09.04.21

Звёзды зажигают

Новосибирский театр оперы и балета открыл серию гала-концертов к своему 75-летию, празднование юбилея по всем известной причине проходит год спустя

Одна из самых утончённых балерин новосибирской сцены Ольга Гришенкова и солист Михайловского театра Эрнест Латыпов. Па-де-де из балета «Спящая красавица» в хореографии Н. Дуато.

Серия концертов организована в рамках проекта «Театр Победа», получившего поддержку Фонда президентских грантов и Министерства культуры РФ. Первый концерт состоялся 8 апреля c участием звёзд оперы и балета, ведущих солистов НОВАТа и музыкальных театров России.

Уникальное здание театра — гордость Новосибирска. Его начали строить в 1931 году как Дом науки и техники. По первоначальному проекту через сцену и трансформируемый зал гигантского сооружения должны были проходить колонны трудящихся с выходом прямо на Красный проспект. В середине 1930-х концепция изменилась — здание строили как театральное в стиле неоклассицизма и римские боги стали хранителями зала. Если бы не война, в августе 1941 года театр открыл бы свой первый сезон, но он стал хранилищем ценностей национального масштаба. Открытие состоялось 12 мая 1945 года. Так Победа и Театр стали для новосибирцев одним целым.

Представить публике юбилейные концерты театр готовился давно, они должны были состояться ещё в мае прошлого года, но пандемия отодвинула планы.

В программе были заявлены известные арии и ансамбли из классических опер и номера балетных шедевров. И приезд звёзд готовился особенно тщательно. Во времена пандемии всякое может произойти. Поэтому ожидание встречи было особенно волнительным.

Концерт открылся увертюрой к опере «Руслан и Людмила» в исполнении Симфонического оркестра Новосибирского театра оперы и балета. Всё первое отделение, оперное, за дирижёрским пультом стоял музыкальный руководитель и главный дирижёр Дмитрий Юровский.

Оптимистичное начало — каватину Розины из комической оперы «Севильский цирюльник» исполнила Василиса Бержанская, частая гостья НОВАТа, чей чудный голос сразу поднял планку вечера на недосягаемую высоту.

Солист Михайловского театра Дмитрий Головнин исполнил известную теноровую партию — ариозо Канио из оперы Руджеро Леонкавалло «Паяцы». Канио узнаёт о неверности жены, но вынужден идти на сцену в роли Паяца. Трагический клоун Головнина «паясничает», но плачет внутри.

Ирина Новикова, чьё блистательное сопрано украшает многие оперные спектакли НОВАТа, поёт полную драматизма и сложную вокально арию Тоски из одноимённой оперы Джакомо Пуччини. Драматургию гала-концерта выстраивал главный режиссёр НОВАТа Вячеслав Стародубцев

Прославленную арию «Кто может сравниться с Матильдой моей» — ариозо Роберта из оперы «Иоланта» — пел восходящая звезда новосибирской сцены Гурий Гурьев.

И снова о любви — Лауретта (Дарья Шувалова) из оперы «Джанни Скикки» Джакомо Пуччини поёт своему отцу о любви к Ринуччо.

И в первом отделении нашлось место балету. Исполняя фривольную песню Томского («Игрецкая») из оперы «Пиковая дама» Петра Чайковского, солист НОВАТа Алексей Зеленков сделал прыжок, достойный солиста балета. Рядом с ним на сцене солисты и мужской хор Новосибирского театра оперы и балета.

C каждым выходом сцена преображалась благодаря медиапроекциям художника Вадима Дуленко. Номер с красным стулом, сказали бы мы, но нет, это Жорж Бизе, опера «Кармен». Василиса Бержанская и хор Новосибирского театра оперы и балета исполняют Хабанеру, у знаменитой арии есть неформальное название — «Любовь — мятежная птица».

Новосибирская публика замирала в самые драматические моменты и восторженно принимала каждый номер — овации и крики «браво» слышались и в партере, и на ярусах.

Потрясающий, ударный финал второго действия оперы «Аида» Дж. Верди и завершение оперной части гала-концерта. Дмитрий Головнин (Радамес), Светлана Токарева (Амнерис), Ирина Новикова (Аида), Алексей Зеленков (Амонасро), Алексей Лаушкин (Рамфис), Николай Лоскуткин (Царь Египта) и хор Новосибирского театра оперы и балета.

Антракты в оперном сейчас такие, что можно успеть посетить открывшуюся недавно музейную экспозицию в фойе третьего этажа. Кстати, «Ведомости» собирают истории про старый музей НГАТОиБ и его легендарного хранителя Роберта Фёдоровича Майера. Если у вас есть что рассказать, звоните нашему обозревателю Наталии Дмитриевой (тел. 8-913-784-05-84).

Среди зрителей гала-концерта были замечены министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева и её заместитель Юрий Зимняков.

Разминка в антракте. Корреспонденты «Ведомостей» получили счастливую возможность побывать в перерыве за кулисами театра — спасибо пресс-секретарю НОВАТа Марине Ивановой! Мы смогли взять эксклюзивные блиц-интервью.

Солисты балета НОВАТа Роман Полковников и Анна Жарова в актёрском фойе.

Ведущая солистка НОВАТа, народная артистка России Анна Жарова.

