25.02.21

Пилоты выходят на старт

Инновационным компаниям позволят законодательные послабления в обмен на технологическое ускорение. Кто и как может получить такое право?

Робототехника — одна из сфер, где ЭПР могут стать наиболее востребованными.

За милым словосочетанием «цифровые песочницы», навевающим воспоминания о беззаботном детстве, на деле стоят вполне серьёзные перспективы технологических прорывов и инновационных открытий в самых разных сферах.

Этому должен способствовать федеральный закон об экспериментальных правовых режимах (ЭПР) в сфере цифровых инноваций, принятый 31 июля 2020 года и вступивший в силу 28 января 2021 года. Сразу после принятия его для простоты окрестили законом о «цифровых песочницах». Суть документа в том, что бурное развитие современных технологий в последнее время заметно опережает не столь расторопное законодательство. Из-за его инертности многие инновационные достижения не могут коммерциализироваться и находить применение на практике, так как отсутствует их законодательное регулирование, а действовать на своё усмотрение разработчики не рискуют. Дать пионерским проектам необходимое ускорение, возможность их разрабатывать и апробировать призван закон об ЭПР. Создание зон с ЭПР планируется в рамках реализации федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды», который входит в нацпрограмму «Цифровая экономика», рассчитанную на период до 2024 года.

IT-отрасль Новосибирской области по динамике развития, количеству организаций, численности и качеству кадров входит в ТОП-5 в России. В регионе действует более трёх тысяч IT-компаний с совокупным оборотом более 100 млрд рублей. Работают несколько центров развития информационных технологий, одним из крупнейших является Академпарк.

Как пояснили в минэкономразвития Новосибирской области, закон направлен на создание правовых условий для ускоренной разработки и внедрения новых продуктов и услуг в сферах применения инноваций с использованием цифровых технологий (искусственный интеллект, распределённый реестр, нейротехнологии, квантовые технологии и др.). Перечень направлений устанавливает Правительство РФ. В рамках закона определяются цели и принципы ЭПР в сфере цифровых инноваций; круг участников режимов; отношения, связанные с их установлением и реализацией.

Проявить инициативу по внед­рению эксперимента может как государственный орган или орган местного самоуправления, так и юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, внося свои предложения в установленном законом порядке, сообщает областное минэкономразвития. Установлению ЭПР предшествует ряд обязательных процедур с привлечением отраслевых органов власти, а также автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика», которая уполномочена представлять интересы бизнеса в вопросах экспериментального регулирования.

Цифровые инновации это:

  • новые или существенно улучшенные продукты (товар, работа, услуга, охраняемый результат интеллектуальной деятельности) или процессы
  • новые методы продаж или организации различных практик, используемые по определённым в законе направлениям
  • Основные принципы ЭПР:
  • ограниченный состав участников
  • ограниченное время действия
  • ограниченная территория (как правило)

Для получения возможности экспериментировать в правовом поле есть два пути: самим стать инициаторами процесса, обратившись со своим предложением в федеральное Минэкономразвития, которое уполномочено регулировать процесс, либо присоединиться к уже существующему ЭПР, подав заявку в отраслевое федеральное министерство по соответствующему направлению разработки, апробации и внедрения цифровых технологий. В целом на процесс подачи заявки, её рассмотрение, предварительный отсев, возможную доработку, снятие разногласий отведено 85 дней, после чего, в случае положительного решения, программа ЭПР утверждается. В заявке необходимо подробно описать, что и как предполагается тестировать, изложить программу ЭПР, разъяснить, в чём преимущества предлагаемого для эксперимента продукта. Действовать такой режим может три года с возможностью продления.

К компаниям, которые претендуют на право использовать ЭПР, закон предъявляет ряд определённых требований. Они не могут быть должниками по налогам, для руководителя обязательно отсутствие судимости, компания не должна находиться в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства, она также не может быть иностранным юридическим лицом.

В обязанности «экспериментаторов» входит ведение реестра тех, с кем они работают в рамках ЭПР; информирование потенциальных партнёров о сути ЭПР; рассмотрение связанных с работой в рамках ЭПР жалоб, если они поступят.

