20.01.25

Как тебе такое, Илон Маск?

В Новосибирской области наладили производство уникальных инновационных двигателей для беспилотных космических аппаратов

Соучредитель ООО «СИА» Владимир Федотов, конструктор Илья Коновалов и технический директор компании Иван Тимофеев. 

Где-то в бескрайнем космосе

Если ясной безоблачной ночью поднять голову вверх, да ещё и вооружиться оптическими приборами, то на высоте чуть более 400 км над Землёй можно разглядеть международную космическую станцию (МКС), уже более 25 лет «бороздящую просторы Вселенной». МКС — самый большой искусственный объект в ближнем космосе: в длину — более 100 метров, в высоту — до 30, а общий вес всех модулей станции — более 400 тонн. А всего на околоземной орбите, по данным на середину 2024 года, находится 11 780 действующих спутников (и примерно столько же отработавших) различного назначения: телекоммуникационных и метеорологических, разведывательных и для дистанционного зондирования Земли. Россия по общему числу спутников в тройке мировых лидеров — между США и Китаем. А с недавних пор в космосе работают устройства, к созданию которых свои мозги и руки приложили выпускники физфака НГУ и резиденты новосибирского Технопарка — ООО «СИА».

ФАКТ
По итогам 2024 года Новосибирская область заняла 5-е место в рейтинге научно-технического развития (НТР) регионов России. Это в том числе результат реализации госпрограммы НТР Новосибирской области, включающей и развитие научно-образовательного комплекса.
Санкционная польза

Компания, название которой расшифровывается как «Современный инжиниринг и автоматика» была основана в прошлом десятилетии, и, собственно, как называлась, тем и занималась. С 2016 года инноваторы начали заниматься новым направлением — разработкой водных электротермических двигателей для малых спутников. По сути, они уловили тренд, который уже распространился среди космических держав. В зависимости от размера и массы искусственные спутники имеют 12 градаций: от сверхтяжёлых, тяжёлых и больших, массой несколько тонн, до микро-, нано- и фемтоспутников, которые весят менее 100 граммов. Активное развитие направления малых спутников (от 11 до 220 кг) началось в мире с середины 2010-х годов, и Россия, пусть пока и с отставанием, тоже пошла по этому пути. За последние годы появилось множество отечественных компаний, которым требовались двигатели для малых спутников. И их спокойно приобретали на Западе, где таких производителей было множество. Всё изменилось около трёх лет назад…

— Когда в 2022 году начали вводить масштабные санкции против России, то и Роскосмос, и частные компании, использующие спутники, обратили свой взор на внутренний рынок, — говорит директор и сооснователь компании Роман Захаров. — И выяснилось, что именно наш стартап находится в самой продвинутой стадии разработки, практически на стадии запуска. Уже в 2023 году мы стали первой российской частной компанией, которая успешно подтвердила технологию, и провели полноценные профессиональные испытания на орбите. Сейчас на орбите находится шесть наших двигательных установок в составе спутников, которые суммарно наработали порядка 21 часа генерации тяги.

Мал да дорог
ЦИФРА

5 млн

рублей составил размер гранта правительства Новосибирской области, выделенный компании в 2024 году на коммерциализацию и трансфер технологий в области космических аппаратов.

Пока что новосибирцы занимаются выпуском водных двигателей для сверхмалых спутников формата «Кубсат» мощностью до 10 миллиньютонов. На Земле эта мощность мизерна, её не хватит даже для приведения в движение маленькой игрушечной машинки, но на высоте 450–500 км, в вакууме, действуют немного другие физические законы, и наш золотник там очень дорог и полезен. «Золотник» в данном случае — не фигура речи, а истинная правда: стенки «топливного бака», где находится обычная вода, покрыты тонким слоем золотого напыления, которое действует как отражатель тепловой энергии. Сам же двигатель не имеет аналогов в мире как минимум по части компактности: объем — 0,4 л, габариты — по 8 см в высоту и в диаметре. Вода как топливо даёт возможность хранить и запускать спутник с борта обитаемого космического аппарата, маневрировать, удлинять срок службы спутника и сводить его с орбиты для утилизации.

Но на маленьких двигателях для «Кубсатов» разработчики останавливаться не собираются. В их планах к 2027 году запуск в серийное производство (до 100 единиц в год) водных электротермических двигателей мощностью до 100 мН для космических спутников весом до 100 кг. Подобные аппараты могут быть использованы для группировки малых спутников «Грифон» и «Марафон», созданием которых занимается Роскосмос. «Марафон» будет использоваться для предоставления услуг интернета вещей, планируемый размер группировки — 264 спутника. А система глобального мониторинга Земли «Грифон» будет состоять из 136 спутников, что в сумме даёт 400 аппаратов. И если всё пойдёт по бизнес-плану, то большинство из них будут оснащены двигателями производства новосибирского Технопарка.

Резидентами Академпарка сегодня являются более 330 инновационных компаний, в которых работают около 10 тысяч человек.

Статусный нацпроект

Разработка новосибирских инженеров не только пришлась кстати для конкретных космических целей, но и удачно вписалась в один из приоритетов Стратегии научно-технологического развития РФ и новый национальный проект «Развитие многоспутниковой орбитальной группировки». Как отметила заместитель губернатора Новосибирской области Ирина Мануйлова, разработка и производство водных двигателей для малых космических аппаратов, налаженные при содействии правительства региона, отвечают как национальным целям РФ, так и задачам импортозамещения.

— У нас качественно выстроена система поддержки малых инновационных компаний, начиная с консультативной и инфраструктурной поддержки Академпарка до различных грантовых программ по линиям Фонда содействия инновациям и фонда «Сколково», — сказала вице-губернатор. — Данный проект, кстати, стал победителем Сибирской венчурной ярмарки, проходившей на площадке Международного форума технологического развития «Технопром-2024». А вскоре станет и обладателем гранта фонда «Сколково», что говорит о признании разработки наших земляков на самом высоком уровне.

Основной задачей нового нацпроекта является сохранение статуса России как ведущей космической державы путём достижения независимости в космических сервисах и услугах, технологиях интернета вещей, обеспечения стабильной и надёжной связи даже в самых удалённых уголках страны. А сохранить статус помогут в том числе собственные спутники с собственными двигателями. Незачем больше смотреть на Запад и Восток, если всё есть в Сибири. Кстати, одним из подразделов нацпроекта являются и образовательные проекты, и в 2024 году на базе Новосибирского государственного университета была создана фабрика-лаборатория малых космических аппаратов, где учащиеся имеют возможность принять участие в разработке и создании как комплектующих, так и целых беспилотных космических аппаратов. Уж в этом нынешним студентам смело можно равняться на своих предшественников.

КОММЕНТАРИЙ

Ирина МАНУЙЛОВА, заместитель губернатора Новосибирской области:
— В нашем регионе успешно реализуются флагманские проекты в сфере науки, развивается широкая линейка мер поддержки учёных и технологических предпринимателей. Мы постоянно работаем над тем, чтобы усилить эти меры и укрепить наши позиции в построении устойчивой экономики с высоким инновационным потенциалом.
Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА
back
up