24.05.21

Землю не бросим

Инициатива спикера заксобрания Новосибирской области Андрея Шимкива по изменению федерального законодательства будет внесена в Госдуму.

Для собственников брошенные земли не являются «золотым» активом: рыночная стоимость одного гектара в НСО составляет от 500 до 2 000 рублей.

При Федеральном собрании РФ действует Совет законодателей, в который входят руководители региональных парламентов. Его основной задачей является координация действий федеральных и региональных законодательных органов государственной власти и создание единого правового пространства. В рамках Совета происходит и обсуждение наиболее острых вопросов, волнующих жителей страны.

С 2015 года в состав Совета законодателей входит председатель Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив, являющийся членом комиссии по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии.

Проблемы, актуальные для отдельных регионов или групп регионов, теоретически могут стать законодательной инициативой федерального уровня, но путь этот далеко не прост. Например, за последние несколько месяцев комиссия Совета законодателей по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии рассмотрела 73 законодательные инициативы регионов, но только восемь прошли отбор по внесению их на рассмотрение в Госдуму. Одним из таких законопроектов — по упрощению процедуры изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения — и стала инициатива заксобрания Новосибирской области и Андрея Шимкива лично. Она была поддержана комитетом заксобрания по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям и комиссией заксобрания по экологии. На очередном заседания комиссии Совета законодателей, прошедшем в формате видеоконференцсвязи, о сути предложений наших законодателей коллегам доложил заместитель председателя комитета заксобрания по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Денис Субботин.

По его словам, в соответствии с Гражданским и Земельным кодексами РФ, а также федеральным законом об обороте земель сельхозназначения, куда и предлагается внести изменения, процедура изъятия у собственника неиспользуемых земель крайне сложна. Во-первых, Россельхознадзор должен ежегодно, в течение трёх лет, устанавливать факт неиспользования земельного участка по целевому назначению и выносить предписания об устранении нарушений. Во-вторых, после факта неисполнения последнего предписания необходимо провести оценку рыночной стоимости земли и стоимости работ по её вводу в оборот, после чего обратиться в суд. В-третьих, для продажи земельного участка, в отношении которого есть решение суда, необходимо провести несколько этапов торгов. Таким образом, процесс изъятия и продажи земельного участка затягивается минимум на 4-5 лет, при этом у собственников неиспользуемых земель есть немало лазеек, помогающих им «обнулить» ситуацию и вновь запустить процесс изъятия. А например, по другому федеральному закону, с 2016 года от подобных проверок освобождены юрлица и ИП, у которых менее 100 работников и доход которых за календарный год составляет менее 7,8 миллиона рублей. А это большая часть предприятий и фермеров, которые как раз и забросили землю. Также нельзя изымать земельные участки, являющиеся предметом ипотеки, у собственника, который находится в процедуре банкротства. Пример — печально известный агрохолдинг «Радуга» в Кочковском районе, который уже более пяти лет находится в процедуре банкротства, а более 15 тысяч гектаров прекрасной плодородной земли стоят без дела и зарастают.

В Новосибирской области более 11 млн гектаров земель сельхозназначения, из которых 3,7 млн — пахотные земли. На начало 2021 года площадь неиспользуемой пашни в НСО составляет 954 тысячи гектаров, из которых 579 тысяч (60%) пригодны для введения в сельскохозяйственный оборот.

По словам Дениса Субботина, у многих наших сельхозпредприятий есть интерес по расширению своих угодий, но всё упирается в несовершенство законодательства:

— Конечно, все 579 тысяч гектаров не будут востребованы, есть земли удалённые, к тому же возврат земли в оборот — очень дорогое удовольствие, — отметил депутат. — Особенно если участок успел зарасти не только бурьяном, но и кустарниками или молодыми берёзами. Помимо этого, каждый год неиспользования обедняет землю, а значит, понадобится немало лет и внесённых удобрений, чтобы вернуть ей прежнее плодородие. Но, повторю, интерес у наших аграриев есть и эта проблема актуальна для многих регионов России.

В законопроекте, который после доработки поступит в Госдуму, новосибирские депутаты предлагают внести три изменения в федеральное законодательство. Отменить освобождение субъектов малого предпринимательства от проведения плановых проверок в рамках государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля. Установить более короткий срок подтверждённого мероприятиями неиспользования земель сельхозназначения, а также распространить механизм изъятия на земельные участки, являющиеся предметом ипотеки, и в отношении собственников, находящихся в судебной процедуре банкротства. Если наши предложения будут приняты, то это существенно упростит всю процедуру и позволит ввести в оборот миллионы гектаров земель в масштабах России.

Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА
back
up