Отчёт о результатах применения ЭПР направляется в конт­ролирующие органы не позднее чем за 70 дней до окончания срока действия режима (если ЭПР введён на год и менее — за 25 дней). Затем в течение месяца производится оценка эффективности и результативности применения режима, после чего возможно распространение его норм на всю территорию РФ.

Проект «Охота+», заявленный Новосибирской областью, позволит отказаться от выдачи охотничьих билетов в бумажном виде.

В министерстве цифрового развития и связи Новосибирской области сообщили, что регион планирует выступить пилотом по целому ряду направлений разработки, апробации и внедрения цифровых технологий в соответствии с законом об ЭПР. В частности, региональное минцифры уже направило к рассмотрению прог­рамму экспериментального правового режима проекта «Охота+». Суть в том, что сегодня, согласно законодательным нормам, установлена необходимость выдачи охотничьего билета федерального образца и разрешения на добычу охотничьих ресурсов только на бумажном носителе. Создание «цифровой песочницы» по проекту «Охота+» предполагает снятие законодательных барьеров в Новосибирской области для перевода процессов оказания государственных услуг «Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов» и «Выдача охотничьего билета» на реестровую модель с возможностью получить соответствующие документы в электронном виде. Применение такой сервисной модели позволит оптимизировать процесс предоставления услуги как для граждан, так и для государства, а также сократить расходы на выдачу результата в бумажном виде, поясняют эксперты областного минцифры.

Успешное апробирование первого ЭПР для получения госуслуги в электронном виде на территории области позволит внести изменения в федеральные нормативные правовые акты для применения этих норм уже на всей территории Российской Федерации, а также использовать такое решение для других государственных услуг, уверены в министерстве.

Экспериментальные правовые режимы могут применяться по направлениям:

  • медицинские технологии, включая телемедицину, фармацевтическая деятельность
  • транспорт, включая беспилотные технологии
  • сельское хозяйство
  • финансовый рынок
  • дистанционная торговля
  • строительство и реконструкция
  • госуслуги
  • промышленность
  • ряд других направлений цифровых инноваций

Ранее сообщалось, что у компаний Новосибирской области есть все предпосылки для того, чтобы подавать заявки на ЭПР также в сферах образования, промышленности, телекомтехнологий, телемедицины, беспилотных технологий.

Президент Ассоциации содействия развитию информационных технологий «Сиб­АкадемСофт» Ирина Травина вспоминает, что идея создания таких «песочниц» возникла уже довольно давно, и новосибирские компании были в числе тех, кто активно продвигал её наверх. Законов, ограничивающих развитие технологий, действительно хватает, поэтому создание территорий, где существуют некоторые законодательные послабления, вполне может помочь эту проблему решить. Ирина Травина приводит в пример законодательное регулирование использования квадрокоптеров, накладывающее сегодня массу ограничений. Она считает, что они вполне могли бы применяться более широко, чем сегодня позволяет закон, — в частности, при реализации проекта «Академгородок 2.0», в рамках которого запланировано создание инновационного района «СмартСити». Те же квадрокоптеры можно было бы здесь использовать, например, для доставки товаров. Это вполне подходящая территория для создания экспериментальной зоны со снятием ряда законодательных ограничений, считает глава «СибАкадемСофта». И это не единичный пример — новосибирские IT-компании в стране довольно заметны и имеют большой потенциал.

— Поэтому мы, конечно, приветствуем принятие такого закона, — резюмирует Ирина Травина. — Теперь надо его внимательно изучать совместно с резидентами Академпарка, чтобы понять, какие ограничения нужно снять, определить потребности наших компаний и выходить со своими инициативами по установлению экспериментальных правовых режимов.

Врио гендиректора Академпарка Дмитрий Верховод (недавно назначенный на этот пост) также хорошо помнит предысторию этого закона — предложения по возможным сферам его применения обсуждались ещё в 2015 году. По его словам, эта тема очень актуальна для айтишников, производителей беспилотников, разработчиков финансовых технологий, робототехники, систем на основе искусственного интеллекта — сфер, которые часто не вписываются в существующие правовые механизмы. Как считает Дмитрий Верховод, многие резиденты Технопарка воспользуются новыми возможностями, предоставляемыми законодательством.

Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

up