19.10.21

Новосибирск в мои планы не входит

Шесть выпускников новосибирских школ — о том, почему они уехали учиться в другие города, и о том, что может заставить их вернуться.

Основная тенденция внутренней миграции в России — это переезд населения из восточной и северной частей страны в европейскую (прежде всего, в Москву и Санкт-Петербург) и в южные регионы (в лидерах Краснодарский край).

В Новосибирской области, по данным Росстата, в 2019 году миграционный прирост составил 10 368 человек, а в 2020-м, который не очень показателен из-за коронавируса, — всего 2 000 человек.

Да, Новосибирская область — один из немногих регионов, в которых наблюдается миграционный прирост, однако при сравнении с приростом Москвы и Санкт-Петербурга проблема непривлекательности Новосибирска становится очевидной. В третий по населению город страны не очень хотят ехать, а недавние заявления о необходимости строить в Сибири новые города и периодически всплывающая тема переноса столицы в Новосибирск доказывают: проблема с миграцией «из Сибири — в Москву» серьёзная.

Около четверти внутренних мигрантов — люди от 15 до 25 лет, то есть молодёжь, считающая, что за образованием и работой надо ехать в лучшие места.

Не претендуя на социологическую корректность, мы опросили шесть выпускников новосибирских школ, которые получают высшее образование в других городах. Попробуем узнать, почему им не интересен Новосибирск и можно ли сделать его привлекательным.

Почему вы решили получать высшее образование не в Новосибирске?

Варвара, 17 лет, выпускница «Гимназии №1» (Москва, МГУ, специальность «фундаментальная и прикладная лингвистика»):

— В 9-м и 11-м классах я становилась призёром Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, и это позволяло поступать без вступительных экзаменов на бюджет в любой вуз страны по направлению олимпиады. Наверное, помимо объективных и рациональных критериев (место вуза в рейтинге, образовательные лагеря с преподавателями вузов, количество знакомых студентов), сильное влияние оказали и более эфемерные вещи — а именно негласный авторитет московских вузов в моём круге общения: мол, если на лингвистику, то только МГУ или ВШЭ.

Егор, 21 год, выпускник гимназии №9 (Москва, НИУ ВШЭ, специальность «востоковедение»):

— Изначально я как раз хотел поступить в университет в Новосибирске. Лингвистика, которая меня интересовала, хорошо преподавалась в НГУ и НГПУ. В последний я и поступил, но уже на другую, не интересную мне специальность, так как плохо сдал ЕГЭ. За год я съездил в Москву и Петербург, поразился их красотой и масштабом и вдохновился примером друзей, которые туда уже переехали и были довольны. Я хорошо пересдал ЕГЭ и, досконально изучив вопрос, поступил на «востоковедение» во ВШЭ в Москве. Прошло два с половиной года, и сейчас я понимаю, что решение поступить в Москве, пусть даже ценой пересдачи ЕГЭ и «потери» одного года, было одним из лучших в моей жизни.

Анастасия, 21 год, выпускница лицея №12 (Санкт-Петербург, СПбГУ, специальность «конфликтология»):

— По целому комплексу причин. Во-первых, конечно, у меня была эта ванильно-подростковая мечта о переезде в Санкт-Петербург. Во-вторых, я понимала, что уровень образования там будет выше, чем в Новосибирске. Кроме того — выше уровень жизни, больше возможностей развиваться и проводить свободное время, общаться, а впоследствии и работать.

Елизавета, 20 лет, выпускница лицея №22 (Университет Амстердама, специальность «экономика и бизнес»):

— Для меня не стоял вопрос: Новосибирск или другой город России. Я хотела получить высшее образование за рубежом. Всегда был интерес пожить в другой стране и культуре, выучить ещё язык или два, оказаться в интернациональной среде. У меня есть много вопросов к структуре высшего образования в России: несильно выраженный акцент на критическое мышление, смещение фокуса на зубрежку материала, а не его понимание. Так что вузы Новосибирска никогда не входили в мои планы!

