23.11.20

Загадки птицелюдей

Пермский звериный стиль и сибирское культовое литьё — выставка в Новосибирском краеведческом музее открывает вселенную древних жителей Урала и Сибири

Всматриваясь в модель мира огромной территории от Камы до Енисея, можно понять корни современных сюжетов, а по большому счёту — кто мы и откуда пришли.

Оригинальные предметы металлического литья представляют пантеон богов и духов древнего человека, жившего на территории Урала и Сибири в эпоху Средневековья. Человек с крыльями и птица с личиной на груди, осёдланный медведь и всадники на коне, фантастические ящеры и змеи, человеколоси и шумящие подвески. Выставка «Поиск утраченных миров» — совместный выставочный проект Новосибирского краеведческого музея и Пермского краеведческого музея, посвящённый древнему искусству и представляющий предметы культового литья IV–XIII веков. От высокохудожественных пермских фигурок и пластин до более символичных сузунских находок.

Птица с личиной и крылатый волк/пёс из собрания Пермского краеведческого музея.  

Пермский звериный стиль — один из самых загадочных феноменов Евразии, считается туристическим брендом Пермского края и культурным символом Перми, наряду с балетом и деревянной православной скульптурой. Собственно, выставка «Поиск утраченных мифов» создавалась как мобильная и не первый год путешествует по стране, восхищая и удивляя мастерством древних литейщиков. Загадочность пермского звериного стиля объясняется отсутствием письменности, о некоторых сюжетах рассказывают дошедшие до нас сказки и легенды, некоторые подробности технологии раскрывают археологические раскопки: к примеру, известно, что литьём в Прикамье занимались женщины — в захоронениях найдены формочки для литья. О пермском зверином стиле написаны исследования, изданы книги.

Николай Рерих, расписывавший в 1907–1908 годах храмы в Перми, так был потрясён пермским звериным стилем, что делал зарисовки загадочных образов, а вернувшись в Москву, разработал на их основе эскизы мебели.

Новосибирская часть проекта — не просто дополнение к выставке, а часть звериного стиля, характерного для культового литья народов огромной территории от Камы до Енисея. Это находки археологического отряда НГКМ в 2017–2020 годах на памятнике Верхний Сузун-10, где на древнем святилище найдено более 120 бронзовых предметов эпохи раннего Средневековья (VI–VIII века). Обнаружение сакрального для древних места, святилища, — настоящее открытие, эти находки меняют наше представление о мировоззрении и культуре людей, которые жили здесь почти полторы тысячи лет назад. Одна из фигурок уже стала символом Новосибирского краеведческого музея — стилизованная птица, или душа-птица, связанная с верованиями средневековых людей в верхний мир, образ этот характерен для племён, населявших верхнюю Обь в VI–IX веках н. э. Сузунская коллекция экспонировалась на специальной выставке «Дети неба», кроме того, она стала основой для фирменного стиля НГКМ — загадочные всадники, стилизованные волки и медведи «переселились» на футболки, подвески и кружки, которые можно приобрести в киосках музея. Фигурки эти очень похожи на те, которые находят на территории Урала и Пермского края.

Шумящие коньковые подвески с конскими головами и утиными лапками — такие находили в женских погребениях. Мотив с двумя конскими головами имел магический смысл. Из собрания Пермского краеведческого музея.

— Стиль предметов на совместной выставке достаточно близкий, хотя пермское литьё более качественное с точки зрения технологии и более художественное по исполнению. Наше — проще в силу меньшего мастерства и умений местных литейщиков, хотя развивались они примерно в одно время, — рассказывает Сергей Росляков, руководитель экспедиции на памятнике Верхний Сузун-10, главный научный сотрудник Новосибирского краеведческого музея, кандидат исторических наук. — Несмотря на то, что образы похожи, есть характерные сюжеты. К примеру, в пермском зверином стиле есть такой символ, как человеколось, которого нет у нас. Мы же находим много всадников на коне, и есть совершенно специфичный образ, пожалуй, самый загадочный, — это фигура человека в кольце или окружности. Таких фигурок нет среди пермских, однако они хорошо представлены у нас и на территории Томской области.

Главный научный сотрудник НГКМ Сергей Росляков. Всадник на медведе (на футболке) — находка из клада на памятнике Верхний Сузун-10. 

Найденные в Верх-Сузуне фигурки человека в кольце, напоминающие витрувианского человека Леонардо да Винчи, с признаками мужского пола — на некоторых изображениях видны борода и шлем. По предположению Сергея Рослякова, образ олицетворяет собой символ вселенной того времени. В мифологии западносибирских народов высшим божеством является Небесный бог, Творец мира (Нуми-Торум, обские угры; Ном, селькупы), его называют «Верхним богом», «Большим стариком» или «Золотым светом».

Сузунское культовое литьё

Ещё одна загадка сузунского культового литья — всадник, сидящий на медведе. Этот сюжет также не встречается в Приуралье и крайне редко обнаруживается в Западной Сибири. Пока не удалось найти сюжет среди сказок и легенд, хотя бы отдалённо расшифровывающих этот образ.

По поверьям западносибирских народов, медведь (Ялп-уо-ойка, манси; Корг, селькупы) является сыном небесного бога. У ненцев есть рассказ, когда богатырь взнуздывает медведя и запрягает его в нарты вместо оленя. Оседлать медведя для скотоводов, обитавших в Верхнем Приобье, — значит подчинить себе божественное существо.

Выставка работает до 10 января 2021 года.

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back
up