Приоритеты неизменны
Бюджет Новосибирской области на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов остаётся социальным, программным и инвестиционным.
Согласно проекту бюджета в 2022 году и плановом периоде 2023-2024 гг. будут увеличены расходы на образование.
Показатели бюджета сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2022 год и плановый период 2023-го и 2024 годов, учитывающего восстановление экономики региона и закладывающего на ближайшие три года устойчивые темпы экономического роста.
В прогнозе учитывается ежегодное увеличение валового регионального продукта более чем на 7%, рост индекса промышленного производства на 7%, повышение реальных располагаемых денежных доходов населения на 2-3%.
Объёмы доходов в абсолютном выражении составят в 2022 году — 216 764 млн руб., в 2023 году — 211 684 млн руб. и в 2024 году — 225 684 млн руб. В 2022 году основную долю в доходах бюджета традиционно будут занимать налог на прибыль организаций — 28,6% и налог на доходы физических лиц — 22,8%. Законопроект предусматривает поступательное увеличение доли налога на прибыль в бюджет до 31% и налога на доходы физических лиц до 25% к 2024 году.
Сокращение доли безвозмездных поступлений, формирующих доходы за счёт межбюджетных трансфертов в виде дотаций, субсидий, субвенций и т. д., поступающих от других бюджетов бюджетной системы, с 21,7% в 2022 году до 15,8% в 2024 году оценивается положительно и свидетельствует о стабильности бюджета и росте его финансовой независимости.
Расходы бюджета на 2022 год запланированы в объёме 224 920 млн руб., на 2023 год — 217 626 млн руб., на 2024 год — 231 176 млн руб. Что касается анализа расходов, то наблюдается тенденция к их наращиванию в части расходов на образование, культуру и кинематографию и социальную политику, что говорит о социальной направленности областного бюджета.
Так, в 2022 году сумма расходов областного бюджета Новосибирской области по статьям: образование, культура и кинематография, здравоохранение, социальная политика, физическая культура и спорт — составит 151 857 млн руб., или 67,5%; в 2023 году — 145 402 млн руб., или 66,8%; в 2024 году — 149 057 млн руб., или 64,5%.
Согласно законопроекту бюджета в последующие два года структура распределения средств бюджета в целом останется неизменной, кроме резкого сокращения межбюджетных трансфертов, выдаваемых другим бюджетам бюджетной системы. Их доля сократится с 7% в 2022 году до 2% в 2024 году.
Распределение бюджетных ассигнований по основным государственным программам на период 2021–2024 г. г., млн руб. | ||||
Наименование | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
Государственная программа Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодёжи в Новосибирской области» | 43 030 | 45 329 | 45 222 | 46 602 |
Государственная программа Новосибирской области «Развитие здравоохранения Новосибирской области» | 35 911 | 37 560 | 38 118 | 38 625 |
Государственная программа Новосибирской области «Социальная поддержка в Новосибирской области» | Х | 42 983 | 42 902 | 44 413 |
Государственная программа Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области» | 43 143 | Х | Х | Х |
Государственная программа Новосибирской области «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области» | 26 353 | 13 374 | 12 154 | 12 476 |
Государственная программа Новосибирской области «Управление финансами в Новосибирской области» | 20 196 | 20 086 | 11 537 | 10 212 |
Так, в 2022 году они составят 2 943 млн руб., или 1,31%; в 2023 году — 3 792 млн руб., или 1,74%; в 2024 году — 4 415 млн руб., или 1,91%.
Наблюдаемая тенденция связана с необходимостью обеспечения снижения долговой нагрузки на бюджет Новосибирской области, исполнения долговых обязательств в срок и в полном объёме.
Расходная часть бюджета характеризуется высокой долей (94%) программных расходов. Если говорить в целом о прогнозах, касающихся объёмов расходов областного бюджета Новосибирской области, следует упомянуть о существовании рисков, негативно влияющих на плановые расходы на 2022–2024 гг.
К таким рискам можно отнести: высокий темп инфляции, приводящий к росту расходов на закупку товаров и услуг; изменения бюджетной политики РФ в части перераспределения дополнительных полномочий на уровень субъектов.
Согласно законопроекту, бюджет планируется быть дефицитным в течение 2022 года и всего планового периода. Однако в бюджете заложено снижение дефицита с 8 156 млн руб. в 2022 году до 5 942 млн руб. в 2023 году и 5 492 млн руб. в 2024 году.
Верхний предел государственного внутреннего долга Новосибирской области, регулирующий предел заимствований, ограничен в 2022 году 56 920 млн руб., в плановом периоде заложен рост данного показателя на 9% ежегодно. Структура государственного долга в основном представлена бюджетными кредитами, доля которых в 2022 году составляет 42,2%, а также эмиссией государственных ценных бумаг (31,6%).
В целом можно сделать вывод, что бюджет Новосибирской области на 2022 год и плановый период 2023-го и 2024 годов обеспечит финансовую базу для реализации приоритетных направлений социально-экономического развития территории: создание условий для развития человеческого капитала и социальной сферы; развитие конкурентоспособной экономики с высоким уровнем предпринимательской активности и конкуренции, а также формирование современной и безопасной среды для жизни.