10.01.22

Время менять подходы

Депутат заксобрания НСО Евгений СМЫШЛЯЕВ — о том, что тормозит благоустройство, как не стать обманутым дольщиком и почему буксует программа расселения аварийного жилья.

Евгений Смышляев представляет в Законодательном собрании интересы избирательного округа №33 Октябрьского района Новосибирска. В сентябре 2020 года жители во второй раз оказали ему доверие, снова избрав своим депутатом на следующий созыв.

— Евгений Валерьевич, прошло больше года после выборов депутатов заксобрания седьмого созыва. Как шла работа в течение этого времени, есть ли какие-то промежуточные результаты?

— Всё это время шла активная работа по созданию программы наказов избирателей. В этом созыве на неё потребовалось значительно больше времени, чем обычно, что понятно — количество наказов возросло в несколько раз. У меня количество отклоненных наказов было небольшое, а принятых получилось порядка 310. Даже пока программа ещё не была полностью утверждена, мне уже было понятно, какие из моих наказов будут в неё включены. Я сразу начал работать по подготовке к их исполнению с администрациями города и района. Мы обсуждали приоритеты по благоустройству территорий на ближайшие два года. Рассмотрели несколько участков — в основном это наиболее посещаемые места, где необходимо обновить социальную инфраструктуру. Многие наказы касаются благоустройства территорий дошкольных учреждений и школ. Потому что всё ветшает. Поэтому где есть возможность с помощью депутата что-то привести в порядок — например, отремонтировать веранды, — мы это делаем с помощью депутатского фонда. Но когда речь идёт о глобальных задачах — замена кровель, установка новых ограждений, — тут необходимо выделение средств из областного бюджета в большем объёме. Многие ограждения тех же детских садов настолько обветшали, что взрослый человек спокойно может через забор перешагнуть, что в принципе недопустимо.

— Есть ли на округе проблема нехватки мест в дошкольных учреждениях и как она решается?

— Недавно введён в эксплуатацию детский сад №150 на 220 мест рядом с улицами Воинской, Панфиловцев, Автогенной, построенный по моему наказу предыдущего созыва. Сейчас на территории, прилегающей к моему округу, заканчивают строительство детского сада №393 между улицами Сакко и Ванцетти и Восход. Мы исполнили наказ по остеклению сада №237, но тут в перспективе предполагается сносить аварийные дома по улице Никитина, и я думаю, что на 2025-2026 годы необходимо планировать строительство нового детского сада вместо этого старого здания, потому что здесь будет многоэтажная застройка.

Недалеко от этого места уже идут работы по капитальному ремонту ещё одного здания — школы №167 на улице Панфиловцев, это тоже мой наказ. Думаю, что в 2022 году они будут закончены, там разместится начальная школа, стоимость работ — 100–120 миллионов рублей.

— Не могу не затронуть ещё одну близкую вам тему — вы учредитель и заместитель председателя ассоциации обманутых дольщиков. Два года назад был создан федеральный фонд помощи в достройке проблемных объектов, на который возлагались очень большие надежды. Оправдываются ли они?

— Пандемия, к сожалению, притормозила процесс. Денежные средства в бюджете области на эти цели есть, сейчас, в конце концов, начинает появляться и федеральное наполнение. Поэтому надеемся, что хотя бы этот год принесёт определённые результаты. Я говорил уже не раз, что тот объём средств, который предполагается выделять на такие цели, полностью не решит проблему. Потому что для этого нужно явно не 3 миллиарда рублей — сумма уже давно перевалила за 10 и подходит к 15 миллиардам. Но решать проблему только с помощью областного и федерального бюджетов тоже неправильно. У нас уже есть много своих инструментов, стимулирующих достройку подобных объектов, и их нужно активнее использовать. А для того чтобы понять, какие именно дома и как будут достраиваться при поддержке фонда, нужно получить этот опыт. Надеемся, в ближайшее время нам это удастся. Пока с его помощью у нас ни один дом не был введён.

— Ещё одна жилищная проблема, которая стоит довольно остро, — расселение ветхих и аварийных домов.

— Здесь действительно возникает очень много вопросов, особенно по финансированию. Почему нет дифференцированного подхода к Новосибирску и к территориям области? Например, на 2020 год при расселении была предусмотрена стоимость квадратного метра около 48 тысяч рублей. Мы все понимаем, что для Новосибирска это ниже минимальной цены, а для некоторых территорий области — очень большие деньги, там можно и существенно дешевле приобрести благоустроенное жильё. А в итоге заключается контракт и тратятся бюджетные средства.

— Можно ли как-то решить эту проблему?

