Суперсила или диагноз?
Почему взрослые с СДВГ постоянно теряют перчатки, генерируют творческие идеи и физически боятся рутины? Разбираемся с экспертами в феномене синдрома дефицита внимания

Многозадачность — «конёк» людей с СДВГ. Им проще делать одновременно несколько дел, чем не делать ни одного.
Общаясь с экспертами на тему синдрома дефицита внимания и гиперактивности, я, как главный герой повести «Трое в лодке, не считая собаки», прочитавший медицинский справочник, сразу обнаружила у себя все симптомы — быстрая скорость жизни, тотальная рассеянность, невнимательность к бытовым мелочам, аврально-творческие импульсы, залипания в моменте, перманентная потеря документов, перчаток, ключей и зонтов. Вот и российские врачи-психиатры утверждают: СДВГ давно уже вышел из привычной детской ниши и всё больше проявляется у взрослых — по экспертным оценкам, в нашей стране около 5% взрослого населения живут с этим «диагнозом». Но точной статистики ещё нет — не хватает адаптированных для российской популяции диагностических инструментов, а сами «пациенты» научились мимикрировать под нормотипичных.
— СДВГ — это состояние, которое характеризуется постоянными проблемами с вниманием, гиперактивностью и импульсивностью, — рассказывает психолог Мария Березина. — В последние годы мы наблюдаем значительное увеличение числа таких диагнозов у взрослых. Одна из главных причин роста числа диагнозов СДВГ — это улучшение методов диагностики. Ранее многие случаи могли оставаться незамеченными или неправильно диагностированными, что создавало иллюзию меньшей распространённости. Это заболевание имеет генетический компонент, а постоянный поток информации и быстрый ритм жизни только усугубляют его симптомы, делая их более заметными.
Контекстуально-поведенческий психолог Евгения Дашкова образно сравнивает наше сознание с тёмным двором, где фонарь-внимание освещает нужные нам для жизни и мыслительного процесса уголки. Понятное дело, что у каждого — свой вид фонаря: у одного он светит сразу на полдвора, а у другого — только перед собой. У людей с СДВГ он сломан и работает, как флюгер: куда ситуативный ветер дует, туда и поворачивается. Пиликнуло сообщение — бежим читать. Пошла на кухню кофе варить, увидела кошачью шерсть на полу — ушла за пылесосом. Писала текст, вспомнила, что нужно договориться с подругой о встрече, начала звонить. Жарила картошку, отвлеклась на новостную ленту — готовка выпала из зоны фонаря-внимания, до свидания, сковородка. Встречается очень сильная реакция на звуки — часто до тотальной их непереносимости, когда работа в коллективе становится пыткой. Взрослые с СДВГ — весьма рассеянны, но при этом могут с головой погружаться в одну-единственную тему или проблему — это называется гиперфокус. Часто они живут в состоянии «тревожной запеканки», им трудно следовать инструкциям и играть по правилам: к примеру, простая замена паспорта по возрасту выливается для них в неразрешимую ситуацию. И тут дело вовсе не в легкомысленности или жадности человека — ему на физическом уровне трудно заставить себя дойти до ближайшего «паспортного стола» или оплатить квитанцию. Но большинство из них интуитивно вырабатывают для себя приемлемый ритм жизни. Эксперты считают, что у людей с СДВГ повышенная эмпатия, поэтому они легко находят с социумом общий язык. Евгения Дашкова убеждена, что СДВГ — это стойкий и хронический синдром, а его причины кроются в особенностях строения головного мозга человека. Поэтому СДВГ не лечится — можно только компенсировать его особенности, чтобы жить полноценной жизнью.
— При СДВГ концентрация внимания слабая, поэтому очень сложно фокусироваться на задаче, особенно в течение долгого времени, — рассказывает эксперт. — Проще, если задача интересная или эмоционально окрашенная: в таком случае эмоции помогают концентрироваться. А вот делать какое-то не очень интересное, скучное дело — сплошная мука, внимание моментально начинает барахлить и отвлекаться на что угодно другое.
Психолог подчёркивает: неспособность делать скучные, сложные или неприятные дела — это не прихоть людей с СДВГ, это буквальное физическое ощущение мучения. Поэтому для большинства хозяев «сломанного фонаря» бытовая рутина превращается в хаос: в раковине растёт гора посуды, дела не решаются, пол не моется, а контроль над жизнью полностью потерян. Ну а «суперспособность» за ночь создать проект, когда горят все дедлайны, — это поездка на их любимом адреналиновом топливе, потому что по-другому они не могут. Поэтому люди с СДВГ часто бывают успешны в творческих профессиях, где много эмоций, есть конкретные сроки и команда единомышленников.
- Неспособность сосредоточиться на мелких деталях
- Трудно удерживать внимание длительное время на чём-то одном
- Частые потери вещей и документов
- Повседневная забывчивость
- Нежелание следовать инструкциям, правилам и алгоритмам
- Синдром беспокойных ног
- Тревожные состояния
- Быстрая реакция на стресс. Человек обладает возможностью мгновенно действовать в конкретный момент
- Фантазия и креативность. Мозг при СДВГ всегда полон творческих идей
- Смелость и спонтанность. При правильной мотивации открывается способность быстро найти нестандартное решение
У людей с СДВГ наблюдается недостаточная активность префронтальной коры больших полушарий головного мозга, поэтому психиатры говорят не о медицинском понятии, а о нейроотличности. И трудности жизни с кривым вниманием — прямое следствие этих особенностей. Некоторые эксперты сравнивают мозг человека с СДВГ с большой скоростной машиной, которая быстро разгоняется, но с трудом тормозит, поэтому у него в приоритете быстрые стимулы и немедленная награда, когда результат нужен «здесь и сейчас», а не потом и завтра. «Время не ждёт» — вот их условный девиз.
— Здесь важна коррекция образа жизни, — советует гештальт-терапевт Зоя Титкова. — Все большие задачи нужно разбивать на маленькие шаги, чтобы не усиливать тревожное состояние. Важно каждый день расставлять приоритеты — человеку с СДВГ сложно понять, за что браться в первую очередь: восстановить утраченные документы или шторы постирать. Не нужно постоянно копаться в своих симптомах, а усиление прокрастинации или беспокойства списывать на обострение. Такие люди легко впадают в чувство вины, поэтому говорите себе: все мы совершаем ошибки или не рассчитываем силы, берясь за два дела одновременно. Кстати, у людей с СДВГ часто получается наоборот — им проще делать сразу два дела, чем не делать ничего.
Эксперт рекомендует для начала пересмотреть свою жизнь: заняться психологическим самообразованием, понять свои особенности и включить в скоростную жизнь физические упражнения, чтобы избавиться от переизбытка энергии, агрессии и суетливости. И конечно, высыпаться, соблюдать режим и планировать каждый день буквально по часам. Хвалите себя после каждого «геройского поступка», даже если вы просто заказали поверку счётчиков.
Поведенческие особенности людей с СДВГ Импульсивность.
Потребность в повышенной стимуляции делает людей с СДВГ склонными к импульсивным решениям. Это помогает быстро получить «подпитку» в виде нового опыта или ярких ощущений.
Рискованное поведение. Риск или неожиданность часто оказываются теми стимулами, которые обеспечивают необходимую активацию мозга.
Проблемы с рутинными задачами. Взрослым с СДВГ сложно справляться с монотонными задачами — они просто не дают нужного уровня стимуляции, поэтому мозг быстро теряет интерес и переходит на что-то более стимулирующее.

