08.11.21

Игры, в которые играют люди

Волонтёрская экспедиция собрала народные игры в сёлах Новосибирской и Томской областей — и в них уже играют дети.

Народные игры в Новосибирском областном колледже культуры и искусств используются и в образовательном процессе, и на практике.

Цифровая эпоха приручила наших детей к гаджетам, прочно привязала к виртуальному миру и оставила дома на диване даже в самые солнечные дни. Как доверить новым поколениям планету, если они уткнулись в экраны, сетуют старшие. Способность младших ориентироваться в море информации очевидна, но как быть с воплощением творческих идей, решением масштабных задач и самостоятельностью в большом реальном мире. Народные игры, известные нам с детства — лапта, чиж, ручеёк, бабки, классики, третий лишний  — сегодня обретают вторую жизнь.

Донести до молодых

Организаторы этого проекта считают: пора возвращать детворе и молодёжи народные игры, ведь они дают необходимое движение, навыки коммуникации и способствуют творческим поискам. Инициатором Сибирской волонтёрской экспедиции «Игры и традиции народов России» по сбору народных игр в сёлах выступил Центр русского боевого искусства «Русский щит». Этой межрегиональной общественной организации в нынешнем году исполнилось 30 лет. По словам Дмитрия Семёнова, председателя правления МОО «Центр русского боевого искусства “Русский щит”», дружба кулачников и фольклористов началась после того, как судьба свела их с известным собирателем фольклора Вячеславом Асановым. Первые слёты фольклорных коллективов положили начало фестивалю традиционной воинской культуры «Где стоишь — там поле Куликово». Много лет центр проводит областные народные праздники и гуляния, фестивали военно-патриотических клубов, а с недавних пор и спартакиаду «Молодецкие игры», среди видов которой — учебный бой на шашках, шапочный бой, перетягивание каната, гиревой спорт, стеношный бой и силовая эстафета.

В 2020 году при поддержке Министерства культуры РФ и министерства культуры Новосибирской области центр организовал творческую мастерскую «Молодецкие игры народов России», по заявкам районов области было создано 25 опорных площадок, развивающих идеи проекта при поддержке районных отделов культуры, образования и спорта.

Снято 11 фильмов, в том числе методических, а также издан сборник «Молодецкие игры России». И вот теперь новый проект — Сибирская волонтёрская экспедиция «Игры и традиции народов России».

— Когда мы поехали в экспедицию, нам говорили: всё уже собрано, вы ничего интересного не найдёте. Но оказывается, наша область безгранична на таланты и традиции. С таким теплом нас встречали люди и делились своими воспоминаниями! Мы с удивлением узнавали, что во многих школах, особенно в области, до сих пор играют в лапту, ручеёк, третий лишний и другие народные игры. В Колыванском районе мужчина 84 лет (его даже дедом не назовёшь — крепкий, жизнерадостный человек) показывал нам, как они ходили стенка на стенку, — рассказывает Дмитрий Семёнов. — Про народные игры можно говорить бесконечно, они очень многое дают для становления человека. Теперь наша задача донести эти игры и традиции до молодёжи. Я считаю, патриотическое воспитание должно начинаться с традиционной культуры, через народные игры. Если человек не знает своей культуры, он без уважения относится и к чужой.

В экспедицию за лаптой

Фольклорно-этнографический проект «Новоград».

За народными играми в сёла и деревни отправились фольклористы, волонтёры культуры, преподаватели и студенты Новосибирского областного колледжа культуры и искусств (НОККиИ). Участники экспедиции опросили более 50 носителей традиционной культуры. Среди тех, кто делился рассказами об играх своего детства, были русские, украинцы, немцы, белорусы, татары, мордва. В одном только селе Малышево во встрече участвовали хранители традиционной культуры русского, татарского, марийского и немецкого народов.

В татарской деревне Юрт-Ора Колыванского района волонтёрам показали игру в кости, по традиции в неё играли и дети, и взрослые обоего пола. Для игры брали папаяк — крупные суставы задних конечностей животных (баранов или свиней). На ровной поверхности в ряд выставляли 8–10 костей, самая крупная из них — хан — была окрашена в красный цвет или обвязана красной лентой; тот, кто сбивал большее количество костей, становился победителем.

«Мне было очень интересно поучаствовать в экспедиции. В той же Юрт-Оре есть музей, где нам рассказывали о быте чатского татарина и показывали игру “Бег с коромыслом”, а в Зырянском районе Томской области мы видели традиционный свадебный обряд во время экспедиции, и это было круто», — рассказывает Владислав Синяговский, студент 4-го курса НОККиИ. Сам он из Краснозёрского района, признаётся, что до поступления в колледж не пел и не играл, но на первом курсе увлёкся, освоил балалайку, учится играть на гуслях и гармошке, мечтает «нести фольклор в массы». И в профессии он человек неслучайный — обе бабушки Владислава поют в фольклорном ансамбле.

Владислав Синяговский с коллегами по проекту. 

3 000 км проехала экспедиция за сентябрь и октябрь, посетила 25 сёл и деревень, 10 музеев.

Волонтёры проехали четыре района Новосибирской области, побывали в Сузунском, Колыванском, Карасукском и Куйбышевском районах, выезжали и в два района соседней Томской области.

