07.12.23

Мона Лиза в школе

Как развивать эмоциональный интеллект школьников и воспитывать культурных людей? В школах Новосибирска создают картинные галереи и передвижные выставки

Оксана Никифорова со своими ученицами в школьной библиотеке.

Беспокойными мазками

В Новосибирске подвели итоги Международного фестиваля культурно-образовательных практик «Центр притяжения», организованного ЦК19 в рамках Десятилетия детства. На одной из дискуссионных площадок форума речь шла о школьных картинных галереях.

Новому зданию школы №155 на Ключ-Камышенском плато в Новосибирске всего шесть лет, уже в самом оформлении внутренних пространств школы чувствуется заинтересованность в художественном воспитании. В одном из фойе разместилась большая выставка фотографий учеников, в другом — фотозона из книг с возможностью листать страницы. В школьной библиотеке собрана подборка книг и альбомов по изобразительному искусству. А в отдельном пространстве — картинная галерея с целой серией репродукций известных шедевров: автопортреты Казимира Малевича и Зинаиды Серебряковой, арлекин Пабло Пикассо, сибирская красавица Василия Сурикова, дама с кавалером в оранжерее Эдуарда Мане и на садовой скамейке Клода Моне.

— Школьная картинная галерея существует у нас уже три года. Работать с детьми мы начинаем с первого класса. Нам важно, чтобы дети учились видеть, могли почувствовать картину, а для этого мы учимся говорить, — рассказывает Оксана Анатольевна Никифорова, учитель начальных классов и куратор проекта. — Все дети пробуют себя в роли экскурсоводов, так что это ещё и возможность научиться выступать на публике. Мы выезжаем на занятия и в ЦК19, и в Новосибирский художественный музей. Был у нас проект «Звучащие картины», когда мы подбирали мелодии через чувства детей. Одно дело, когда ты видишь картину в книге или на экране, другое — когда ты стоишь перед ней, это гораздо более сильные впечатления.

Выявление и поддержка одарённых детей, создание условий для их развития — одна из главных задач государственной программы «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодёжи в Новосибирской области на 2015–2025 годы».
Победить скуку

Экскурсию проводят ученицы четвёртого класса.

Современным детям скучно в школе, им не хватает ярких захватывающих событий и эмоций — всё это сегодня с избытком даёт им виртуальный мир. А монотонные будни за партой, однообразные уроки и необходимость осваивать огромное количество рутинных знаний постепенно подавляют тягу к творчеству, к совместной деятельности и подлинному искусству. В школе №197 знают, как вырастить творцов, ценителей прекрасного и знатоков искусства.

Проект стартовал в 2011 году, когда началось сотрудничество с Городским центром изобразительных искусств (ныне центр культуры ЦК19). Школьники ездили на выставки, встречались с художниками, сами рисовали, наконец, стали побеждать в конкурсах. А в 2015 году в школе открыли свою галерею «Встреча с шедеврами», в выставках которой принимали участие художники Новосибирска. На встречу с ребятами приезжал и легендарный художник-баталист, фронтовик — участник Великой Отечественной войны, народный художник России Вениамин Чебанов, на его персональной выставке в школьной галерее было представлено 30 оригинальных работ!

Выставляются и лучшие работы учеников школы, и работы профессиональных художников, и репродукции мировых шедевров. Одна из мам, увидев в школьной картинной галерее «Мону Лизу» Леонардо да Винчи, вдруг воскликнула: «Не думала, что увижу её когда-нибудь вживую!». Это была всего лишь репродукция, но передача цвета, фактура холста и качественное изображение вызвали подлинные эмоции.

— Название, конечно, громкое — картинная галерея. На самом деле это небольшое помещение — коридор обычной типовой школы, где происходит встреча с прекрасным, — говорит Ольга Белокобыльская, учитель музыки школы №197, куратор проекта «Школьная картинная галерея». — Помню первую выставку, когда я сидела допоздна, наблюдала за тем, как приходят дети и взрослые, и боялась, как бы на утро не оказалось, что кто-то что-то дорисовал. Но всё прошло благополучно. И теперь у нас экспозиции сменяются раз в четверть.