Демид, 21 год, выпускник лицея №22 (Санкт-Петербург, ИТМО, специальность «прикладная математика и информатика»):

— Хотя я и считаю, что НГУ — хороший университет на фоне остальных нестоличных вузов России, для меня он не входит в топ-5 высших заведений, где учат программированию и математике, а другие Новосибирские вузы даже не стоит рассматривать. В этом плане ИТМО, куда я поступил, точно лучше. Также меня совершенно не привлекало месторасположение НГУ — не хочется жить в Академгородке, на отшибе посреди леса. А вообще, если есть возможность в 18 лет переехать в другой город, ею стоит воспользоваться: ты меняешь обстановку, что полезно, получаешь новый опыт и иные возможности. В Петербурге, помимо очевидной ухоженности города и его красоты, этих возможностей больше.

Александра, 21 год, выпускница частной школы «София» (Ванкувер, Vancouver Film School, специальность Foundation Visual Art and Design, Film Production):

— Я хотела поступить на режиссёра кино и выбрала Канаду, потому что в Новосибирске просто нет вузов, которые могли бы предложить тот уровень образования по моей специальности, который я бы хотела, а в VFS он один из лучших в мире.

Какие у вас планы на дальнейшую жизнь и карьеру? Входит ли в них Новосибирск?

Варвара:

— Конечно, я планирую время от времени возвращаться в Новосибирск. Он, и в особенности Академгородок, дорог мне как место моего детства, но жить постоянно я больше там не планирую. Я хочу связать свою жизнь с описанием малых языков Центральной Америки. Позже, возможно, — с теорией и преподаванием в университете. Поэтому Новосибирск не то чтобы не удовлетворяет моим амбициям, скорее просто не то место, откуда «удобно» заниматься тем, чем хочется. А преподавать там, где никогда не учился, уезжая при этом в провинцию с более молодой лингвистической традицией, тоже нет смысла.

Егор:

— Я планирую жить и работать в Москве, Санкт-Петербурге или за рубежом. Новосибирск я буду посещать время от времени как родной и небезразличный мне город, однако жить там постоянно не хочу. Это скучно и заставляет упускать все те возможности, впечатления и события, которые дают Москва и Петербург.

Анастасия:

— Сейчас я размышляю, куда мне поступать в магистратуру. Возможно, это будет Санкт-Петербург, возможно, попробую обучение за границей. Новосибирск в мои планы входит только как место, куда я приезжаю увидеться с семьёй пару раз в год.

Елизавета:

— Нет, пусть и немного неловко признаваться в том, что родной город не входит в мои планы на дальнейшую жизнь. Моя учёба заканчивается через год, и в первую очеред, я буду искать работу в Амстердаме, где и учусь. Чувствую, что мои знания больше заточены для этой среды. И в целом на данном этапе я ощущаю, что хочу остаться здесь. Из городов в России вариант только один — Москва.

Демид:

— Ближайшие пару лет планирую жить в Петербурге, я к нему уже привык, мне здесь комфортно, у меня появились друзья, заведения, которые мне нравятся. Не исключаю возможность переехать в Москву — столицу нашей родины с хорошим благоустройством и удобным общественным транспортом.

Александра:

— Новосибирск в планы точно не входит… Тут просто нет карьерных перспектив для меня.

Что должно произойти, чтобы вы вернулись жить и работать в Новосибирск?

Варвара:

— Поскольку мои жизненные планы мотивированы не низким уровнем жизни в Новосибирске, а моими научными интересами, то, для того чтобы вернуться, я должна начать заниматься языковыми меньшинствами Сибири:) И то, пожалуй, Новосибирск в этом смысле не самое подходящее место — есть более привлекательные в плане этнического разнообразия регионы: ХМАО, Красноярский край, Иркутская область, не говоря уже о национальных республиках.

Егор:

— Должно появиться больше интересных и красивых мест: парков, музеев, кафе, клубов. А также высокооплачиваемых рабочих мест. Должно появиться больше сильных вузов. Нужен развитый общественный, железнодорожный и авиатранспорт, чтобы можно было в любое время с комфортом перемещаться по городу, а в выходные — поехать или полететь куда-то недорого, как всё это можно сделать в Москве. Больше льгот, больше поддержки от государства. Московские студенты платят за проезд в полтора раза меньше новосибирских, при этом москвичам доступен в разы более развитый и комфортный общественный транспорт. Как же так?