— Нужно обращаться в федеральный Минстрой, чтобы подходы немножко изменили. У нас на законодательном уровне сейчас много препон именно в части ветхого и аварийного жилья. Я понимаю, что их, скорее всего, устанавливали для того, чтобы некоторые предприимчивые люди массово не скупали аварийное жильё, чтобы потом требовать квартиры с муниципалитета или с застройщиков. Потому что сейчас при действующем законодательстве человек, который приобрёл квартиру в доме после его признания аварийным, максимум, на что может рассчитывать, — на возмещение тех средств, которые были потрачены.

Ещё мы сталкиваемся с проблемой бюджетного финансирования: когда деньги на расселение приходят в ноябре, в конце года, и времени на решение проблемы остаётся минимум.

— Достаточно ли средств на это выделяется?

— Конечно, недостаточно. По моему субъективному мнению, проблема в том, что в давние времена, ещё десять — пятнадцать лет назад, органы власти не предоставили в федеральный центр полную информацию о реальном количестве домов, которым может потребоваться расселение. То есть сообщалось именно о числе домов, уже признанных аварийными, но никто нигде не оглашал и не отражал так называемое перспективное их количество. Тех домов, которые ещё не признаны аварийными, но находятся в очень ветхом состоянии. Получилось, что цифры занижены реально в десять раз, а средства выделяются исходя из них.

— А каким образом выбирается, какой дом когда расселять?

— К сожалению, принцип сейчас единый — дома расселяются именно в порядке признания их аварийными. Хотя нередко бывает, что дом, признанный аварийным, скажем, в 2017 году, находится в гораздо худшем состоянии, чем тот, который получил такой статус в 2012 году. Действует принцип — включать не по текущему состоянию, а по дате включения в программу. Это не всегда оправдано.

АКЦЕНТЫ
О школьных стадионах
— По моему глубокому убеждению, нам необходимо разработать программу по строительству школьных стадионов — по аналогии с теми, что действуют по окнам и кровлям. Сколько я видел стадионов на пришкольных территориях — они все нуждаются не просто в капитальном ремонте, а именно в перестройке. И суммы на это требуются довольно серьёзные. Многие территории поросли травой, там давно нет ни беговых дорожек, ни прыжковых ям, ни достойных футбольных ворот или баскетбольных колец. Если уж мы говорим о здоровье нации, то это означает доступность спорта.
О лицее №185
— Есть у нас и своя притча во языцех — лицей №185. Это самый тяжёлый наказ, который перешёл с предыдущего созыва. Из-за проблем с грунтом школа стоит на стяжках. В 2019 году совместно с депутатами городского Совета мы добились выполнения проектных работ на сумму 15 миллионов рублей. Но проект получился очень дорогой — порядка 1 миллиарда 300 миллионов в ценах на февраль 2021 года. Это связано с определёнными особенностями земельного участка, на котором строительство типовой стандартной школы просто невозможно. Поэтому пришлось разрабатывать индивидуальный проект, очень красивое здание, но стоимость, конечно, получилась соответствующая. Тем не менее перспективы прослеживаются. В бюджет Новосибирской области 2022–2024 годов должно быть включено соответствующее финансирование. Срок строительства — 2022-2023 годы.
Об обманутых дольщиках
— Думаю, массовой угрозы заметного увеличения числа обманутых дольщиков сегодня нет. На рынке работают в основном достойные застройщики, плюс сыграл свою роль переход на эскроу-счета, теперь обмануть людей стало намного сложнее. Но я бы хотел, опираясь на свой опыт работы в ассоциации обманутых дольщиков, ещё раз обратиться к покупателям жилья. Проверяйте компанию-застройщика: насколько она легитимна, действует ли в соответствии с законом. Не бойтесь обращаться в департамент строительства мэрии, в минстрой региона. Консультируйтесь у юристов для изучения договоров. И никогда не покупайтесь на дешевизну, на схемы по предварительным договорам, по векселям. Сейчас существует только одна законная схема — это договор долевого участия и эскроу-счета. Всё. Чрезмерная дешевизна ещё никогда до добра не доводила.
Об уборке города
— Я не специалист в сфере благоустройства, но замечаю, что за последние года три действительно усугубились проблемы зимней уборки, особенно это касается тротуаров. И пыли весной на самом деле больше стало. Необходима специализированная техника для уборки — это абсолютно точно. Мне кажется, что где-то нарушились какие-то алгоритмы, нужно в чём-то менять процедуру самой работы. Возможно, в свете критических замечаний для ряда ответственных лиц наступят определённые последствия. Но я бы не стал эту проблему сильно политизировать или обвинять одних только чиновников. Многое зависит и от культуры самих жителей — например, парковка на газонах или несанкционированные свалки.
Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА
back
up