25.10.21

Вопросы к «Большому Брату»

Комплексы фото- и видеофиксации отлично справляются с задачей штрафных сборов. Но улучшают ли они реальную ситуацию на дорогах?

Всего на дорогах региона действует 180 комплексов — в том числе 82 стационарных, 85 передвижных и 13 мобильных.

Проблему функционирования автоматических комплексов фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения комитет заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике в очередной раз затронул на выездном заседании в Колывани. Почему у депутатов периодически возникают сомнения в эффективности работы дорожного «большого брата»?

Установкой, обслуживанием и модернизацией технических средств фото- и видеофиксации, передачей, защитой, а также мониторингом данных занимается ГКУ Новосибирской области «Центр организации дорожного движения». Как рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства НСО Анатолий Костылевский, всего на дорогах региона действует 180 комплексов, в том числе 82 стационарных (к 2024 году будет 93), 85 передвижных и 13 мобильных. По оценке министра, автоматическими комплексами за 9 месяцев 2021 года было зафиксировано 87,5% от общего числа нарушений, также отмечается положительное влияние этих технических средств на снижение мест концентрации ДТП и повышение безопасности на дорогах региона.

Начальник ЦОДД Вячеслав Трещев добавил, что, помимо действующих комплексов, свой вклад в улучшение обстановки на дорогах вносит и использование около 230 активных муляжей, которые практически неотличимы от реально работающих камер. Локации установки комплексов определяются в ходе анализа дорожной обстановки и мест концентрации ДТП, а также при определении участков, представляющих потенциальную опасность. Комиссия по безопасности дорожного движения при правительстве НСО уже определила дополнительные 20 мест для установки комплексов фото- и видеофиксации, которые будут смонтированы до конца года.

Отдельный повод для гордости и надёжное обоснование правильности данного направления — сумма штрафов, взыскиваемых при помощи автоматических комплексов. Если в 2013 году по всей области так собрали только 130 миллионов рублей, то за 9 месяцев текущего года — 1 миллиард 172 миллиона.

Снижается и статистика аварийности: по данным ГИБДД по Новосибирской области, за те же 9 месяцев в регионе произошло на 28% меньше ДТП, количество погибших в авариях, по сравнению с прошлым годом, пока меньше на 12%. Казалось бы, какие тут могут быть вопросы? Практика замечательная, работающая, продолжает развиваться и масштабировать. По словам Вячеслава Трещева, бюджет ЦОДД на 2022 год составит 443 миллиона рублей, из которых только 48 миллионов пойдёт на оплату труда сотрудников центра, более 100 (!) миллионов — на почтовые услуги (рассылку «писем счастья» водителям), а остальное — на новые комплексы фиксации нарушений. Получается, что ЦОДД окупает себя втрое, ведь все деньги от штрафов остаются в регионе — они идут в дорожный фонд области.

ЦИФРЫ
1,172 млрд рублей штрафов собрано за 9 месяцев 2021 года с помощью комплексов фото- и видеофиксации в Новосибирской области. Для сравнения: в 2013 году было только 130 млн рублей.

С цифрами спорить довольно трудно, но есть один нюанс. Снижение количества ДТП и погибших в них уже несколько лет отмечается по всей России, но количество нарушений ПДД — скоростной режим, пересечение разметки и так далее — растёт пугающими темпами. Камеры лишь позволяют их выявить и оштрафовать виновных, но сами дорожные полицейские в числе факторов, влияющих на снижение аварийности, камеры либо вообще не называют, либо ставят их в самый конец списка — после разделения потоков движения, улучшения качества дорог и их освещённости, а также проведённой ранее реформы автошкол и системы подготовки водителей.

Понятно, что в перспективе никто не будет отказываться от столь солидного и стабильного источника дохода областного бюджета, но, по мнению депутатов, камеры видеофиксации нарушений не должны быть только карательной мерой. Они должны грамотно встраиваться в общую транспортную ситуацию на дорогах города и области. Тем более что с будущего года в Новосибирской агломерации должно начаться внедрение интеллектуальной транспортной системы (ИТС), которую курирует транспортный комитет заксобрания, и там мелочей нет. Камера ведь не живёт сама по себе, к ней в довесок идёт, как правило, знак ограничения скорости, чтобы было за что штрафовать. А снижение или увеличение скорости на отдельных участках транспортной системы может приводить к сбоям и коллапсам в целом.

— Сегодня мы в очередной раз увидели, что система фото- и видеофиксации вызывает много вопросов и у депутатского корпуса, и у жителей региона, — отметил председатель транспортного комитета Майис Мамедов. — Нужно ли нам такое количество камер, что это нам даёт? Если полученные деньги идут на развитие, чтобы уменьшить число пробок, ДТП, — тогда, пожалуйста. Но, как мы видим, пробки не уменьшаются. Сокращение аварийности — тоже вопрос спорный. Получается, в какой-то степени это побор: собираются деньги, а заметных улучшений люди не видят. Мы снова вернёмся к этому разговору в январе 2022 года, чтобы рассмотреть вопрос в рамках всей дорожно-транспортной системы. Я надеюсь, что правительство области услышало позицию комитета и мы увидим начало комплексного решения проблемы.

Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Александра ГРИБАКИНА
back

Новости  [Архив новостей]

up