В отдалённой от культурных центров школе, а 197-я находится на Волочаевском жилмассиве в Дзержинском районе, подобная галерея — это первое знакомство с картинами профессиональных художников, воспитание художественного вкуса, а кроме того, сопричастность творчеству — ребята представляют работы на конкурс, участвуют в создании фотозон к праздникам.

Заметим, затраты на создание школьные картинной галереи не заоблачные. В 197-й школе они составили около 35 тысяч рублей в ценах 2015 года, когда приобрели карнизы, осветительные приборы, рамки, крючки и цепочки для подвески работ.

Музей в кармане

Выставка работ «Моя мама — рукодельница» в одном из фойе школы №155.

Школа №90 с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла находится в Ленинском районе Новосибирска. Картинная галерея здесь стала основой для изучения предметов и профильного цикла, и не только. Познавать отечественную историю и литературу помогает действующая экспозиция «История России в картинах», в которой представлены репродукции знаменитых российских мастеров: «Переход Суворова через Альпы» Василия Сурикова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Пётр II и Елизавета на псовой охоте» Валентина Серова, «Вечная Россия» Ильи Глазунова.

В галерее проходят классные часы, разговоры о важном, факультативы, передвижные выставки современных художников. Отбираются по конкурсу и работы самих учеников — и это оказывается настоящим событием в жизни юных творцов. В школе развивается движение культурных волонтёров, которое объединяет детей пятых и шестых классов.

— Ребята-волонтёры помогают в организации выставок и экскурсий, участвуют в проведении культурного марафона, который обычно проходит в марте, во время Недели искусств. Наши волонтёры пробегают по классам, раздают задания, марафон мы проводим в виде квеста, в эти дни картинная галерея становится точкой притяжения, — делится опытом Ольга Ивановна Фатеева, учитель изобразительного искусства школы №90. — Наша картинная галерея была открыта 20 сентября 2020 года с лёгкой руки и при помощи ЦК19. В условиях удалённости нашей школы галерея стала своего рода музеем в кармане.

КСТАТИ

Школьная картинная галерея:

  • делает школьную жизнь более яркой
  • расширяет кругозор учеников
  • развивает творческую активность
  • формирует уважение к истории и культуре страны
  • рассказывает о местных современных художниках

Фотозона в фойе.

В проекте «Школьная картинная галерея» сегодня участвуют три школы из удалённых районов Новосибирска. Будем надеяться, что практика таких галерей получит распространение и их число в регионе будет расти. Школы обмениваются выставками, сами создают свои коллекции и расширяют возможности использования этого художественного ресурса. Среди коллекций репродукций, которые участвуют в проекте, — «Художники-путешественники», «Николай Грицюк. 100 лет со дня рождения», «Встреча с мировыми шедеврами», «Мой город Новосибирск», «Жанровая живопись» и другие. ЦК19 подготовил для них маршрутизатор «Искусственный резерв» в виде интернет-карты по мировой художественной культуре, которым можно пользоваться на уроках.

— Начинаем мы работу в школьной галерее с выставок репродукций, потому что ещё непонятно, как отреагируют дети, а затем уже привозим выставку оригинальных работ наших художников. Со школой заключается договор, она берёт на себя ответственность за сохранность, — рассказывает Дария Ластушкина, один из авторов проекта «Школьная картинная галерея», сотрудник отдела просветительских проектов ЦК19.

Проект «Школьная картинная галерея» (авторы — Ирина Петрова и Дария Ластушкина) стал одним из победителей конкурса Международного фестиваля культурно-образовательных практик «Центр притяжения». Среди победителей также — томский проект Семёна Промое «Музыкальное путешествие» и проект швейцарского автора Георга Вайнанада «DasArts»/«Открыто об искусстве».

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА
back
up