04.07.22

Накал опасений

Профильный комитет заксобрания не согласился с предложением многократно увеличить Резервный фонд области.

На заседании бюджетного комитета заксобрания НСО

На заседании бюджетного комитета депутаты рекомендовали правительству области увеличить Резервный фонд не до 26 млрд рублей, а до 5-6 млрд, а остальные средства распределить по целевым статьям.

На заседании комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности министр финансов области Виталий Голубенко представил первые в этом году поправки в бюджет области текущего года. Пополнение доходной части получается весомым — более 30 млрд рублей. 24 млрд рублей составят собственные доходы, нераспределённые остатки 2021 года и невостребованные бюджетные ассигнования. Ещё 6,4 млрд рублей поступит в регион из федерального бюджета — в основном их предполагается направить на дорожную инфраструктуру, в частности, 1 млрд рублей пойдёт на строительство четвёртого моста через Обь.

Однако львиную долю от общего увеличения доходной части — 23 млрд — правительство региона предлагает направить в Резервный фонд, увеличив его финансирование почти до 26 млрд рублей. По словам министра, это необходимо в первую очередь для индексации фонда оплаты труда и мер социальной поддержки.

Именно столь солидное пополнение Резервного фонда и вызвало у депутатов множество вопросов. Как отметил первый вице-спикер заксобрания Андрей Панфёров, отсюда следует, что большинство финансовых решений будет проходить мимо депутатского корпуса. Виталий Голубенко заверил, что у правительства нет цели ограничивать депутатов в принятии решений, добавив, что 10 млрд рублей из средств фонда заложено на повышение зарплат бюджетникам, и эту цифру можно минусовать от 26 млрд. Однако Андрей Панфёров возразил: все бюджетные расходы должны обсуждаться совместно с депутатами заксобрания.

Вице-спикер заксобрания Ирина Диденко предложила заложенные в Резервный фонд суммы разнести по статьям бюджета и рассмотреть их на профильных комитетах заксобрания. Она подчеркнула: депутаты имеют право на законодательную инициативу при распределении финансов, а в предлагаемом варианте они такого права лишены.

Председатель комитета Фёдор Николаев констатировал, что Резервный фонд предлагается наполнить на небывало высоком уровне — более 10% от всего бюджета области. Он отметил: речь идёт о прозрачности расходов фонда — именно это заботит всех депутатов.

Заместитель председателя комитета Валерий Червов высказал мнение: в таком случае получается, что эти 26 млрд не участвуют в реальной экономике, при этом промышленность не развивается, потребление не растёт, инвестиционная активность падает. Особой критике он подверг заложенные выплаты на поддержку неработающего населения, назвав это «поощрением тунеядства».

Несколько вопросов касалось ситуации с финансированием концессионных соглашений и ГЧП-проектов. Николай Машкарин предположил, что проектно-сметная документация на часть из них могла составляться в марте-апреле, когда стройматериалы были на пике стоимости, теперь же она упала до февральских значений. Депутат допустил, что в этом случае расходы на документацию могут быть пересмотрены. А Алексей Андреев поинтересовался у министра, отразилось ли на бюджете расторжение концессионного соглашения на строительство мусоросортировочных комплексов. Виталий Голубенко заверил: никакой информации о финансовых последствиях для региона в правительство не поступало.

Александр Шпикельман сделал акцент на обещанном ранее на заседании комиссии по наказам избирателей переносе исполнения тех из них, что стоят в плане на 2024–2025 годы, на более ранние сроки. Он подчеркнул: это решение комиссии необходимо ратифицировать.

Сергей Титков заявил: все депутаты чувствуют накал опасений. Он призвал рассматривать законопроект через призму областного бюджета, а не Резервного фонда, и предложил при подготовке ко второму чтению сформировать блок поправок по выделению средств на реализацию госпрограмм, в том числе на исполнение наказов избирателей.

В итоге депутаты рекомендовали правительству области увеличить Резервный фонд не до 26 млрд рублей, а до 5-6 млрд, остальные же средства распределить по целевым статьям. 7 июля законопроект об изменениях в бюджет должен быть рассмотрен на сессии, причём, вероятно, сразу в двух чтениях, поэтому сейчас предстоит большая работа по корректировке документа, подчеркнул Фёдор Николаев.

КОММЕНТАРИЙ

ФЁДОР НИКОЛАЕВ, председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности:

— Главная смысловая нагрузка вносимых изменений — увеличение средств Резервного фонда с последующим, по предложению правительства, оперативным распределением средств этого фонда. В действующем бюджете он составляет чуть более 2,9 миллиарда рублей, по данным поступившего документа — более 26 миллиардов. Законопроект прошёл через все комитеты, основной канвой депутатских мнений было то, что фонд — достаточно закрытая система распределения средств, не все депутаты могут в этом принимать участие, отстаивать интересы своего округа и те наказы, которые им дали избиратели.

Резервный фонд, конечно, нужен, но в основном на форс-мажор, на последствия чрезвычайных ситуаций. Поэтому мы готовы рассмотреть его увеличение примерно до 6 миллиардов рублей. Мы будем обсуждать это между первым и вторым чтениями. Что касается всех остальных средств, о которых сегодня доложил министр финансов, например, 10 миллиардов на увеличение зарплаты бюджетников, мы это поддерживаем.

Татьяна МАЛКОВА | Фото Александра ГРИБАКИНА
back

Новости  [Архив новостей]

up