Анастасия:

— Наверное, в одной из альтернативных вселенных такое возможно. В той вселенной Новосибирск перестал быть депрессивным серым городом. В нём создана инфраструктура для людей, а не для автомобилей; пробку на Большевистской разгружают не очередным платным мостом за «миллиард денег», а развитием общественного транспорта и открытием новых станций метро. В этом альтернативном Новосибирске много зелени, в нём доступная, инклюзивная среда. В нём нет орущей рекламы. В этом Новосибирске качественное высшее образование, развиваются общественные пространства, внедрён раздельный сбор отходов. Монстрацию в нём не запрещают, а гордятся ею. Я люблю Новосибирск, я родилась в нём и выросла, но это не тот город, в котором хочется жить. Потребуется много лет, чтобы что-то изменилось в лучшую сторону, и, увы, это зависит даже не от региона, а от центра.

Елизавета:

— Мало что приходит на ум. У меня достаточно тёплое отношение к Новосибирску. Но есть много фундаментальных вещей, которые не могут измениться в ближайшие годы и к которым мне не хочется вновь привыкать. Пыль, грязь, климат, неразвитый общественный транспорт, нарастающая автомобилизация, небольшое количество парков и мест для прогулок. Хочется всего этого избежать, поэтому не думаю, что какие-то факторы могут поменять моё мнение.

Демид:

— Пока меня не было в Новосибирске, он в чём-то поменялся к лучшему: появились хорошие места, а центр летом выглядит даже привлекательно, за исключением беды с освещением по вечерам. Но я очень сомневаюсь, что Новосибирск станет значимым городом в рамках страны и уж тем более Европы. Невероятно приятно жить в городе, в котором чувствуется жизнь, который знают. Новосибирск, даже если мы абстрагируемся от плохой архитектуры, которую всё-таки можно полюбить, отталкивает от себя своей ненужностью. Мне вообще кажется, что Новосибирск во многом развивается не за счёт усилий властей, а только за счёт бизнеса и частных проектов. И если в городе появится какой-то интересный IT-стартап, я допускаю, что вернусь; хотя в такую перспективу я слабо верю.

Александра:

— Если в Новосибирске вдруг начнут снимать более-менее приличное кино. То есть никогда.

Как бы ни было печально читать эти почти что эпитафии нашему городу, разумно выделить основные причины «утечки молодёжи» и оценить их серьёзность.

Разумеется, первая причина оттока абитуриентов — отсутствие в городе высококлассных университетов. В авторитетном международном рейтинге университетов QS единственный новосибирский вуз, занимающий в нём более-менее приличное место, — НГУ. В последнем издании рейтинга он расположился на 246-м месте, уступая в России лишь МГУ и СПбГУ. Но один вуз не создаёт академической среды и способен поддерживать высокий уровень преподавания лишь для определённых специальностей.

Некоторые специальности и вовсе не представлены в городе — например, пласт компетенций, связанный с кинопроизводством.

Достаточно важным, но, возможно, не таким очевидным критерием хорошего города является правильно организованный общественный транспорт. По данным центра моделирования транспортных потоков и транспортного планирования Simetra, Новосибирск находится лишь на девятом месте в России по качеству общественного транспорта. В методологию исследования входили критерии физической и ценовой доступности, эффективности сети, комфортности и безопасности. Кстати, по результатам исследования Нидерландской компании TomTom, Новосибирск входит в топ-10 городов мира с самыми загруженными дорогами. Обратили внимание, что многие студенты упомянули дороги и транспорт?

Экология и «зелёность» города также играют важную роль при выборе города для жизни. Как же с этим обстоят дела у Новосибирска? В рейтинге Минприроды России и Общероссийским народным фронтом за 2017 год, Новосибирск находится в нижней части, в категории «отстающие». А по данным Национального экологического рейтинга, составленного «Зелёным патрулем», Новосибирская область расположилась на 69-м месте. Что как не базовая потребность в чистоте, хорошей воде и воздухе, парках и природе вынуждает уезжать из Новосибирска?

В ответах всех респондентов прослеживается мысль об отсутствии у нашего города перспектив, активной жизни и должного уровня значимости.

Это приводит нас к самоисполняющемуся пророчеству: когда молодые люди не верят, что город будет развиваться, и уезжают, тем самым не допуская его развития. Проблема действительно существует и единственная долгосрочная надежда на её решение — закрытие базовых потребностей людей. И федеральной, и региональной власти стоит активно работать над качеством городской среды, помощью бизнесу и университетам, а не сетовать на молодёжь, которая якобы не любит свой город.

Арсений МАЗУРЕНКО, 21 год, выпускник лицея №22 (Москва, РГГУ, специальность «культурология»)
back

Новости  [Архив новостей]

up