— Сказать, что мы нашли очень много нового, нельзя, но были какие-то поправки на локальные варианты, — рассказывает Елизавета Доронина, преподаватель фольклорно-этнографической секции отделения народно-певческого искусства НОККиИ. — Допустим, известная игра третий лишний селе Горбуново Куйбышевского района имела дополнения к правилам: если догоняющий уставал, он мог предложить убегающему переговоры. Ещё в селе Рождественское записали игру «Зайка-чебыряйка» украинского происхождения, которую мы знали по соседним регионам, но в нашем не записывали. Это музыкальная игра с интересной песенкой-считалочкой и прыжками через положенные крест-накрест рогатины. Нам её спели бабушки, а потом вспомнили, что сами в последний раз играли в неё 20 лет назад. По итогам этой экспедиции создаётся методический сборник с народными играми, и мы уже в своей работе на отделении их активно используем. Провели опрос студентов — оказалось, что многие из этих игр они знали по-своему относительно недавнему детству. Ещё выяснилось, что в деревнях, где с интернетом плохо, в уличные игры играют больше, а где он лучше — там играют меньше, и, хотя какие-то уличные активности остаются, они, к сожалению, не в том виде и объёме, в каком бытовали в нашем детстве.

Играем вместе

Игра «Штандер», записал студент 3-го курса заочного отделения НОККиИ Александр Давыдов в селе Заречье Венгеровского района Новосибирской области:

Подвижная игра, играли в основном на улице в тёплое время года, возраст участников — от 6 лет и старше. Количество игроков — от 3 человек и более. Оборудование: мяч. Игроки становятся кругом, по считалке или любым произвольным образом выбирается первый игрок, который подбрасывает мяч в воздух и одновременно выкрикивает имя любого игрока из круга. Названный становится водящим и должен поймать мяч, в это время все остальные разбегаются как можно дальше. Поймав мяч, водящий замирает на месте и выкрикивает: «Штандер, стоп!» Игроки должны незамедлительно остановиться. Затем водящий (на своё усмотрение) выбирает любого из играющих и на глаз определяет, сколько и каких шагов нужно сделать, чтобы подойти к нему максимально близко. Например: 10 утиных шагов, 2 великанских и ещё 3 шага задом. Преодолев расстояние указанным образом, водящий бросает в выбранного соперника мяч.

Если бросок был точным, то игра начинается заново: прежний водящий подкидывает мяч и выкрикивает имя того, в кого попал, теперь уже тот должен ловить мяч и кричать «Штандер, стоп!».

Если же водящий промахивается, то, пока он ловит мяч, все игроки должны успеть стать кругом в первоначальном месте. В процессе их движения в круг водящий может попытаться выбить любого из них, и тот, в кого он попал, становится новым водящим. Если промахнулся — остаётся водить ещё раз.

Шаги в игре могут быть: утиные — игрок переставляет ноги одну за другой, примыкая пятку к носку; лягушачьи — игрок прыгает вперёд, сомкнув ступни; великанские — игрок делает очень широкие шаги. Мяч нужно подбрасывать строго вверх и как можно выше, кидать мяч специально в сторону запрещено. После того как водящий прошёл путь названными шагами, независимо от того, дошёл он или уже обошёл выбранного игрока, он не имеет права разворачиваться, даже если игрок-мишень оказался за его спиной.

Возвращение в детство

В колледже работает фотовыставка, рассказывающая о том, как проходила экспедиция.

Народные игры для детей и подростков — лучшее средство разогреть аудиторию, снять напряжение и подружить. Местом действия могут быть клубные мероприятия, спортивные соревнования, переменки в школе, просто двор или улица. Записанные волонтёрами экспедиции игры вошли в сборник «Игры и традиции народов России, проживающих в Сибири», он сейчас готовится к изданию. После печати сборник передадут в районы области; кроме того, авторы проекта обещают выложить в открытый доступ электронную версию. «Так традиция, которую наши преподаватели и студенты записали в экспедиции, вернётся в село, и не только, у неё появится шанс на второе рождение», — говорит Елена Конева, заведующая фольклорно-этнографической секцией отделения народно-певческого искусства НОККиИ.

Поздравляя участников экспедиции, заместитель министра культуры Новосибирской области Юрий Зимняков отметил, что проект состоялся при поддержке Российского фонда культуры — авторы участвовали в конкурсе и выиграли грант в рамках федерального проекта «Творческие люди» нацпроекта «Культура».

Подведение итогов Сибирской волонтёрской экспедиции «Игры и традиции народов России» проходило в концертном зале НОККиИ с участием фольклорно-этнографического проекта «Новоград».

— Мы благодарны всем, кто принял участие в проекте. В нашей программе были семинары по внедрению народных игр, но, когда выходили ребята-студенты в красивых костюмах, играла гармошка и звучала песня, начинался настоящий праздник, — говорит исполнительный директор проекта Сергей Бородин. — Во Вьюнах получилось совершенно спонтанно: мы шли из Дома культуры и заглянули в школу — там само собой началась игра. Вся школа участвовала: со старшими классами проводили вечёрочные и молодецкие игры, а волонтёр проекта Анатолий Васильевич Евдокимов играл с младшими детьми. Это очень увлекательное дело — народные игры. Для меня самого совершенно по-иному раскрылась лапта: в каких бы мы ни были сёлах — украинских, русских, татарских, казахских, чалдонских, — везде нам рассказывали про неё. Как только появлялись проталины, все выходили играть в лапту — и дети, и родители, и бабушки с дедушками. Мячик делали из шерсти животных и играли до тех пор, пока его было видно. Но с началом сельхозработ было не до игр, и так пока не убран урожай… Все эти игры мы собирали не для того, чтобы положить на полку. Областной центр русского фольклора и этнографии поделился с нами своими материалами. Работать над сборником нам помогает Новосибирский государственный университет, много сил вложила в обработку этих материалов Елизавета Вячеславовна Доронина. Благодарю всех участников! И надеюсь, что новосибирские дети, в городе и области, начнут играть в эти игры и проведут за ними немало счастливых часов.

Марина ШАБАНОВА | Фото Александра ГРИБАКИНА
back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика