04.06.25

Взойти на «Парадиз»

Какие новосибирские театры и актёры получили премию «Парадиз» за два прошлых сезона?

Традиционные для любой церемонии выступления юных талантов.

Спустя три года новосибирская премия «Парадиз» вернулась на театральные круги и прошла при поддержке министерства культуры НСО. В качестве символа организаторы взяли птицу Феникс, как бы намекая на возрождение, — и это связано с серьёзными амбициями новой команды. На мой субъективный взгляд, трудно свести к «пеплу» 30-летнюю историю старейшей театральной премии, которая за свой век повидала множество ребрендингов и новых форматов, но оставалась всегда тем, ради чего была создана, — общей театральной «точкой сборки».

В этот раз премия вернулась в слегка усечённом виде — организаторы решили обойтись без предварительного отбора спектаклей, которым занимались эксперты: театры сами выдвинули свои спектакли сразу двух театральных сезонов — 2022/23 и 2023/24. В общем, экспертное жюри «журило из того, что было», а на премию претендовали представители трёх театральных направлений: музыкальные, кукольные и драматические театры.

Худрук ГДТ Сергей Афанасьев в «чеховском образе» и директор Новосибирской филармонии Анна Терешкова

Церемония награждения лауреатов XXXIII Новосибирской профессиональной театральной премии «Парадиз» проходила на сцене Городского драматического театра — в день рождения его художественного руководителя и председателя СТД Сергея Афанасьева. Сергей Николаевич предстал перед публикой в истинно «чеховском образе», заявил, что шляпу надел, потому «ему сегодня всё можно», поблагодарил всех, кто помог с организацией, и заметил, что вся наша жизнь — игра, поэтому не надо принимать близко к сердцу решения жюри.

— Очень рад, что мы все наконец собрались, чтобы пообщаться и выяснить: кто из нас лучший, — сказал худрук ГДТ. — Сегодня мы подводим итоги прошлых двух сезонов, а в ноябре, если верить оракулу, мы с вами встретимся, чтобы подвести итоги сезона 2024/25.

Артисты театра кукол радуются успехам Яны Трегубовой, получившей награду за роль Бабочки.

В номинации «Музыкальный театр» были представлены Новосибирский музыкальный театр, НОВАТ и «Красный факел» со спектаклем «Ромео и Джульетта», который, забегая вперёд, получил специальную премию жюри. Практически все «золотые яблоки» за два сезона ушли в НОВАТ — за оперы «Опричники» и «Царская невеста», а Музыкальный театр стал победителем в номинации «Лучший художник-сценограф» за миры, которые создала художник-постановщик мюзикла «Человек, нашедший своё лицо» Екатерина Малинина.

Номинация «Театр кукол» тоже не принесла каких-то инсайтов — все награды забрал Новосибирский областной театр кукол за спектакли «Ханума» и «Про Ёжика и Медвежонка», но за независимый профессиональный театр «Пилигримы», который создали Владимир и Елена Кузнецовы, стало немного «обидно». Всё-таки люди (без бюджетных вливаний!) делают уникальнейший театр для детей и взрослых, где искусство становится проводником в мир очень тонких смыслов и идей, — неужели за два сезона не нашлось работы, заслуживающей поощрения? Впрочем, это вопросы «в воздух», конечно.

Эксперт жюри Алексей Кудинов приветствует Тимофея Мамлина.

«Снова за птичками в раю — вечная очередь», — пел Александр Розенбаум, и это отчасти напоминает номинацию «Драматический театр», когда предполагаемый «олимп-парадиз» окружают практически все новосибирские театры. Но в этот раз все главные номинации поделили между собой театры «Красный факел» и «Старый дом», которые, безусловно, стали хедлайнерами двух сезонов.

Театральный критик Яна Глембоцкая и директор театра «Старый дом» Татьяна Ильина. 

Итак, в сезоне 2022/23 в номинациях «Лучший спектакль» и «Лучшая работа режиссёра» лауреатом стал спектакль «Котлован» в постановке главного режиссёра театра «Старый дом» Антона Фёдорова. А Тимофей Мамлин, сыгравший в нём Вощева, отмечен «золотым яблоком» в номинации «Лучшая мужская роль». Художник Елена Сорочайкина, сочинившая пространство «Мещан» (режиссёр Семён Серзин) в «Красном факеле», заняла номинацию «Лучшая работа художника», а Дарья Емельянова, воплотившая роль Татьяны в этом спектакле, стала звездой в номинации «Лучшая женская роль».

Дарья Емельянова — лучшая Татьяна в спектакле «Мещане».

В сезоне 2023/24 расстановка на театральной шахматной доске следующая: премия за лучший спектакль ушла в «Красный факел» — «Мёртвые души» в постановке Андрея Прикотенко отмечены жюри и зрительской любовью. В эту же копилку и номинация «Лучшая работа художника» — победа досталась художнику-сценографу спектакля Ольге Шаишмелашвили. «Лучшей работой режиссёра» стал спектакль театра «Старый дом» «Дачники», созданный Никитой Кобелевым в 2023 году, а Анастасия Белинская, блистательно сыгравшая в нём роль Юлии Филипповны, попала на «звёздный олимп» с лучшей женской ролью сезона.

Номинации привычно разбавляли музыкальные номера

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА
back
up