это сильно процветало. Не было общности класса как некой организации. Разумеется, школьная форма не решает проблемы буллинга, но снижает его вероятность. Что касается подросткового бунтарства и желания выделиться, то сейчас у детей это проявляется в виде их причесок и цвета волос. Я сам в своё время красил волосы в чёрный цвет и носил розовые шнурки. Хвала богам, мама философски к этому отнеслась, сама мне даже краску покупала, чтобы я волосы не сжёг. Я походил так год, а потом мне надоело, перерос. Поэтому, когда я вижу таких разноцветных детей, то понимаю, что у них идёт процесс самоидентификации и сепарации. Всё нормально».

Татьяна Скрицкая не разделяет стереотип о том, что школьная форма уравнивает всех и позволяет не оценивать материальное положение родителей. У детей сегодня есть другие рычаги воздействия, которые регулируют иерархические отношения в классе, — смартфоны, рюкзаки, канцелярия и личные деньги. Да, Вася и Гриша одеты в одинаковые жилетки, но у Васи — кнопочная «Нокия», а у Гриши — «Айфон» последней модели. Очевидно, что школьная форма в этом случае не играет никакой роли.

— Существует мнение, что школьная форма не позволяет бунтарям-подросткам самовыражаться, — продолжает психолог. — Однако довольно часто подростки красят волосы, делают пирсинг, носят фенечки. Поверьте, они найдут способ самовыразиться. Вспомните себя в школьную пору, когда мы все ходили в одинаковой советской форме. Различие всё равно было: у кого-то воротнички и манжеты кружевные, кто-то фартук синего цвета носил, мальчики старались ходить в пиджачной паре.

Каждый новый учебный год ознаменовывается бурлением на местных «мамских форумах», где родители жалуются друг другу на «произвол» в школах: опять заставляют покупать форму у конкретных производителей! В этом году бурление вылилось в публикации в новосибирских СМИ, где мамы делились своими историями, написанными будто под копирку: школы заставляют покупать форму в компаниях SAMM и «Непоседа», а там цены совсем недетские. После серии публикаций министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук обратился к родителям: никто не может заставить вас покупать школьную форму в конкретной фирме, а если такое вдруг случилось — обращайтесь в органы местного самоуправления либо к нам в министерство.

— Согласно Федеральному закону «Об образовании» школы сегодня вправе устанавливать требования к одежде учеников, — отвечает на запрос «Ведомостей» заместитель министра образования Владимир Щукин. — В том числе к её виду, цвету, фасону и знакам отличия. Это всё определяется с органом государственно-общественного управления — советом школы или родительским комитетом. Что касается решения приобрести форму у того или иного производителя, то оно принимается исключительно родителями или законными представителями детей. Родители в своём праве приобрести школьную форму у нерекомендованного школой производителя. И это не влечёт применения каких-либо санкций в отношении родителей. А выбор фасона формы, как правило, делается на классном или общешкольном родительском собрании.

Школы не вправе не пускать ребёнка без формы на урок — это нарушает его право на образование, закреплённое в Конституции РФ и Федеральном законе «Об образовании».

Есть такое ощущение, что вся эта история со «школьным приговором» повторится и в следующем году, — есть в этом какая-то стабильность. Как правило, родители, которые соглашаются говорить с журналистами на условиях анонимности, предпочитают не пользоваться своим правом заявлять о «произволе» куда следует. И на родительских собраниях они тоже молчат, отводя душу в местных чатах или пабликах. Причина молчания — страх за ребёнка, который из-за родительского отказа покупать дорогую форму может подвергнуться гонениям со стороны школьной администрации или класса. Но пока не будет создан прецедент, проблема «школьного приговора» не решится.

НА ЗАМЕТКУ

Для чего нужна школьная форма?

* дисциплинирует

* сокращает вероятность буллинга

* придаёт уверенность

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА

 

back

Новости  [Архив новостей]

up