Свой первый в жизни балет — «Щелкунчик» — Анна Жарова увидела в пять лет, и это определило её дальнейшую судьбу. Выпускница Новосибирского государственного хореографического училища (класс засл. арт. РФ Т. К. Капустиной), в труппе Новосибирского театра оперы и балета с 1997 года, репертуар её ведущих партий в классических и современных балетах столь же длинен, как список кораблей у Гомера.

«Для меня театр — второй дом. Если в первом моём доме — дети, то здесь рождаются спектакли и какие-то цельные произведения. Отчасти театр — это и храм, в который я прихожу как на службу, очищать пространство посредством своего служения и таланта, доносить до людей какие-то простые истины, чтобы они могли сопереживать и вытаскивать из себя глубинные эмоции. Театр и есть то место, где ты можешь себя познавать, очищать, — поделилась Анна Жарова. — Юбилей — особенное время. Я вспоминаю своего педагога, Лидию Ивановну Крупенину, её уже нет с нами, но мне кажется, что она оставила часть себя во мне. Она научила меня не просто любить танец, а любить жизнь, любить людей, любить этот театр. До сих пор помню, как она ходила по сцене и собирала упавшие невидимки и шпильки — самое удивительное, что теперь я сама это делаю. Я вспоминаю совершенно фантастических Любовь Гершунову и Анатолия Бердышева, народных артистов России. Я очень благодарна Татьяне Олеговне Кладничкиной, народной артистке России, она сейчас работает педагогом, когда я пришла в театр, она заканчивала карьеру, и мне в наследство досталось её место, её стул, но главное, конечно, стиль, школа — то, что переходит у нас из поколения в поколение. Много гениальных людей служили в этом театре, мы храним их в своей памяти и своём сердце. И сейчас у нас работа кипит, это совершенно уникальная возможность, мы рады большому количеству спектаклей, приглашённым гостям. И всем находится место, партии и роли. Это, безусловно, огромное счастье для наших зрителей, которые могут наслаждаться искусством невероятно талантливых людей, звёзд мирового уровня».

Премьер Государственного академического Большого театра России Денис Родькин перед выступлением на сцене НОВАТа.

Заслуженная артистка России Ольга Гришенкова: «Это большая радость, что спустя почти год мы наконец-то выйдем на сцену в гала-концерте и поздравим наш любимый театр и наших зрителей с юбилеем. Я очень счастлива, что работаю в этом великом театре, ровеснике Победы…»

Василиса Бержанская уже успела выйти из сценического образа и приняла нас в гримёрке.

27-летняя восходящая звезда — родом из города Ессентуки, выпускница РАМ им. Гнесиных, солистка оперной Молодёжной программы Большого театра, а с 2017 года солистка Немецкой оперы в Берлине. «Новосибирский театр оперы и балета — один из самых больших в мире — грандиозное строение. И публика здесь фантастическая. Такие овации практически на каждом спектакле. Конечно, это приятно, когда зрители так поддерживают, любят. Я часто получаю благодарные сообщения после спектакля, — призналась Василиса. — Здесь замечательный оркестр, и коллеги у меня прекрасные. Большое удовольствие работать в этом театре. Я занята в опере "Дидона и Эней" на камерной сцене, её ставили специально на меня, и это один из самых красивых спектаклей — очень стильный, очень тонкий и эстетически яркий».

Па-де-де из балета «Талисман» Р. Дриго (хореография М. Петипа в редакции П. Гусева). В этот вечер Анну Жарову пришла поддержать её педагог — Татьяна Константиновна Капустина. Она сидит в зале практически на всех спектаклях своей ученицы.

Один из самых красивых моментов балета «Спартак» А. Хачатуряна в хореографии Ю. Григоровича. Солисты НОВАТа Ксения Захарова и Роман Полковников. В марте 2021 года балетную труппу НОВАТа возглавил народный артист России Фарух Рузиматов. С ним связывают надежды на новый этап и возрождение новосибирского балета.

Как балет может лечить раненые души — премьер Большого театра, заслуженный артист России Михаил Лобухин исполняет номер «Всё не так, ребята» на музыку Владимира Высоцкого (хореография М. Иваты). За дирижёрский пульт во втором отделении встал заслуженный артист Республики Армения Карен Дургарян, на новосибирской сцене он дирижирует несколькими балетами.

Неподражаемый Денис Родькин в образе Хозе из балета «Кармен-сюита» Ж. Бизе — Р. Щедрин.

Ведущая солистка Большого театра России Элеонора Севенард и Денис Родькин, дуэт Кармен и Хозе (хореография А. Алонсо).

Лёгкость и изящество. Выпускник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой Никита Ксенофонтов (2017 г.) в штате НОВАТа с 2015 года. Гопак из балета «Тарас Бульба» (хореография Р. Захарова).

И финальный аккорд вечера — невероятное по технике гран-па из балета «Дон Кихот» Л. Минкуса в исполнении солистов Большого Элеоноры Севенард и Дениса Родькина.

Следующие два гала-концерта состоятся 5 мая (оперная программа) и 12 мая (балетный, в день рождения театра), точная дата четвёртого пока неизвестна, по планам театра он должен состояться в конце мая. Онлайн-трансляцию первого концерта показали на портале «Смотрим» и Youtube-канала «Россия-Культура», в записи он будет доступен до 24:00 11 апреля. Кроме того, запись концерта покажут 10 апреля по телеканалам ОТС и ОТР.

 

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика