08.06.21

Аллё, «Титаник»?

История затонувшего парохода, ироничное искусство к юбилею Лисицкого и билборды с картинами новосибирцев — какие выставки открылись или откроются на днях в Новосибирске?

Вячеслав Мизин — художник и один из сокураторов проекта «Эль — 130!».

С наступлением лета всё больше хочется гулять не в выставочных залах, а на улице. Получать эстетическое наслаждение и знакомиться с прекрасным можно и на открытом воздухе. Новосибирский художественный музей совместно с оператором наружной рекламы «Дизайнмастер» при поддержке министерства культуры Новосибирской области запустили проект «Art on Billboard» — выставку картин на видеоэкранах по всему городу. Сейчас на цифровых экранах наружной рекламы экспонируются произведения новосибирских художников. Свои работы для цифровой выставки предоставили Вадим Иванкин, Сергей Мосиенко, Михаил Паршиков, Евгений Молодин, Сергей Меньшиков, Михаил Карнаев, Михаил Казаковцев, Александр Жуков, Сергей Гребенников, Вера Беленькая, Сергей Беспамятных, Евгения Бабурина, Юрий Шепель.

Увидеть картины новосибирских художников можно на уличных экранах.

После 15 июля на билбордах разместят работы начинающих художников: кто удостоится такой чести — решит конкурс, заявки на участие принимаются до 1 июля на сайте проекта artonbillboard.ru. Жюри отберёт лучшие работы, а победителей конкурса определит открытое онлайн-голосование уже после размещения на уличных носителях. Завершающим этапом проекта «Art on Billboard» станет выставка в художественном музее, которая откроется 5 августа.

Уличная выставка — хорошо, но, согласитесь, искусство требует созерцательности, погружения и уединения, а это лучше всего достигается в стенах музея. Музеи Новосибирска подготовили интересную программу на лето. Сразу несколько выставок начинают свою работу на днях. 

Ностальгическая выставка в художественном музее «Мы родом из СССР».

9 июня, в 17:00, художественный музей открывает выставку «Мы родом из СССР» — работы новосибирских живописцев, графиков, скульпторов и фотографов, с известной ностальгией о прошлом. «Вопрос не стоит так: хорошим или плохим был ушедший в небытие Союз. Он был — и это факт. А мы, участники выставки, в нём жили, каждый своей жизнью. И сегодня мы вспоминаем о той жизни исключительно языком творчества», — говорит один из организаторов выставки, художник Сергей Мосиенко.

В экспозицию вошли более 50 произведений живописи, графики и скульптуры из фондов музея. Среди них — работы Александра Заковряшина, Натальи Нагорской, Ивана Попова, Василия Титкова, Анатолия Никольского и Владимира Копаева, скульптуры Николая Мартьянова, Владимира Телешева и Михаила Меньшикова.

Крушение парохода «Совнарком» стало одной из самых крупных водных катастроф в истории Обского бассейна. Но до сих пор в городе нет ни памятного знака, ни мемориальной доски.

10 июня, в 17:00, выставку «Титаник» о крупнейшей катастрофе на Оби представит Новосибирский краеведческий музей (Красный проспект, 23). 100 лет назад, в ночь с 9 на 10 мая, двухпалубный пароход американского типа «Совнарком», следуя из Барнаула в Томск, затонул в 200 метрах от правого берега реки Оби, ударившись о 4-ю опору железнодорожного моста. Катастрофа произошла во время первого срочного рейса навигации 1921 года, сообщает музей. Пароход вышел из Барнаула в Томск, имея на борту 14200 пудов пшеницы в мешках, дрова, и по разным данным, от 225 до 400 пассажиров. «Совнарком» затонул очень быстро – в течение 5 минут. Спастись удалось только 110 пассажирам, остальные погибли. Было проведено специальное расследование причин аварии, однако официальных данных о гибели парохода сохранилось крайне мало. В экспозицию вошли более 100 предметов — уникальных фотографий, архивных документов, подлинных вещей с затонувшего парохода. Выставка построена на коллекции НГКМ. Успейте увидеть, выставка работает до 4 июля.

В Музее связи Сибири много интересных экспонатов.

 

Филиал НГКМ Музей связи на ул. Советской, 33, приглашает на бесплатные экскурсии по выставке «День радио», при этом входной билет купить придётся (100 руб. — взрослый, 50 руб. — льготный). Бесплатные экскурсии проходят в июне по субботам и воскресеньям, в 15:00. Выставка, посвящённая 95-летию радиовещания в Сибири, открылась в мае. Взрослым будет интересно увидеть радиоприёмники, знакомые с детства, а детям узнать, какой непростой была жизнь без сотовых телефонов. Удивительная история хождения в народ изобретения Александра Попова в Новосибирске имела свои особенности.

 

Экскурсию по выставке «День радио» проводит Наталья Лифарь, заведующая филиалом НГКМ «Музей связи Сибири».

«Первая приёмопередающая радиостанция была создана в Закаменской части города, в 1921-м, высота мачты — 106 метров, работами руководил Андрей Знаткевич, служивший на легендарном крейсере “Аврора”, связь днём была такая плохая, что мешали даже мухи, и поверх наушников надевали шапки. А вечером эфир был чистый, можно было ловить сигналы из Америки и Франции. В 1924 году в Доме Ленина была создана широковещательная студия, её соединили со зданием Госоперы, ныне это театр “Красный факел”, чтобы вещать оперу для жителей. Это произвело настоящий фурор», — рассказывает Наталья Лифарь, заведующая филиалом НГКМ «Музей связи Сибири».

Фотография Ольги Игнатович из фондов Музея Москвы.

11 июня, в 15:00, в художественном музее стартует III фестиваль российской фотографии «ВМЕСТЕ», его центральное событие — выставка «Борис и Ольга Игнатович. Два лица войны. Фотографии из коллекции Музея Москвы», среди экспонатов — знаменитые кадры Освенцима при освобождении Красной армией в январе 1945 года. Сделаны они были женщиной-фотографом Ольгой Игнатович, а не её братом, как считалось ранее. Это одно из многих открытий, сделанных во время работы над выставкой, которая представляет широкой публике и специалистам неизвестные страницы истории отечественной фотографии. Экспозиция сопровождается подробными текстами к снимкам, являясь произведением не только искусства фотографии, но документом истории. Фестиваль «ВМЕСТЕ» также предлагает увидеть работы знаковых фотохудожников из регионов: документалиста Дмитрия Вышемирского из Калининграда; автора концептуальных портретов Николая Бахарева из Новокузнецка; дизайнера фотографических книг и художника, работающего с фотографией, Анатолия Семёнова из Москвы; выставка мультимедийных экспериментов на основе фотографии московской пары Екатерины Бубновой и Евгения Щеглова.

 

Фотография Андрея Лашкова, известного новосибирского фотохудожника, почётного члена Союза фотохудожников России.

Новосибирские авторы в этих диалогах участвует групповой выставкой «Новосибирск — город фотографов». Это первая из задуманных экспозиций, посвящённая истории фотографии Новосибирска. В неё включены произведения авторов 1970-2010-х годов, широко известных за пределами родного города, — тех, кто создал репутацию «Новосибирска фотографического»: Андрей Лашков с экспериментальной и репортажной фотографией 1970-1980-х; Евгений Иванов и концептуальная фотография 1990-2000-х; Эдуард Левен — фотограф-философ и представитель направления «искусство фотографического отпечатка» из эпохи 2000-х; Владимир Мартынов и эксперименты с выходом за пределы фотографического в виртуальное пространство современных технологий 2010-х годов. Экспозиция дополнена мультимедийной программой, представляющей избранные имена фотографов Новосибирска 2010-2020-х гг.

Если вы поклонник авангарда, стоит заглянуть в Центр культуры ЦК19, на ул. Свердлова, 13, к юбилею Эль Лисицкого здесь представили суперсовременный проект «Эль — 130!». Период экспонирования — до 4 июля. Выдающийся представитель русского авангарда, универсальный художник-изобретатель, дизайнер, фотограф, типограф и архитектор Эль Лисицкий оставил в Сибири заметный след. В Новосибирск после смерти художника, в 1941 году, были депортированы его жена и сын, здесь Софи Лисицкая-Кюпперс написала книгу о знаменитом муже, в нашем городе прошла полная и единственная в послевоенном СССР выставка. «Эль — 130!» не выставка работ и не ретроспектива Эль Лисицкого. Проект кураторов Вячеслава Мизина и Сергея Самойленко посвящён влиянию образов Лисицкого на развитие искусства, архитектуры и дизайна современности.

«Есть два визуальных образа русского авангарда, вошедших в плоть и кровь мировой культуры: чёрный квадрат и красный клин. Но если “Чёрный квадрат” Казимира Малевича как иконический визуальный образ остается на территории искусства в качестве референса, инструмента критики, рефлексии, то красный клин Эль Лисицкого “отвечает” за массовое производство и нашёл себе применение в самых различных сферах: от дизайна до рекламы, от комикса до телевидения, от интернет-мемов до гифок», — говорит Сергей Самойленко.

Вариации на тему архитектуры авангарда и Дома науки и техники (оперного театра). 

В экспозицию включены работы Открытого международного архитектурного конкурса «Миры Эль Лисицкого» (2012–2013), художественный проект с иллюстративной таблицей графических работ с «красным клином», а также целая серия фильмов, в том числе — документальный фильм Александры Архиповой «Эль. Фильм жизни» и работа московской студии «АБ» с кинематическими фантазиями на основе вертикальных небоскрёбов Лисицкого.

Одна из функций авангарда — сопротивление, слом старого. Надо как минимум над этим поиронизировать, — считает Вячеслав Мизин.

— Есть целая серия работ, посвящённых нашему оперному театру, точнее, Дому науки и техники — величайшему авангардистскому проекту 1920-1930-х годов. И мы тут позволили себе пошутить. Наш основной метод — Сибирский иронический концептуализм, поэтому есть лёгкая издёвка и над нынешним проектированием, и над архитектурой авангарда, которая в какой-то момент стала фетишем. Почему мы это делаем? Одна из функций авангарда — сопротивление, слом старого. Надо как минимум над этим поиронизировать, а уже потом что предложить. И в этом смысле кинематические небоскрёбы — хорошая идея. Во всяком случае, она будит фантазию, — говорит сокуратор выставки художник Вячеслав Мизин.

На выставке 17 июня, в 19:00, запланирована кураторская экскурсия Вячеслава Мизина и Сергея Самойленко. Кроме того, предполагается серия регулярных медиаций — прогулок-диалогов по экспозиции с координатором публичных программ ЦК19 Михаилом Харитоновым. Подробности и регистрация на события — в социальных сетях ЦК19 и в Timepad.

 

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

 

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up