26.05.21

Устав от наслаждения

В Новосибирске проходит неделя современного искусства ART WEEK. Фестиваль «Кризис наслаждений» — это своеобразный ответ эпохе потребления, когда нас трудно чем-то удивить.

 

Маргарита Морева у диджитал-костра.

Само пространство холла бывшего автоцентра «Лексус» на Большевистской, 119а, интересное своей авангардной архитектурой, как нельзя лучше отвечает главной идее фестиваля. Площади под экспозицию современного искусства организаторам фестиваля предоставил новый владелец здания — компания «Вега-Абсолют» перед тем, как заселить это пространство.

— Когда я впервые пришла сюда, здесь не было пола, лежали куски бетона, и я представила себе Парфенон — разрушенный храм искусств, — рассказывает куратор художников, создатель пространства и концептуального наполнения фестиваля Маргарита Морева. — Поэтому наши экспозиционные перегородки напоминают своды храма, и бетонные блоки, на которых стоят некоторые экспонаты, отсылают к древнегреческим руинам. И я себе представила, как в 3000 году археологи отроют из-под земли наш город. Что они могут найти? Какую информацию считать? Такой и увидит зритель нашу выставку.

На площади 700 кв. м разместились работы 30 молодых художников — инсталляции, живопись, фотографии, объекты art&science. Художники и перформеры — в основном из Новосибирска, или жившие когда-то в нашем городе, или как-то связанные с Сибирью.

Триптих Светланы Соловьёвой «Конфронтация».

Многие уже участвовали в событиях пятилетней истории ART WEEK в 2016 году. Среди постоянных участников — новосибирский скульптор Максим Александров, автор огромной головы из металлических конструкций, обтянутой мелкой кольчужной сеткой, которая стоит на входе, — посетители забираются внутрь, чтобы замереть в трансцендентном экстазе, сделать фото или даже потанцевать. Здесь всё напоминает о том, что за миром развлечений человек перестаёт видеть главное — происходящее вокруг, природу, себя… Гипсовые скульптуры людей Юлии Гольдман, больше похожие на корни или деревья, буквально возвращают зрителя в лоно природы. Хэдлайнеры из Москвы Ольга Максимова (ОММА) и Дишон Юлдаш предлагают опустить руку в керамическую чашу в виде цветка, а другой взяться за ключ, чтобы услышать, как звучит твоё тело, и ощутить гармонию.

Чаши симпатии Ольги Максимовой (ОММА) и Дишона Юлдаша.Известный московский художник Алексей Ланцев представляет два огромных полотна — «Ночь» и «Карменер» — где взгляд через рубиновый цвет вина переходит в мерцающие синие сумерки, написанные экспрессионистом на музыку «Альпийской симфонии» Штрауса. За углом, на картине Николы Питерского, спорят барнаульские врачи и чиновники (основано на реальных событиях — скандал имел место в разгар пандемии). У огромных витражей маленькие ангелочки вытворяют разного рода шалости, и видно, как плавится время на циферблатах без стрелок, — так исследует противоборство света и тьмы бывший новосибирский, а теперь московский художник Алексей Тетерин. И кажется такой знакомой позолоченная тележка из супермаркета, полная чёрных банок: «Маркетинг сожрал искусство» — работа художника под псевдонимом Эд Коте.

В отдельной комнате трещит диджитал-костёр, на «поленьях» которого угадываются кадры горящих лесов Сибири. «Эту инсталляцию особенно полюбили дети. Она напоминает нам о том, что мы много времени уделяем гаджетам, в то время как настоящая жизнь проносится мимо. И, приезжая на Алтай, смотрим на его красоты через телефон, поэтому и не остаётся это внутри нас, а нужно уметь наслаждаться здесь и сейчас», — рассказывает автор Маргарита Морева, инсталляция с костром — это её совместный проект с «Вегой-Абсолют».

На ART WEEK большая программа мастер-классов, лекций и вечерние выступления артистов.

Современное искусство из истории музейной должно стать открытой, яркой и привлекательной, тогда зритель будет частью процесса. Давайте играть в современное искусство, говорят организаторы, давайте создавать прямо у себя дома какие-то локальные выставки, творить что-то новое.

На мастер-классе от хореографа Алексея Нарутто «Современный танец. Принцип потока».

Стартовав 21 мая, фестиваль ART WEEK обещал 9 дней насыщенной программы и обещание своё держит: кроме экспозиции, лекций, воркшопов и мастер-классов днём, вечерами здесь проходят перформансы, концерты и спектакли. В день открытия камерный состав оркестра НГУ давал перфо-концерт современной академической музыки «Уязвимость«, а после Молодёжный драматический «Первый театр» показывал свой спектакль-текст «Грибы». В четверг, 27 мая, здесь состоится показ инклюзивного пластического спектакля «My way» новосибирского «Инклюзион. Театра», а 28 мая — концерт современного джаза в формате экскурсии от Варвары Убель. Подробности на сайте фестиваля

Экспозиция прекрасно вписалась в пространство бывшего автоцентра на ул. Большевистской, 119а. 

Историю «Кризиса наслаждений» развивает и современная хореография, её на фестивале много. В понедельник, 24 мая, московские артисты Алексей Нарутто и Ольга Тимошенко (Москва), лауреаты «Золотой Маски» в составе труппы театра «Балет Москва», показывали танцевальный медиа-перформанс «Тоннель памяти голодного лиса» — спектакль, посвящённый оттепели и её поэзии, был поставлен в Театре Наций.

— Всё, что вы здесь видите, было сделано за два с половиной месяца, — мы совершили невозможное. Нашли спонсоров, собрали художников и артистов. И это совершенно потрясающие люди. Антон Бунденко специально для нашего фестиваля создал art&science — возможно, первый в Сибири. Его интересные объекты мы сможем подарить городу и, вероятно, внедрить в городскую среду, — говорит продюсер фестиваля Катя Вагина.

Ещё несколько фото с фестиваля «Кризис наслаждений»

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА  
back
up