15.03.21

Обманчивая радость

Ресторанный бизнес возвращается к привычной доковидной жизни, но говорить о полном восстановлении этой сферы преждевременно

Главная проблема отрасли, помимо недополученных доходов, — большой отток квалифицированных работников.

Год назад, в конце марта 2020-го, когда в нашу жизнь стали входить различные коронавирусные ограничения, новосибирские владельцы ресторанов, баров и кафе «посыпали голову пеплом». Отрасль, куда входит около 1 000 заведений общественного питания, стала одной из первых и самых крупных «жертв» коронавируса. Более четырёх месяцев рестораны и кафе не работали вообще, затем очень долго действовали ограничения по длительности работы и количеству клиентов, которые были полностью отменены правительством Новосибирской области только несколько недель назад, в конце февраля. Сейчас у рестораторов совсем другое настроение: волна отложенного спроса буквально накрыла общепит, люди соскучились по этой атмосфере, по общению. Но радостью встречи с клиентами и показателями оборота никто особо не обольщается. Убытки, и не только финансовые, которые понесла отрасль, так быстро не восстановишь.

— Сейчас у всех нас оптимизм, залы ресторанов и кафе полны, обороты растут, но говорить о том, что прошлый год прошёл бесследно, нельзя, — отметила вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Сибири Анжелика Бурковская. — Да, никто не закрылся полностью, почти все сохранили штат сотрудников. Была возможность получить безвозвратные субсидии от государства и льготные кредиты, но остались отложенные обязательства, проще говоря — долги, перед арендаторами, поставщиками, которые всё равно придётся возвращать. И мы почти уверены, что в течение 2021 года ситуация полностью не выровняется, потребуется ещё как минимум год, если не будет третьей волны и новых ограничений.

По оценкам рестораторов, потери отрасли в 2020 году составили от 15 до 25%. Официальная статистика даёт более точные цифры: оборот предприятий общественного питания Новосибирской области снизился с 35,6 миллиарда рублей в 2019 году до 28 миллиардов в прошлом году.

А что такое 20–25% процентов оборота, если учитывать, что рентабельность данного бизнеса составляет от 10 до 20%? Это значит, что никакой рентабельности и доходов не было в принципе. При этом многие рестораторы до сих пор не понимают, почему именно их отрасль попала в такой «переплёт».

— Рестораны и кафе во все времена отличались скрупулёзным подходом к вопросам гигиены, у нас всегда прекрасная вентиляция, и любые требования, даже самые жёсткие, мы бы выполнили, — отметил известный новосибирский ресторатор Денис Иванов. — Но что было, того уже не вернуть, и нужно продолжать жить в тех условиях, которые существуют.

Главная проблема отрасли, помимо недополученных доходов, — большой отток квалифицированных работников, которые в непонятной ситуации локдауна ушли в другие сферы. Кто-то из них возвращается обратно, но в целом проблема с кадрами существует и в заведениях высокой кухни, и в стрит-фуде. Что же касается экономической стороны вопроса, то рестораторы продолжают вести диалог с органами государственной власти и обговаривают механизмы, которые могут помочь отрасли быстрее встать на ноги. В частности, возможно дальнейшее снижение процентной ставки по кредитам, которые предоставляет Фонд микрофинансирования Новосибирской области. Пятилетние кредиты со ставкой 5% были востребованы и в прошлом году, а если министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области ставка будет ещё снижена, то этот инструмент господдержки бизнеса станет куда более востребованным.

Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика