Школьный приговор
Как бытие в виде школьной формы определяет детское сознание и какие советы по этому поводу даёт родителям министерство образования НСО?
Для малышей начальных классов школьная форма — знак инициации во взрослую жизнь.
Если взрослые большую часть своей жизни проводят на работе, то ребёнок, конечно, — в школе. И здесь тоже действуют свои законы и регламенты, призванные «моделировать» социальную личность. Школьная форма в этом процессе играет далеко не последнюю роль — об этом говорят и наши эксперты, и родители.
Юлия, мать двоих сыновей: «Я считаю, школьная форма необходима. По крайней мере, у родителей не будет болеть голова: в чём отправить ребёнка в школу? Но, простите, сегодня школьная форма становится дорогим удовольствием. У меня оба сына ходят в одну школу. И от старшего осталась бордовая жилетка с шевроном, которую он по школьному дресс-коду надевал на праздники. В этом году было решено, что праздничные жилетки будут красного цвета — бордовый устарел. Нам показали фото жилетки и сказали, в какой фирме её нужно купить. Извините, но в этой известной фирме жилетка на мальчика стоит 2 700 рублей! И я знаю точно, что сын наденет её два раза за год — на первое сентября и на ещё какой-нибудь праздник. А после праздника снимет, скомкает и запихает в рюкзак. Я пошла на “Авито”, нашла там жилетку нужного цвета, купила её за 400 рублей, отодрала шеврон с жилетки старшего сына и пришила на красную».
Нынешним летом ресурс «Mail.ru Дети» провёл исследование, в котором приняли участие 15 тысяч родителей: они отвечали на вопрос о том, нужна ли детям форма в школе. Результаты получились любопытными: 72% родителей поддерживают обязательный школьный дресс-код, причём 43% консервативно считают правильным принцип «белый верх, чёрный низ», а 33% выступили за тотальное единообразие. Доводы практически одинаковые: форма дисциплинирует детей, не оценивает материальный достаток родителей и позволяет сэкономить на модных толстовках и новых джинсах.
Психотерапевт Татьяна Скрицкая считает, что школьная форма, как и любая другая форма, оказывает психологическое воздействие на человека и помещает его в строго ограниченную правилами социальную роль, где индивидуальность нарочито размывается, чтобы сделать акцент на коллективной идентичности. «Мы с тобой одной крови — ты и я» — этот принцип стаи (нравится нам это или нет!) работает и в человеческих коллективах. Да, человек — венец природы и всё такое, но от глубинной стадной сущности не убежишь. Кстати, психологи говорят ещё и о том, что люди с низкой самооценкой предпочитают работать в сферах, где ношение формы обязательно.
— В ношении школьной формы нет ничего психологически плохого, — объясняет Татьяна Скрицкая. — Да, школьная форма подчёркивает принадлежность к конкретной группе, где помогает устанавливать равные иерархические позиции для всех. Особенно школьная форма помогает объединению в начальных классах — она даже создаёт у ребятишек чувство гордости и повышает уверенность в себе: смотрите, у меня новая социальная роль — я ученик! Для первоклассников очень важно, что они одеты в определённую форму. Это часть инициации взросления: вчера ходил в детский сад, а сейчас пошёл в школу.
По мнению психологов, школьная форма избавляет учеников от «стресса самоидентичности»: во-первых, не нужно поддерживать свою самость с помощью брендовых шмоток. Во-вторых, можно избежать буллинга со стороны неумных сверстников — смотрите, он на рынке одевается! И, в-третьих, освобождается энергия, которую ребёнок тратил бы на создание ежедневного школьного образа. Существует легенда, что у Стива Джобса висело в шкафу семь одинаковых костюмов, — он не хотел тратить энергию, решая, что надеть сегодня. В общем, школьная форма позволяет «зациклиться» на учёбе, что само по себе уже хорошо.
Станислав Проненко, преподаватель: «Я учился в средних классах, когда ещё в школу каждый одевался во что горазд — в начале 2000-х это было. Помню, что среди пацанов особого выпячивания себя и доходов своей семьи не было, а вот среди девочек всё это сильно процветало. Не было общности класса как некой организации. Разумеется, школьная форма не решает проблемы буллинга, но снижает его вероятность. Что касается подросткового бунтарства и желания выделиться, то сейчас у детей это проявляется в виде их причесок и цвета волос. Я сам в своё время красил волосы в чёрный цвет и носил розовые шнурки. Хвала богам, мама философски к этому отнеслась, сама мне даже краску покупала, чтобы я волосы не сжёг. Я походил так год, а потом мне надоело, перерос. Поэтому, когда я вижу таких разноцветных детей, то понимаю, что у них идёт процесс самоидентификации и сепарации. Всё нормально».
Татьяна Скрицкая не разделяет стереотип о том, что школьная форма уравнивает всех и позволяет не оценивать материальное положение родителей. У детей сегодня есть другие рычаги воздействия, которые регулируют иерархические отношения в классе, — смартфоны, рюкзаки, канцелярия и личные деньги. Да, Вася и Гриша одеты в одинаковые жилетки, но у Васи — кнопочная «Нокия», а у Гриши — «Айфон» последней модели. Очевидно, что школьная форма в этом случае не играет никакой роли.
— Существует мнение, что школьная форма не позволяет бунтарям-подросткам самовыражаться, — продолжает психолог. — Однако довольно часто подростки красят волосы, делают пирсинг, носят фенечки. Поверьте, они найдут способ самовыразиться. Вспомните себя в школьную пору, когда мы все ходили в одинаковой советской форме. Различие всё равно было: у кого-то воротнички и манжеты кружевные, кто-то фартук синего цвета носил, мальчики старались ходить в пиджачной паре.
Каждый новый учебный год ознаменовывается бурлением на местных «мамских форумах», где родители жалуются друг другу на «произвол» в школах: опять заставляют покупать форму у конкретных производителей! В этом году бурление вылилось в публикации в новосибирских СМИ, где мамы делились своими историями, написанными будто под копирку: школы заставляют покупать форму в компаниях SAMM и «Непоседа», а там цены совсем недетские. После серии публикаций министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук обратился к родителям: никто не может заставить вас покупать школьную форму в конкретной фирме, а если такое вдруг случилось — обращайтесь в органы местного самоуправления либо к нам в министерство.
— Согласно Федеральному закону «Об образовании» школы сегодня вправе устанавливать требования к одежде учеников, — отвечает на запрос «Ведомостей» заместитель министра образования Владимир Щукин. — В том числе к её виду, цвету, фасону и знакам отличия. Это всё определяется с органом государственно-общественного управления — советом школы или родительским комитетом. Что касается решения приобрести форму у того или иного производителя, то оно принимается исключительно родителями или законными представителями детей. Родители в своём праве приобрести школьную форму у нерекомендованного школой производителя. И это не влечёт применения каких-либо санкций в отношении родителей. А выбор фасона формы, как правило, делается на классном или общешкольном родительском собрании.
Есть такое ощущение, что вся эта история со «школьным приговором» повторится и в следующем году, — есть в этом какая-то стабильность. Как правило, родители, которые соглашаются говорить с журналистами на условиях анонимности, предпочитают не пользоваться своим правом заявлять о «произволе» куда следует. И на родительских собраниях они тоже молчат, отводя душу в местных чатах или пабликах. Причина молчания — страх за ребёнка, который из-за родительского отказа покупать дорогую форму может подвергнуться гонениям со стороны школьной администрации или класса. Но пока не будет создан прецедент, проблема «школьного приговора» не решится.
Для чего нужна школьная форма?
* дисциплинирует
* сокращает вероятность буллинга
* придаёт уверенность